Адаптированная рабочая программа по рисованию для 3 класса (вариант 8.3)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа составлена для ученика 3 класса надомного обучения , имеющего следующие особенности здоровья: искаженное развитие преимущественно аффективно – эмоциональной сферы (II группа по О.С. Никольской); тотальное недоразвитие (легкий уровень); системное недоразвитие речи первого уровня. Рекомендовано обучение по адаптированной общей образовательной программе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 8.3 с учетом специальных условий получения образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для ученика 3 класса надомного обучения, имеющего следующие особенности здоровья: искаженное развитие преимущественно аффективно – эмоциональной сферы (II группа по О.С. Никольской); тотальное недоразвитие (легкий уровень); системное недоразвитие речи первого уровня.
Рекомендовано обучение по адаптированной общей образовательной программе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 8.3 с учетом специальных условий получения образования. Составление специальной индивидуальной программы развития.
Программа по рисованию составлена на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”.
-Примерная адаптированная основная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Локальные акты образовательного учреждения (Устав МБОУ СОШ №3 г. Суража; Основной образовательной программой НОО МБОУ СОШ №3 г. Суража; Положение о внутришкольном контроле в МБОУ СОШ №3 г. Суража).
Для реализации данной программы используется УМК:
- Учебник: «Изобразительное искусство» 3 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Авторы: Рау М.Ю.,
Зыкова М.А. , М.:«Просвещение», 2017.
- Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство, 1-4классы» (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) М.:«Просвещение», 2017.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение ИЗО носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования .
Задачи:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;
• обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
• совершенствования учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
• развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Рисование» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа в год).
Форма промежуточной аттестации – рисунок по выбору учителя.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно гигиенических требований при работе с ними; знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; знать названия предметов, подлежащих рисованию; знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; рационально организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета; узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия. | знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании; знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм», «динамика» и др.; знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами. рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Характеристика базовых учебных действий
БУД | Характеристика |
Личностные |
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Коммуникативные |
взаимодействия с учителем;
разных видах деятельности и быту;
социальных ситуациях;
конструктивно взаимодействовать с людьми; |
Регулятивные |
помещения);
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
учебное место;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
свои действия и действия одноклассников;
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
Познавательные |
предметов;
классифицировать на наглядном материале;
предметами-заместителями;
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
Формы контроля и оценки знаний
Оцениваются поделки и рисунки после каждого занятия. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами;
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т. п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т. д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
2. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
3. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5. Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т. д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т. д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т. д.). Объем — основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т. д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т. д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование по учебному предмету «Рисование»
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Беседа по технике безопасности. Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему. | |||
2 | Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование. | |||
3 | Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование. | |||
4 | Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование. | |||
5 | Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки. | |||
6 | Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из кусочков цветной бумаги, из гофрированной бумаги). Бабочка из гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем. | |||
7 | Одежда ярких и нежных цветов. Рисование. | |||
8 | Рисование акварельной краской, начиная с цветного пятна. | |||
9 | Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок. | |||
10 | Чего не хватает? Человек стоит, идёт, бежит. Рисование, дорисовывание. | |||
11 | Зимние игры детей. Лепка из пластилина. | |||
12 | Рисование выполненной лепки. | |||
13 | Дети лепят снеговиков. Рисунок. | |||
14 | Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и чёрной гуашью. | |||
15 | Рисование угольком. Зима. | |||
16 | Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | |||
17 | Лошадка везёт из леса сухие ветки, дрова. Рисунок. | |||
18 | Натюрморт: кружка, яблоко, груша. | |||
19 | Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идёт по дорожке. Рисунок по описанию. | |||
20 | Элементы косовской росписи. Рисование. | |||
21 | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. | |||
22 | Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование. | |||
23 | Сказочная птица. Рисование. | |||
24 | Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. | |||
25 | Встречай птиц – вешай скворечники! Лепка, рисунок. | |||
26 | Закладка для книги. С использованием картофельного штампа. Рисование. | |||
27 | Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора. | |||
28 | Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация. | |||
29 | Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему. | |||
30 | Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование. | |||
31 | Промежуточная аттестация. Рисунок по выбору учителя. | |||
32 | Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки колобок. | |||
33 | Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь. | |||
34 | Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. «Летом за грибами!» Лепка. Рисование. Завершающее задание. |
Список литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. «Основы дефектологии» (под ред. Власовой Т.А.). М.,2015 г.
2.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» (пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед.институтов, под ред. В.В.Воронковой). М., 2015 г.
3.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». М.,2010 г.
4.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика.Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П.Пузанова). М., 2013 г.
5. Белоусов К.А. Методическая разработка для педагогов на тему: «Методические рекомендации для педагогов и родителей по проведению занятий ИЗО для детей с ограниченными возможностями здоровья». г.Кстово 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа для 1 - 4 классов обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и вариант 7.2)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 1 - 4 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического развития....
Адаптированная рабочая программа по математике 1 класс вариант 5.1
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математич...
Адаптированная рабочая программа по математике 1 класс (вариант 8.2)
На данной странице размещена адаптированная рабочая программа по математике за 1 класс с детьми ОВЗ (вариант 8.2)...