Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3 класс).
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_oppt.docx | 354.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету «Общественно-полезный производительный труд» 3 класс, составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, авторы А.К. Аксенова, Т.И. Бугаева, И.А. Буравлева, А.А. Дмитриев, С.В. Комаров, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская Научный руководитель проекта – канд. Психолог. Наук, проф. И.М. Бгажнокова, С-П., филиал издательства «Просвещение», 2008 г.
Программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
Цель программы:
Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,
В программе поставлены следующие задачи:
1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);
2. Формирование соответствующих профессионально - трудовых умений и навыков;
3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;
4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.
Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.
Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.
Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно - полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:
- принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;
- заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);
- изготавливать закладки для книг;
- распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.
- участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;
- принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;
- работать на школьном учебно-опытном участке;
- собирать природный материал для уроков труда;
- выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).
- участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.
Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).
Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
- положительное отношение к труду и людям труда;
- бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;
-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;
-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;
-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;
-выполнять уличные работы по благоустройству территории;
-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.
Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.
В результате изучения учебных курсов «Общественно полезный труд» и «Производительный труд» учащиеся должны знать/ могут знать:
1. Правила санитарии по содержанию помещения.
2. Правила личной гигиены.
3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.
4. Правила обращения с моющими средствами.
5. Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений, произрастающих в открытом грунте.
6. Правила техники безопасности
должны уметь/ могут уметь:
1. Подметать мусор, удалять пыль, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.
2. Собирать мусор и выносить его в установленное место.
3. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
4. Выращивать однолетние и многолетние цветы.
5. Ухаживать за комнатными растениями
Содержание учебного материала
Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности,
необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим
единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.
Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
На территории нашего школьного двора произрастают цветочно-декоративные растения. В школе есть свой пришкольный участок.
Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения
выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растениях.
Основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому
растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать уч-ся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое кол-во экскурсий в природу.
Формы занятий:
практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Планируемые результаты по курсу:
- дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять
обязанности внутри классного коллектива;
- прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;
- развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;
- привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства
прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Вводное занятие. Чем я могу быть полезен другим людям? | 1 | |||
Что такое «общественные поручения». | 1 | |||
Самостоятельное распределение общественных поручений | 1 | |||
Гигиена труда. Беседа «Содержание в чистоте и порядке рабочего места». | 1 | |||
Практическое занятие «Организация своего рабочего места» | 1 | |||
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Обучение навыкам самообслуживания. | 1 | |||
Гигиена классной комнаты (сухая уборка, проветривание, подготовка класса к уроку) Организация дежурства в классе | 1 | |||
Гигиена сна. Беседа «Для чего нужен дневной сон» | 1 | |||
Гигиена одежды и обуви. Беседа Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки». | 1 | |||
Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки». | 1 | |||
Дарить добро людям. Беседа «Как я помогаю дома» Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери» | 1 | |||
Изготовление поздравительных открыток к празднику | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в зимнее время. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Обвёртывание книг. | 1 | |||
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала. | 1 | |||
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала. | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с работой школьного библиотекаря. | 1 | |||
Знакомство с работой школьного библиотекаря. Викторина «Есть профессий на свете немало» | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев, протирка | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Ремонт книг | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |||
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора | 1 | |||
Личная гигиена. беседа | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Дежурство по классной комнате и столовой. | 1 | |||
Посадка лука на зелень. | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев, протирка | 1 | |||
Уход за комнатными растениями. Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов. | 1 | |||
Личная гигиена. Самообслуживание. | 1 | |||
Уборка пришкольного двора. | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Уход за луком. | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Мы в ответе за тех, кого приручили. Ролевая игра «Уход за домашними питомцами» | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора | 1 | |||
Как помочь взрослым?Беседа | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями. Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов. | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в весеннее время. | 1 | |||
Уборка пришкольного двора. | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Итоговое занятие. Что полезного я сделал | 1 | |||
Трудовой десант «Чистый класс» Итоговое занятие. Что полезного я сделал за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8вид)
Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8 вид)...