Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8вид)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8 вид)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_oppt.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Обор
имени Героя Советского Союза Е. А. Дикопольцева
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
682903, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,
Электронный адрес obor71@mail.ru,рабочий телефон 8(42154)47-4-19
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/Ситникова Л.В./ ФИО Протокол № ___ от _______.2020г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________/Перевалова О.А. / ФИО ___________.2020г | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ п.Обор _____________/_И.С.Бредгауэр__/ ФИО Приказ № от __________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Общественно полезный производительный труд» в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Учитель Ситникова Лариса Викторовна
Год составления 2020 -2021 учебный год
Класс ___4______
Общее количество часов по плану 68
Количество часов в неделю -2
______2020 г. Ситникова Л.В.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету «Общественно-полезный производительный труд» 4 класс, составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, авторы А.К. Аксенова, Т.И. Бугаева, И.А. Буравлева, А.А. Дмитриев, С.В. Комаров, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская Научный руководитель проекта – канд. Психолог. Наук, проф. И.М. Бгажнокова, С-П., филиал издательства «Просвещение», 2008 г.
Программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
Цель программы:
Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,
В программе поставлены следующие задачи:
1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);
2. Формирование соответствующих профессионально - трудовых умений и навыков;
3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;
4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.
Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.
Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.
Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно - полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:
- принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;
- заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);
- изготавливать закладки для книг;
- распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.
- участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;
- принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;
- работать на школьном учебно-опытном участке;
- собирать природный материал для уроков труда;
- выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).
- участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.
Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).
Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
- положительное отношение к труду и людям труда;
- бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;
-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;
-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;
-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;
-выполнять уличные работы по благоустройству территории;
-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.
Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.
В результате изучения учебных курсов «Общественно полезный труд» и «Производительный труд» учащиеся должны знать/ могут знать:
1. Правила санитарии по содержанию помещения.
2. Правила личной гигиены.
3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.
4. Правила обращения с моющими средствами.
5. Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений, произрастающих в открытом грунте.
6. Правила техники безопасности
должны уметь/ могут уметь:
1. Подметать мусор, удалять пыль, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.
2. Собирать мусор и выносить его в установленное место.
3. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
4. Выращивать однолетние и многолетние цветы.
5. Ухаживать за комнатными растениями
Содержание учебного материала
Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности,
необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим
единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.
Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
На территории нашего школьного двора произрастают цветочно-декоративные растения. В школе есть свой пришкольный участок.
Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения
выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растениях.
Основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому
растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать уч-ся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое кол-во экскурсий в природу.
Формы занятий:
практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Планируемые результаты по курсу:
- дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять
обязанности внутри классного коллектива;
- прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;
- развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;
- привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства
прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Вводное занятие. Чем я могу быть полезен другим людям? | 1 | |||
Что такое «общественные поручения». | 1 | |||
Самостоятельное распределение общественных поручений | 1 | |||
Гигиена труда. Беседа «Содержание в чистоте и порядке рабочего места». | 1 | |||
Практическое занятие «Организация своего рабочего места» | 1 | |||
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Обучение навыкам самообслуживания. | 1 | |||
Гигиена классной комнаты (сухая уборка, проветривание, подготовка класса к уроку) Организация дежурства в классе | 1 | |||
Гигиена сна. Беседа «Для чего нужен дневной сон» | 1 | |||
Гигиена одежды и обуви. Беседа Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки». | 1 | |||
Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки». | 1 | |||
Дарить добро людям. Беседа «Как я помогаю дома» Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери» | 1 | |||
Изготовление поздравительных открыток к празднику | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в зимнее время. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Обвёртывание книг. | 1 | |||
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала. | 1 | |||
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала. | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с работой школьного библиотекаря. | 1 | |||
Знакомство с работой школьного библиотекаря. Викторина «Есть профессий на свете немало» | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев, протирка | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Ремонт книг | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |||
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора | 1 | |||
Личная гигиена. беседа | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Дежурство по классной комнате и столовой. | 1 | |||
Посадка лука на зелень. | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев, протирка | 1 | |||
Уход за комнатными растениями. Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов. | 1 | |||
Личная гигиена. Самообслуживание. | 1 | |||
Уборка пришкольного двора. | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Уход за луком. | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Мы в ответе за тех, кого приручили. Ролевая игра «Уход за домашними питомцами» | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
Генеральная уборка в классе. | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Очистка растений от сухих листьев | 1 | |||
Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс» | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора | 1 | |||
Как помочь взрослым?Беседа | 1 | |||
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями. Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов. | 1 | |||
Мытье парт, стульев, | 1 | |||
Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек) | 1 | |||
Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в весеннее время. | 1 | |||
Уборка пришкольного двора. | 1 | |||
Влажная уборка класса. | 1 | |||
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы | 1 | |||
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг | 1 | |||
Итоговое занятие. Что полезного я сделал | 1 | |||
Трудовой десант «Чистый класс» Итоговое занятие. Что полезного я сделал за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3 класс).
Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3класс)...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...