Системно - деятельный подход в обучении младших школьников
статья

Смирнова Наталья Николаевна

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники школ по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnyy_podhod.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

« Единственный путь,  ведущий к знанию – это деятельность»             

                                                                                       Б. Шоу

ВВЕДЕНИЕ

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники школ по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться, т.к школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при  выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Качество образования на современном  этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как  «научение жить здесь и сейчас» т.е.

научиться познавать,

научиться делать,

научиться жить  вместе,

научиться быть личностью  

Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.  

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.  

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.  

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. 

По сути дела это глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться);  

научить работать и зарабатывать (учение для труда);  

научить жить (учение для бытия);  

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к  разработке и внедрению  образовательных стандартов второго поколения.

Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на

результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс  развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной

компетентности.

В   основу   Государственного Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально  базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

 Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.    

Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,    поликультурного    и  поликонфессионального состава общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей

личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования;  

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его

индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и

увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются

благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа

моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает

«традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Так  как  основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока,  примерную  типологию  уроков  и  критерии  оценивания  урока  в  рамках  системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности  -  заключается в том, что ученик, получая  знания не в  готовом виде,  а  добывая  их  сам,  осознает  при  этом  содержание  и  формы  своей  учебной деятельности,  понимает  и  принимает  систему  ее  норм,  активно  участвует  в  их совершенствовании,  что  способствует  активному  успешному  формированию  его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2)  Принцип  непрерывности  –  означает  преемственность  между  всеми  ступенями  и этапами  обучения  на  уровне  технологии,  содержания  и  методик  с  учетом  возрастных психологических особенностей развития детей.

3)  Принцип  целостности  –  предполагает  формирование  учащимися  обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность  освоения  содержания  образования  на  максимальном  для  него  уровне (определяемом  зоной  ближайшего  развития  возрастной  группы)  и  обеспечить  при  этом его  усвоение  на  уровне  социально  безопасного  минимума  (государственного  стандарта знаний).

5)  Принцип  психологической  комфортности  –  предполагает  снятие  всех

стрессообразующих  факторов  учебного  процесса,  создание  в  школе  и  на  уроках

доброжелательной  атмосферы,  ориентированной  на  реализацию  идей  педагогики

сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)  Принцип  вариативности  –  предполагает  формирование  учащимися  способностей  к систематическому  перебору  вариантов  и  адекватному  принятию  решений  в  ситуациях выбора.

7) Принцип творчества  –  означает максимальную  ориентацию  на  творческое  начало  в образовательном  процессе,  приобретение  учащимся  собственного  опыта  творческой деятельности.

Приоритет деятельностных целей требует:

- новых подходов к организации процесса обучения,

- новых типов урока,

- новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Образовательные результаты

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

традиционный урок

современный урок

Проверка домашнего

задания учителем

Создание проблемной ситуации и

формирование проблемы учениками

Объявление темы учителем

Актуализация знаний учениками

Объяснение темы учителем

Поиск решения проблемы

учениками

Закрепление знаний учениками

Выражение решения

Применение знаний учениками

Главная методическая цель достигается следующими путями.

Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.  уроки «открытия» нового знания;  

2.  уроки рефлексии;  

3.  уроки общеметодологической направленности( уроки построения системы знаний)  

4.  уроки развивающего контроля.  

Структура уроков при системно-деятельностном подходе на уроках

в начальных классах

Мотивирование к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения

в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«хочу, потому что смогу»

1 – 2 минуты;

Положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг лругу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу

Актуализация знаний

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4 – 5 минут;

Возникновение проблемной ситуации

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»); «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

4 – 5 минут;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

7 – 8 минут;

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4 – 5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах, группах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4 – 5 минут;

Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

Оцените свою работу:

Кто не допустил ошибок « + »

Кто немного сомневается « ? »

Кто допустил ошибки и ему надо ещё потренироваться « - »

Включение нового знания в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Цель: повторение и тренировка использования полученных знаний.

7 – 8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

2 – 3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

Самооценка

Может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.

Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Методы решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее
побуждение

К любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?

К плану проверки:
- как можно проверить гипотезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы).

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

2. Подводящий к открытию знания диалог.

Методы постановки учебной проблемы

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

побуждение к созданию противоречия;

побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог:

Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний. 

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...