«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
материал по теме

Шылык Светлана Григорьевна

Программа профессионального самообразования учителя  начальных  классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya_shylyk_s.g.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«РАССМОТРЕНО»                                 «СОГЛАСОВАНО»                         «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                               зам. директора по УВР                    директор МБОУ СОШ№3

начальной школы                            _________Н.А.Щербинина                    _______Л.А.Арзамазова

Протокол №1 от ______                     __________ 2012 г.                                   _____________ 2012 г.

                 

Программа

профессионального самообразования

учителя  начальных  классов

Шылык  Светланы Григорьевны

Тема: «Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

г. Вилючинск, 2012г.


Пояснительная записка

Актуальность

 Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

  Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.  Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания  репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже  при выполнении  заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных интерпретацией данных и проведением исследования.  

  Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

  Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных  умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности. Важно, чтобы дети получили знания о том, как добывать информацию, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое – результат деятельности, а деятельность – это решение задач.  Таким образом, мы приходим к осознанию того, что необходимо изменить учебный процесс и способы деятельности учащихся.

Деятельный  метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени  самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Цель программы самообразования:

  • реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников;
  • развивать творческие способности учащихся, используя перспективные результаты педагогического опыта;
  • повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.  

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования, а так же практический опыт педагогов;
  • применять  систему деятельного подхода  в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения;
  • разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению информатике;
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Условия реализации:

  • кабинет, оборудованный интерактивной доской, позволяющей оперативно работать с информацией;
  • компьютер с выходом в Интернет;
  • дидактический,  наглядный  материал (таблицы);
  • методическая литература.

Педагогические принципы:

  •       Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  •      Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  •     Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  •      Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  •     Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  •    Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  •    Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма отчетного продукта

Подготовительный

(аналитико-диагностический)

    Повышение квалификации через дистанционное обучение при Камчатском институте повышения квалификации. Тема: « Реализация системно-деятельного подхода  в обучении школьников»

    Изучение традиционных и инновационных педагогических технологий; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме.

2011 г.




2012 г.

Сертификат




Выступление-презентация на ШМО учителей нач. школы.

Организационный

Определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов; составление программы работы; методическое обеспечение; поиск и разработка эффективных уроков, отдельных методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся.

2012-2013гг.

Сбор и создание собственных печатных и интерактивных заданий, наглядных средств обучения, разработок уроков.

Этап реализации

Активное применение методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся; отслеживание промежуточных результатов. Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы; обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми.

2013-2014гг.

Разработка диагностических карт для отслеживания динамики успеваемости качества знаний. Разработка программы для индивидуальных траекторий трудности в обучении. Уточнение методик, доработка программ.

Обобщающий

Применение наработанных материалов в педагогической деятельности; распространение данной программы (методики); выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет); подведение итогов.

2014-2015гг.

Доклад о проделанной работе   на ШМО учителей нач. школы.

Открытые уроки для коллег.

                                                               Содержание работы


п/п

Мероприятия

Примерные сроки реализации

                         Повышение квалификации и профессиональная подготовка

 1

Прохождение дистанционных курсов профессиональной подготовки

2011 г.

 2

Изучение и анализ учебно-методической базы по проблеме системно-деятельного подхода в обучении младших школьников.

2012 – 2015 г.

3

Изучение творческих уроков и использованием современных  технологий.

2012 – 2015 г.

4

Посещение открытых уроков коллег. Изучение применения инновационных образовательных технологий в работе учителей школы, учителей Вилючинского городского округа, Камчатского края.

2012-2015 г.

Использование современных образовательных технологий

1

Разработка и проведение экспериментальных уроков. Анализ эффективности

2012-2015г.

2

Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур

2012-2015г.

3

Развитие творческой активности учащихся на  уроках (в том числе и интегрированных) через организацию проектной деятельности

2012-2015г.

3

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику

2012-2015г.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, ГМО, педсоветах, конференциях

2012-2015г.

2

Профессиональные публикации

2012-2015г.

3

Размещение информации на сайте о реализации программы самообразования, методических материалов по теме самообразования

2012-2015г.

                                    Участие в конкурсах профессионального мастерства

1

Участие в профессиональных конкурсах различных уровней

2012-2015г.

2

Участие в научно-практических конференциях педагогических работников

2012-2015г.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1

Создать условия для участия одаренных детей в дистанционных олимпиадах и общероссийских конкурсах    

2012-2015 г.

2

Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предметам  и внеурочной деятельности

2012-2015 г.

3

Вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность  

2012-2015г.

4

Ведение мониторинга саморазвития школьников

2012-2015г.

                                                        Предполагаемый результат

  1. Повышение качества  успеваемости по предметам  (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
  2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной  и исследовательской деятельности.  
  3. Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
  4. Выработанные критерии оценки результатов творческой работы ученика.
  5. Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.
  6. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
  7. Создание личного сайта-портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...