Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность
презентация к уроку

Андриевская Ирина Анатольевна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИО: Андриевская Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию Администрации г. Улан – Удэ МАОУ лицей № 27 г. Улан - Удэ

Слайд 2

Учитель начальных классов Образование: средне-специальное, БРПК, 2000 г.; высшее, БГУ, 2002 г. Специальность и квалификация: «Педагогика и методика начального обучения» - учитель начальных классов средней школы. Педагогический стаж составляет 14 лет. Стаж в данном образовательном учреждении – 4 года ∙ Наличие классного руководства – классный руководитель 1 «Б» класса

Слайд 3

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.

Слайд 4

создать условия для : -самореализации личности, -осознания человеком самого себя в окружающем мире, -свободного выбора жизненного пути, -реализации всех способностей и талантов развития личностных компетенций учащихся Цель современной школы:

Слайд 5

Методы: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 6

Метод учебного проекта – один из путей формирования: - готовности к целеполаганию; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Слайд 7

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы. Л. В. Занков

Слайд 8

Цель: Создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, адекватно оценивающей свои ресурсные возможности, раскрытие индивидуальности ребёнка

Слайд 9

Задачи: 1 . Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе; 2.Создать условия для проектной деятельности ,как способа самостоятельного добывания знаний. 3.Способствовать развитию творческого пространства для включения детей и родителей в проектную деятельность.

Слайд 10

Этапы работы: Начальный (Теоретический) -изучение литературы по данной теме изучение педагогического опыта по данной теме Основной(Практический) -разработка проектов - участие в работе МО учителей начальных классов. Обобщающий - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся - трансляция опыта работы

Слайд 11

Этапы развития проектной деятельности Класс Деятельность учителя Работа с детьми Работа с родителями I Создание условий Включение элементов проектной деятельности Консультации по созданию мини-проектов II Создание условий Работа в групповых проектах Включение в проектную деятельность, участие в конкурсах III Сопровождение Работа в парных проектах Участие в коллективных проектах класса IV Организационная, консультативная помощь Реализация индивидуальных проектов Реализация семейных проектов

Слайд 12

Слагаемые успеха Ученик Учитель Родители

Слайд 13

Роль родителей в создании проекта консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Слайд 14

Темы консультаций для родителей 1. Основная идея проектного метода 2. Цель проектного обучения 3. Виды проектов в начальной школе 4. Структура проекта 5. Правила защиты проекта

Слайд 15

Памятка для родителей (как помочь в создании проекта?) «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО» - вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.Лучше не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Занимайтесь поиском информацию в книгах ВМЕСТЕ , Сходите в библиотеку ВМЕСТЕ, Ищите информацию в Интернете ВМЕСТЕ, Систематизируйте ВМЕСТЕ Оформляете результаты поиска ВМЕСТЕ.

Слайд 16

Примерная тематика запланированных семейных проектов: «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии, знаменитые или талантливые родственники и т.д.) «Моя семья в истории страны» «Вся семья на месте – так и душа на месте»



Предварительный просмотр:

Советы родителям. Проектная деятельность.

Основная идея проектного метода: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике.

Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.

Виды проектов в начальной школе.

Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:

по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.

по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.

по количеству участников: личностные, парные, групповые.

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

Развить у каждого позитивного образа себя и других.

Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

2.Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

Действия родителей можно охарактеризовать так:

Конечно, в начальной школе проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль — помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.

Главное слово для родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? (очень немного теории)

Каковы этапы выполнения проекта?

Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • оценка и самооценка проекта.
  • презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

o помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

o записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом? Вот некоторые темы исследовательских проектов:

1. Транспорт

- Почему современные автомобили вытеснили старинные, хотя

последние часто являются предметами поклонения и

коллекционирования?

- Зачем России нужны корабли?

- Российские железные дороги

2. Мир природы

- Могут ли динозавры жить в настоящее время на планете Земля?

- Мой кот

- Кактус – колючий друг

- Аквариум и его обитатели

- Цветок, поставленный в шкаф… Листок на окне, прикрытый на

половину…

- Хлеб – всему голова

- Новогодняя красавица

3. Мир детства

- Можно ли считать «Барби» самой популярной игрушкой для детей

многих стран мира?

- Почему волшебники всех времен и народов использовали различные цвета

в своей магической практике?

- Как мультфильмы влияют на психику ребенка?

4. Мое будущее

- Профессии моей мечты – реальность или только фантазия?

- Профессии наших родителей

5. «Там, где я живу…»

- Лесной глазами ребенка

- Мой город

- Россия – наш общий дом

- Наш дом, наш двор

6. Семья

- Моя родословная

- Праздники моей семьи

- Генеалогическое дерево моей семьи

- Награда в нашем доме

- Лента времени моей семьи

- Календарь семейных профессий

- Семейные традиции, семейные реликвии

- Рассказ моей бабушки

- Как мне выбирали имя

7. Памяти павшим…

- Почему мы вечно помним павших за Родину?

- Почему ВОВ будет жить в наших сердцах вечно?

- Война и наша семья

8. Юный ученый

- Выращивание кристалла

- Полезная вещь для дома

- Мальчики и девочки

- Защита поступка

- Почему высохла лужа?

- Далеко ли от нас до солнца?

- Осевая симметрия

- Соломенное чудо

- Могут ли динозавры в настоящее время жить на планете Земля?

9. Наш класс

- Символика нашего класса

10. Здоровье

- Шоколад: вред или польза?

- Всегда ли верно утверждение: много витаминов – много здоровья?

- Мое здоровье в моих руках

- Могут ли витамины причинить вред здоровью

- Микробы: враги или друзья?

- Бывают ли микробы полезными?

- Здоровый образ жизни

11. Спортивная жизнь семьи


Современное время диктует свои условия. Меняются требования к членам общества, меняется и образование. Детям важно научиться работать с различными источниками: книгами, энциклопедиями, словарями. Знать, как пользоваться компакт-дисками, находить информацию в Интернете.

Они должны уметь доводить начатое дело до конца и сообща работать не только с одноклассниками, но и со взрослыми. Всему на уроках не научишь, ведь поиск или работа «на результат» нередко выходят далеко за границы урока. Да и программа, по которой учатся дети требует немало усилий.

Работая над проектом, ребята научатся получать конкретный результат, решать задачи за определенный отрезок времени.

Что такое результаты? Это поделки (изделия), мероприятия, книжки-малышки, исследования, решение каких-либо проблем.

Как Вы уже поняли, заниматься проектами мы будем на факультативе и внеурочное время. Работа над проектами состоит из двух больших этапов – сбор информации и реализация проектов.

Сбор информации – процесс сложный. Именно поэтому желательно, чтобы этот этап Вы проделали вместе с детьми. Но не за них! Пусть они постепенно освоят поиск необходимой информации, используя книгу, компакт-диск, Интернет. Если Вы будете ПОМОГАТЬ детям, а не ИСКАТЬ ЗА НИХ (чтобы побыстрее закончить), то они быстро научаться справляться с этой задачей самостоятельно.

Важный этап работы – оформление найденных сведений. Здесь ребятам тоже понадобиться Ваша помощь: выбрать самый интересный материал и оформить так, чтобы его легко смогли прочесть одноклассники. Объясните ребятам, что не имеет смысла давать всю собранную информацию. Тексты должны быть напечатаны или написаны четко и разборчиво, необходимые иллюстрации – аккуратно вклеены. Там, где необходимо, можно добавить схемы или таблицы.

Размещать готовый материал следует на листах одинакового формата. Я предлагаю для этой цели листы альбомного формата А4. С левой стороны поля – 3 см, чтобы можно было легко сшить материалы в книгу.

На этапе реализации проекта дети должны работать самостоятельно, помогать им следует только при выполнении отдельных, особо трудных операций. Важно, чтобы работа была доведена до конца.

Последний этап – Презентация проекта. Каждый ребенок представляет свой проект, выступает перед учащимися.

Хочу еще раз отметить, что работа над проектом может дать вашим детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, принимать решения. Начиная работать над проектами во внеурочное время, мы постепенно будем вводить элементы проектной деятельности на уроках.

Особенность проектной деятельности в том, что здесь нет постоянных командиров. Каждый ребенок может стать главным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.Рассматривается технология деятельностного метода обучения, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики "Школа 2000".Представлена структура ...

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...