Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность
презентация к уроку
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель начальных классов Образование: средне-специальное, БРПК, 2000 г.; высшее, БГУ, 2002 г. Специальность и квалификация: «Педагогика и методика начального обучения» - учитель начальных классов средней школы. Педагогический стаж составляет 14 лет. Стаж в данном образовательном учреждении – 4 года ∙ Наличие классного руководства – классный руководитель 1 «Б» класса
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.
создать условия для : -самореализации личности, -осознания человеком самого себя в окружающем мире, -свободного выбора жизненного пути, -реализации всех способностей и талантов развития личностных компетенций учащихся Цель современной школы:
Методы: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Метод учебного проекта – один из путей формирования: - готовности к целеполаганию; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы. Л. В. Занков
Цель: Создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, адекватно оценивающей свои ресурсные возможности, раскрытие индивидуальности ребёнка
Задачи: 1 . Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе; 2.Создать условия для проектной деятельности ,как способа самостоятельного добывания знаний. 3.Способствовать развитию творческого пространства для включения детей и родителей в проектную деятельность.
Этапы работы: Начальный (Теоретический) -изучение литературы по данной теме изучение педагогического опыта по данной теме Основной(Практический) -разработка проектов - участие в работе МО учителей начальных классов. Обобщающий - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся - трансляция опыта работы
Этапы развития проектной деятельности Класс Деятельность учителя Работа с детьми Работа с родителями I Создание условий Включение элементов проектной деятельности Консультации по созданию мини-проектов II Создание условий Работа в групповых проектах Включение в проектную деятельность, участие в конкурсах III Сопровождение Работа в парных проектах Участие в коллективных проектах класса IV Организационная, консультативная помощь Реализация индивидуальных проектов Реализация семейных проектов
Слагаемые успеха Ученик Учитель Родители
Роль родителей в создании проекта консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Темы консультаций для родителей 1. Основная идея проектного метода 2. Цель проектного обучения 3. Виды проектов в начальной школе 4. Структура проекта 5. Правила защиты проекта
Памятка для родителей (как помочь в создании проекта?) «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО» - вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.Лучше не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Занимайтесь поиском информацию в книгах ВМЕСТЕ , Сходите в библиотеку ВМЕСТЕ, Ищите информацию в Интернете ВМЕСТЕ, Систематизируйте ВМЕСТЕ Оформляете результаты поиска ВМЕСТЕ.
Примерная тематика запланированных семейных проектов: «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии, знаменитые или талантливые родственники и т.д.) «Моя семья в истории страны» «Вся семья на месте – так и душа на месте»
Предварительный просмотр:
Советы родителям. Проектная деятельность.
Основная идея проектного метода: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике.
Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.
Виды проектов в начальной школе.
Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:
по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.
по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.
по количеству участников: личностные, парные, групповые.
по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
Развить у каждого позитивного образа себя и других.
Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
2.Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
- умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Действия родителей можно охарактеризовать так:
Конечно, в начальной школе проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль — помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.
Главное слово для родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- оценка и самооценка проекта.
- презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
o помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
o записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом? Вот некоторые темы исследовательских проектов:
1. Транспорт
- Почему современные автомобили вытеснили старинные, хотя
последние часто являются предметами поклонения и
коллекционирования?
- Зачем России нужны корабли?
- Российские железные дороги
2. Мир природы
- Могут ли динозавры жить в настоящее время на планете Земля?
- Мой кот
- Кактус – колючий друг
- Аквариум и его обитатели
- Цветок, поставленный в шкаф… Листок на окне, прикрытый на
половину…
- Хлеб – всему голова
- Новогодняя красавица
3. Мир детства
- Можно ли считать «Барби» самой популярной игрушкой для детей
многих стран мира?
- Почему волшебники всех времен и народов использовали различные цвета
в своей магической практике?
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка?
4. Мое будущее
- Профессии моей мечты – реальность или только фантазия?
- Профессии наших родителей
5. «Там, где я живу…»
- Лесной глазами ребенка
- Мой город
- Россия – наш общий дом
- Наш дом, наш двор
6. Семья
- Моя родословная
- Праздники моей семьи
- Генеалогическое дерево моей семьи
- Награда в нашем доме
- Лента времени моей семьи
- Календарь семейных профессий
- Семейные традиции, семейные реликвии
- Рассказ моей бабушки
- Как мне выбирали имя
7. Памяти павшим…
- Почему мы вечно помним павших за Родину?
- Почему ВОВ будет жить в наших сердцах вечно?
- Война и наша семья
8. Юный ученый
- Выращивание кристалла
- Полезная вещь для дома
- Мальчики и девочки
- Защита поступка
- Почему высохла лужа?
- Далеко ли от нас до солнца?
- Осевая симметрия
- Соломенное чудо
- Могут ли динозавры в настоящее время жить на планете Земля?
9. Наш класс
- Символика нашего класса
10. Здоровье
- Шоколад: вред или польза?
- Всегда ли верно утверждение: много витаминов – много здоровья?
- Мое здоровье в моих руках
- Могут ли витамины причинить вред здоровью
- Микробы: враги или друзья?
- Бывают ли микробы полезными?
- Здоровый образ жизни
11. Спортивная жизнь семьи
Современное время диктует свои условия. Меняются требования к членам общества, меняется и образование. Детям важно научиться работать с различными источниками: книгами, энциклопедиями, словарями. Знать, как пользоваться компакт-дисками, находить информацию в Интернете.
Они должны уметь доводить начатое дело до конца и сообща работать не только с одноклассниками, но и со взрослыми. Всему на уроках не научишь, ведь поиск или работа «на результат» нередко выходят далеко за границы урока. Да и программа, по которой учатся дети требует немало усилий.
Работая над проектом, ребята научатся получать конкретный результат, решать задачи за определенный отрезок времени.
Что такое результаты? Это поделки (изделия), мероприятия, книжки-малышки, исследования, решение каких-либо проблем.
Как Вы уже поняли, заниматься проектами мы будем на факультативе и внеурочное время. Работа над проектами состоит из двух больших этапов – сбор информации и реализация проектов.
Сбор информации – процесс сложный. Именно поэтому желательно, чтобы этот этап Вы проделали вместе с детьми. Но не за них! Пусть они постепенно освоят поиск необходимой информации, используя книгу, компакт-диск, Интернет. Если Вы будете ПОМОГАТЬ детям, а не ИСКАТЬ ЗА НИХ (чтобы побыстрее закончить), то они быстро научаться справляться с этой задачей самостоятельно.
Важный этап работы – оформление найденных сведений. Здесь ребятам тоже понадобиться Ваша помощь: выбрать самый интересный материал и оформить так, чтобы его легко смогли прочесть одноклассники. Объясните ребятам, что не имеет смысла давать всю собранную информацию. Тексты должны быть напечатаны или написаны четко и разборчиво, необходимые иллюстрации – аккуратно вклеены. Там, где необходимо, можно добавить схемы или таблицы.
Размещать готовый материал следует на листах одинакового формата. Я предлагаю для этой цели листы альбомного формата А4. С левой стороны поля – 3 см, чтобы можно было легко сшить материалы в книгу.
На этапе реализации проекта дети должны работать самостоятельно, помогать им следует только при выполнении отдельных, особо трудных операций. Важно, чтобы работа была доведена до конца.
Последний этап – Презентация проекта. Каждый ребенок представляет свой проект, выступает перед учащимися.
Хочу еще раз отметить, что работа над проектом может дать вашим детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, принимать решения. Начиная работать над проектами во внеурочное время, мы постепенно будем вводить элементы проектной деятельности на уроках.
Особенность проектной деятельности в том, что здесь нет постоянных командиров. Каждый ребенок может стать главным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника
Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.Рассматривается технология деятельностного метода обучения, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики "Школа 2000".Представлена структура ...
Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"
Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...
Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...
- Мне нравится (2)