Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)
статья на тему
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебно-деятельностной самостоятельности школьников (умения учиться).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pushkareva_i.s.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность»
(Система Л.В.Занкова)
Пушкарева Ирина Сергеевна,
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»
Будущее уже наступило.
Роберт Юнг
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебно-деятельностной самостоятельности школьников (умения учиться). Так, к основным критериям личностных компетенций начального общего образования Стандарт относит:
• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, регулятивной.[1]
[1]Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2010 г.
Современная школа ставит своей целью создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов. Достижение этой цели возможно лишь в рамках деятельностного подхода. Одной из форм системно-деятельностного подхода является организация проектного поиска в обучении как критерий формирования личностных компетенций учащихся. Каждый должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к условиям жизни, в которых мы находимся, ориентироваться в информационном мире, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как одна из составных частей современных педагогических технологий, которые направлены на развитие разносторонней личности.
Началом работы по внедрению проектной деятельности учащихся стало проведение диагностики, которая позволила выявить уровень мотивации и потребность учащихся в педагогическом руководстве.
Результаты диагностики обучающихся показали, что только целенаправленная систематическая проблемно-исследовательская работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Интерес обучающихся доказал, что проектная деятельность - это деятельность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Всё, что познаётся, где и с какой целью эти знания можно применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Стандарт второго поколения выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе, развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.[2]
[2]Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012.
В Программе развития универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования проектной деятельности».
«…формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат. [3]
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. -48 с. - (Стандарты второго поколения). - С. 26, 28-30.
Уже в начальной школе ученик учится находить, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. Работая над проектом, обучающийся проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться, появляется интерес и потребность в постоянном саморазвитии.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на интересы детей.
Теоретико-методологические аспекты проектного обучения нашли свое отражение в трудах И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся», Н.Ю. Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», «Проектное обучение - что это?», Е.С. Полат «Метод проектов» и многих других.
В данных работах представлено обоснование необходимости и значимости педагогического проектирования, определена сущность метода проектов и проектного обучения, специфика осуществления проектной деятельности.
Раскроем выделенные компоненты применительно к проектной технологии по Т.И.Шамовой, Т.М. Давыденко.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.[4]
[4] Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Авторы, кроме того, формулируют правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Главной педагогической целью любого проекта являются приобретенные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект.
Работая над проектами, приучаю учеников к самому слову «исследование». Многие проектные работы носят коллективный характер (например: сбор материала о зимующих птицах Белгородского края, о диких и домашних животных). Тематика проектов определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение мини - исследований. Например: на уроках окружающего мира был выполнен учебный проект «Моя семья». В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учились:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).
Во всей полноте и красоте на этом уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта, каждый выступил со своим сообщением, так как любой исследовательский проект должен быть защищён.
При изучении малых литературных жанров на уроке обучения грамоте, ребята провели мини - исследование о том, что такое пословица, поговорка, чем они отличаются и с какой целью употребляются в предложениях и в речи.
На уроках русского языка ученик не просто проводит мини - исследование, но и готовит вопросы к нему для одноклассников. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для облегчения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из обучающихся умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ему возможность проявить себя.
Мои ученики и их родители - активные участники проектной деятельности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе темы. Таким образом, совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
Для оценки результативности актуального опыта использовалась диагностика.
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
учащиеся ответили:
Таблица 1
Таблица 1
1 класс 2 класс
Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. [5]
[5]Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения, учителю начальных классов необходимо не только научить учащихся читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, сформировать мотивацию к обучению, осознавая, что результаты понадобятся для чего-то в будущем. Координировать интересы ученика, быть тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности.
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 112 с.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Программа универсальных учебных действий – М.: Просвещение, 2010.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2010.
6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Интернет-источники
1. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат.- Режим доступа: URL:http://www/ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника
Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.Рассматривается технология деятельностного метода обучения, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики "Школа 2000".Представлена структура ...
Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"
Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...
Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...