Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"
(3 класс) по теме
Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций учеников.
Данная проблема актуальна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам, и востребована необходимостью соответствия требований к уровню образования выпускника общеобразовательной школы в современном обществе.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_10.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкарева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность
(описание педагогического опыта)
Автор опыта:
Пушкарева Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»
п. Майский 2013
Содержание:
- Информация об опыте …………………………………………. 3
1.1. Тема опыта……………………………………………………………3
1.2. Условия возникновения и становления опыта……………………..3
- 1.3. Актуальность опыта …………………………………………………4
- 1.4. Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………….5
- 1.5. Длительность работы над опытом ………………………………… 5
- 1.6. Диапазон опыта ………………………………………………………5
- 1.7. Теоретическая база опыта …………………………………………...6
- 1.8. Новизна опыта ………………………………………………………..8
- Технология описания опыта……………………………………..9
- 2.1. Цель педагогической деятельности …………………………………9
- 2.2. Задачи педагогической деятельности …………………………….....9
- 2.3. Организация учебно- воспитательного процесса………………… 9
- 2.4. Средства достижения цели ………………………………………… 13
- Результативность опыта ………………………………………. 13
- Заключение ………………………………………………………..14
- Библиографический список …………………………………….15
- Приложение ……………………………………………………….16
І. Информация об опыте
1.1. Тема опыта: «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность».
1.2. Условия возникновения и становления опыта
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебно - деятельностной самостоятельности школьников (умения учиться). Так, к основным критериям личностных компетенций начального общего образования Стандарт относит:
• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно–смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, регулятивной.
Современная школа ставит своей целью создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов. Достижение этой цели возможно лишь в рамках деятельностного подхода. Одной из форм системно – деятельностного подхода является организация проектного поиска в обучении как критерий формирования личностных компетенций учащихся. Каждый должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций учеников.
Вышеизложенные умозаключения и привели к возникновению данного опыта.
Систему своей профессиональной деятельности выстраиваю в соответствии с условиями обучения, развития и воспитания современного ученика российской общеобразовательной школы, их отличительными качествами и требованиями государственных образовательных стандартов.
Работа над темой «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность», началась с 2008 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,города Тында, Амурской области и продолжилась в МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:
-при планировании изучаемого материала;
- подборе форм и методов обучения;
- в организации деятельностного обучения;
- трудно было привыкнуть к тому, что учитель не должен быть источником готового знания.
Началом работы опыта стало проведение диагностики по выявлению отношения учащихся к проектной деятельности, мотивации к проблемно- исследовательской деятельности и потребностей учащихся в педагогическом руководстве. Данная диагностика проводилась в марте 2011 – 2012 учебного года, (1класс) и декабре 2012 – 2013 учебного года
(2 класс) (Приложение 1)
Результаты диагностики обучающихся показали, что только целенаправленная систематическая проблемно-исследовательская работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Опыт работы, а также диагностика показали, что проектная деятельность – это деятельность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Всё, что познаётся, где и с какой целью эти знания можно применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
1.3. Актуальность опыта
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому Стандарт второго поколения выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности школьника через организацию активных способов действий.
Уже в начальной школе ученик учится находить, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. Работая над проектом, обучающийся проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни,
потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогической практике опыта по данной теме свидетельствует о наличии противоречий между:
- социальным заказом, предъявляемым к образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к учебно-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации учебного процесса;
- потребности педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к проектной деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
- широким спектром возможностей современного содержания начального образования и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.
Данная проблема актуальна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам, и востребована необходимостью соответствия требований к уровню образования выпускника общеобразовательной школы в современном обществе. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых оптимальных условий развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся посредством включения их в работу над проектно-исследовательской деятельностью.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
1.5. Длительность работы над опытом
Работа над опытом разделена на несколько этапов.
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 - декабрь 2012 года.
2 этап – основной (формирующий) - января 2012 - май 2013 года.
3 этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2013 – декабрь 2013 года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности навыков на уроках и во внеурочное время, отношения учащихся к проектно-исследовательской работе.
На этом этапе велась работа по изучению научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.
Необходимые теоретические сведения, которые помогли структурировать проектную деятельность:
«Как организовать проектную деятельность учащихся»,
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе»,
«Метод учебного проекта в образовательном учреждении»,
«Проектный метод в деятельности учащихся начальной школы»,
«Проектная деятельность и тематическое обучение»
1.6. Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта - система уроков, внеурочная работа с обучающимися. С целью распространения положительного аспекта опыта выступаю по данной теме на методических объединениях учителей начальных классов, гимназии и района воспитателей в ГПД. Материалы размещаю на сайтах http://project.1september.ru/ , http://nsportal.ru/pushkaryovairinasergeevna
1.7. Теоретическая база опыта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей.
Теоретико-методологические аспекты проектного обучения нашли свое отражение в трудах И.С. Сергеева ( «Как организовать проектную деятельность учащихся»), В.В. Гузеева («Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения», «Проектное обучение как одна из интегральных технологий»), М.В. Кларина («Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии»), Д.Г. Левитеса («Практика обучения: современные образовательные технологии»), Н.Ю. Пахомовой («Метод учебного проекта в образовательном учреждении», «Проектное обучение – что это?»), Е.С. Полат («Метод проектов»), И.Д. Чечель («Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям») и др. В данных работах представлено обоснование необходимости и значимости педагогического проектирования, определена сущность метода проектов и проектного обучения, специфика осуществления проектной деятельности. Однако мнения ученых о сущности проектной деятельности расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приёмов учения. С точки зрения В. И. Андреева, в процессе проектной деятельности учащиеся могут применять самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому проектная деятельность учащихся - это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя.
Теоретические позиции проектного обучения по Т.И. Шамовой и др., позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Автор, кроме того, формулирует правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
1.8. Новизна опыта
Проектная деятельность – это одна из форм системно – деятельностного подхода в обучении.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности учащихся на основе проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
ІІ. Технология описания опыта
2.1. Цель педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, раскрытие индивидуальности ребёнка через проектную деятельность.
Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
2.2. Задачи педагогической деятельности
В соответствии с поставленной проблемой и целью автором определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы новой технологии;
- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе;
- организовать групповую работу учащихся по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся;
- способствовать формированию навыков выдвижения гипотез, поиска решения проблем, выдвижение аргументов через выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке успешных проектов;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- исследовать результативность применения метода проектов, через внеурочную деятельность.
Предполагаемые результаты:
- Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
- Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
- Умение планировать работу над проектами;
- Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- 2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- 3.Навыки оценочной самостоятельности.
- 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- 5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- 6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Предварительно написанный план должен включать некоторые или все нижеследующие элементы:
Предварительная подготовка учителя: (подготовительный этап)
- Определить тему проекта.
- Продумать ключевые понятия темы.
- Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
- Представить возможные итоговые работы.
- Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
- Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап. (Проектировочный)
- Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
- Вопросы выносятся на доску.
- Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
- Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
- Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
- Знакомлю класс с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
- Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
- Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
- Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет).
- Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап. (Практический)
Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
Заключительный этап.
Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
Оглашается последовательность выступлений групп.
После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.
Памятка начинающему исследователю
1. Выбери тему исследования
2. Подумай, на какие вопросы
по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3. Продумай варианты своих ответов
на поставленные вопросы.
4. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5. Поработай с источниками информации,
найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы.
8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Характеристики успешных проектов
• Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.
Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.
• Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.
При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.
• Проекты управляются основополагающими вопросами.
Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.
• Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.
• Проекты имеют связь с реальным миром.
Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИКТ.
• Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.
Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражением и осознания самостоятельности учебной деятельности.
• Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.
• Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками.
Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект.
В своей работе приучаю учеников к самому слову «исследование».
Многие проектные работы носят коллективный характер (например, сбор материала о зимующих птицах Белгородского края, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение мини – исследований. Например: на уроках окружающего мира был выполнен учебный проект «Моя семья». В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учились:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Во всей полноте и красоте на этом уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта, каждый выступил со своим сообщением, так как любой исследовательский проект должен быть защищён. (Приложение 2)
При изучении малых литературных жанров на уроке обучения грамоте, ребята провели мини – исследование о том, что такое пословица, поговорка, чем они отличаются и с какой целью употребляются в предложениях.
Для учителей начальных классов был проведен «Мастер- класс», целью которого являлось: показать методы и приемы в частности (проектный), направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова» на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец. (Приложение 3)
На уроках русского языка ученик не просто проводит мини - исследование, но и готовит вопросы к нему для одноклассников. (Приложение 4)
Обучающимися моего класса был подготовлен и проведен творческий проект для первоклассников «Доброе слово, что ясный день». (Приложение 5)
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для облегчения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.).
В 2012 – 2013 учебном году были выполнены проектно – исследовательские работы «Кока кола. Пить или не пить?»; «Выращивание томатов»; «Безопасность пешеходов на примере п. Майский»
Размещены на сайте http://project.1september.ru/ проектные работы «Сохраним ли мы Байкал»; «Существовали ли в древности черепахи и отличается ли питание современных черепах от питания древних?» (Приложение 6)
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребёнку возможность проявить себя в том, что он умеет хорошо делать.
Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы. Так, например папа Лизы Черной на протяжении нескольких лет занимался выращиванием необычных сортов томатов на своем дачном участке. Это заинтересовало Лизу, ей понравились вкусовые качества этих томатов. Необычный Уссурийский сорт «Реликвия», занял процесс выращивания два года. За этот период велись наблюдения, записи. Вот так и получилась совместная проектно – исследовательская работа.
Таким образом, совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, руководствуюсь способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такое наблюдение осуществляет психолог гимназии.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представляю результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.
2.4. Средства достижения цели
Средства: видеозаписи, учебные пособия, иллюстрации, словари, презентации, коллекция творческих работ учащихся.
Методы: частично-поисковый, проблемный, развивающего обучения, диалогический, исследовательский, метод критического мышления.
Приемы: анализа, обобщения, моделирования, выдвижение гипотез, творческие задания, развернутое толкование слов, сбор ассоциаций.
III. Результативность опыта
Для оценки результативности актуального опыта использовалась диагностика по выявлению отношения учащихся к проектной деятельности, мотивов к самостоятельной деятельности и потребностей учащихся в педагогическом руководстве.
- Как вы относитесь к проектной деятельности, которая проводится по разным предметам?
Положительно | Отрицательно | Безразлично. | |
2011-2012 | 40% | 50% | 10% |
2012-2013 | 57% | 40% | 3% |
2. Что вас привлекает в ней?
2011-2012 | 2012-2013 | |
Возможность пополнять и углубить знания | 20% | 25% |
Возможность проявить самостоятельность | 10% | 30% |
Желание проверить свои знания | 25% | 30% |
Желание получить отметку | 15% | 5% |
Желание получить похвалу от родителей, учителей | 30% | 10% |
3. Что вы выполняете с интересом?
2011-2012 | 2012-2013 | |
Работа с учебником | 15% | 10% |
Работа с доп. литературой | 20% | 25% |
Исследование проблемы. | 20% | 20% |
Подготовка презентаций | 25% | 25% |
Защита проекта | 20% | 20% |
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
учащиеся отвечают:
1 класс 2 класс
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам наглядно демонстрируют это утверждение.
4. Качество знаний обучающихся
Предмет | Качество знаний 2012 -2013 | |
III четверть | год | |
русский язык | 78% | 87,5% |
литератературное чтение | 100% | 95,8 % |
математика | 75% | 79% |
окружающий мир | 95,8 % | 95,8 % |
изобразительное искусство | 100% | 100% |
технология | 100% | 100% |
ОБЖ | 95,8 % | 100% |
Работа по созданию проектов во внеурочной деятельности («Мир геометрии», «Православная культура», «Эколог») подтверждается тем, что ученики успешно участвуют во внеурочных мероприятиях, конкурсах различных уровнях.
5. Участие в конкурсах
Год | Мероприятие | Фамилия, имя учащегося | Класс | Результат участия |
2011 - 2012 | «Алые паруса» проект для одаренных детей | Сапина Ангелина | 2 «а» | свидетельство об участии |
2012 - 2013 | муниципальный этап Всероссийского конкурса "Я-исследователь" | Замельчук Федор | 2 «а» | призёр |
2012 - 2013 | муниципальный этап Всероссийского конкурса "Я-исследователь" | Савчук Арина | 2 «а» | призёр |
2012 - 2013 | Всероссийский фестиваль «Портфолио ученика» | Чеботарев Вова | 2 «а» | участие, работа размещена на сайте http://project.1september.ru/ |
2012 - 2013 | Всероссийский фестиваль «Портфолио ученика» | Сапина Ангелина | 2 «а» | участие, работа размещена на сайте http://project.1september.ru/ |
Год | Мероприятие | Фамилия, имя учащегося | Класс | Результат участия |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Шумахер Александр | 2 «а» | 1-е место «Окружающий мир» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Рогова Светлана | 2 «а» | 2-е место «Земля – наш общий дом» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Орлов Владимир | 2 «а» | 2-е место «Веселая грамматика» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Сапина Ангелина | 2 «а» | 3-е место «Литературное чтение» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Белозерских Кирилл | 2 «а» | 2-е место «Мыслеград» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Рогова Светлана | 2 «а» | 1-е место «Математический ералаш» |
2012-2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Голиусова Дарья | 2 «а» | 3-е место «Окружающий мир» |
Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, считаю, что осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
IV. Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Библиографический список:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
13.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.) – М.: Просвещение, 2011.
14. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.) – М.: Просвещение, 2011.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
16. Программа универсальных учебных действий – М.: Просвещение, 2010.
17.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
18. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
19. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
20. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
21. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
23.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
24.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
25. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков / Н.Н. Толстых // Ребёнок в современном обществе. – М., 2007.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2010.
Интернет-источники
Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru
Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
Российский образовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Приложение
1. Приложение 1. Анкета для выявления отношения учащихся к проектной деятельности, мотивов самостоятельной деятельности………………….
2.Приложение 2. Учебный проект «Моя семья»…………………..
3. Приложение 3. «Мастер- класс»………………………………………
4. Приложение 4. Конспект урока по русскому языку «Назначение алфавита. Упражнение на запоминание порядка алфавита» ……….
5. Приложение 5. Творческий проект «Доброе слово, что ясный день»………………
6. Приложение 6. Скриншоты, работы учащихся опубликованные на сайте………………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...
Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...