Методическая разработка по финансовой грамотности «Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами»
план-конспект занятия (2, 3 класс)
Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koval_a.yu_._finansovaya_gramotnost._karmannye_dengi._konspet_zanyatiya.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Владимира «СОШ №28»
«Методическая разработка по финансовой грамотности»
Занятие по внеурочной деятельности.
Занимательная математика.
«Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами»
Автор: учитель начальных классов Коваль Анастасия Юрьевна
2020
Введение
«Я сама куплю все необходимое, так будет проще», — часто говорят взрослые своим детям. Конечно, проще, но не лучше, если рассматривать проблему в долгосрочной перспективе.
Деньги – это очень важная часть современной жизни, но далеко не все родители готовы достаточно открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатронутой. Заниматься финансовым просвещением наших детей все-таки крайне важно. Надо отметить, что часто мы, взрослые, не можем до конца понять, как нам относиться к финансам – и, как следствие, не можем правильно разобраться в них ребятам.
В настоящее время современные дети достаточно плотно вовлечены в весьма сложный процесс денежных отношений с младых лет. В связи с этим крайне важной задачей для многих родителей становится научить своих детей грамотно распоряжаться деньгами, попутно развивая у них азы экономической грамотности. Карманные деньги на сегодняшний день являются одним из важных методов финансового воспитания детей младшего школьного возраста, которые содействуют результативному управлению финансами и в последующей взрослой жизни.
Распоряжение собственным бюджетом учит ребят покупать то, что им действительно нужно, стараться откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого современного родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется четкое понимание ценности денег: к ним относятся гораздо бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.
Умение ценить, копить и в дальнейшем распоряжаться бюджетом формируется не сразу. Это достаточно долгая и весьма сложная работа. Именно поэтому начинать желательно как можно раньше.
Всё необходимо делать своевременно, по мнению многих специалистов, максимально благоприятный возраст для обучения рациональному использованию карманными деньгами является младший школьный возраст 9 - 10 лет). Все выше обозначенное обусловливает актуальность выбранной темы для занятия по внеурочной деятельности.
Тип занятия: интеллектуально - познавательное
Цель: научиться разумно распоряжаться своими карманными деньгами в младшем школьном возрасте.
Задачи: рассмотреть понятие «карманные деньги»
обучить детей рациональному использованию карманных денег.
Планируемые результаты:
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Предметные:
• Объяснять, как управлять деньгами
• Сравнивать доходы и расходы
• Составлять бюджет на простом примере.
Метапредметные:
• уметь объяснять, что такое доходы и расходы, как управлять деньгами.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные:
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Основные понятия: Расходы и сбережения, бюджет
Литература:
- Хо Адам, Чи Кеон/ Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами. - Бомбора, 2018 г.
- Демина Е.А. Дети и деньги. Как воспитать разумное отношение. - Никея, 2018 г.
- Мельникова В.В. Дети и деньги. Практические советы родителям. - Литера, 2012 г.
- Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. – Добрая книга, 2006
- Бодо Шефер: Как в 12 лет Кира разбогатела. Книга 3. Все, что можно сделать с помощью денег. - Диля, 2013 г.
- Синкевич, П. О. Роль карманных денег в жизни школьников / П. О. Синкевич, Е. П. Коровайчик. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13).
- https://broker.ru
- http://moneykids.ru/
Этап урока | Виды работ, формы,методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Словесный | Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Начнем наше занятие со стихотворения Е. Степановой Обойдусь и без покупок Держу молоток Е. Степанова | Ученики проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД - обеспечение детьми организации их учебной деятельности. | Контролировать всю свою деятельность. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. | Диалог учителя с учениками, в процессе которого сами ребята находят решение обсуждаемой проблемы | Организует фронтальную работу по вопросам: - Что такое экономика? (Удовлетворение разнообразных потребностей людей). - Назовите главную функцию экономики? (Главная функция современной экономики – максимальное удовлетворение всевозможных потребностей человека) - Тогда что же такое потребности современного человека? («…Все что нужно человеку для жизни называются потребностям…») Работа в группах: Ребята, сегодня мы будем на нашем занятии работать в группах. – У вас на карточках список различных предметов. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют. Отвечать можно только по моей команде. «…А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища. | Дают конкретное определение, отвечают на поставленные учителем вопросы. | Личностные УУД – строгая направленность в нравственном содержании и значении поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные УУД - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. | Извлекать необходимую информацию из собственных изученных знаний, соотносить предметы с понятиями, формулировать ответы на поставленные учителем вопросы. |
Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. | Метод проблемной ситуации. | Применение приема критического мышления: игра «Верю-не верю» (Приложение № 1) Сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое и узнаем об истории возникновения денег. (просмотр презентации) А теперь я задам вам вопрос: кто у вас в семье распоряжается деньгами? Ну а вам, ребята, нужны деньги? Для чего? Есть ли у вас карманные деньги? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. - Сегодня на нашем занятии пойдет речь о деньгах на карманные расходы. Мы сможем обсудить такие вопросы: - сколько вам нужно денег; - как часто родители должны вам их давать; - на что их нужно тратить. Организует работу в группах. Подводит учащихся с помощью наводящих вопросов к данной проблеме. Деловая игра. (Работа в группах) Мини-исследование «Наши карманные деньги».
Проведение исследования внутри групп, на которые разделились ребята. Полученные результаты обязательно необходимо обобщить. Представитель каждой группы оглашает полученный результат. | Активно включаются в предлагаемую игровую деятельность. Производят обмен товарами в соответствии с поставленной задачей. Формулируют тему занятия. Определяют основные задачи. Работа со словарем. | Коммуникативные УУД – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные УУД – высказывать предположения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные УУД - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. | Принимать и сохранять учебную задачу. С интересом включаться в игровую деятельность. Делать выводы на основе практической деятельности. Выполнять задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявлять инициативность в достижении результата работы в группе. Давать обоснованную оценку качеству выполнения задания. Выдвигать гипотезы к проблеме урока. Принимать активное участие в формулировании темы урока, в постановке учебных задач. |
Открытие новых знаний. Объяснение нового материала | Наглядный, объяснительно-иллюстративный | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал. 1.Объясняет цену деньгам. Сначала показывает небольшую купюру, эквивалент $5. Рассказывает подробно ребятам, что можно купить на эту сумму в нашем регионе. Чтобы дети увидели, что совсем немного можно купить на эти деньги. Потом уточняет, что на эти копейки в некоторых бедных странах мира люди иногда живут целый месяц, покупают себе только необходимую еду и по несколько лет ходят в старой одежде. 2. Б бедность и богатство. Рассказывает ребятам, что не все люди на земле живут одинаково. Есть очень богатые семьи, и дети там имеют абсолютно всё, что только пожелают. Их комната буквально завалена игрушками, многими из которых они даже не играли ни разу. А есть, наоборот, очень – очень бедные. Где дети круглый год питаются вареной крупой и хлебом, потому что их родителям просто неоткуда взять деньги. Что такое сладости, сделанные на кондитерской фабрике, они понятия не имеют. Для них лучшее лакомство – это муравьиный сок или нектар растений. Игрушки они себе делают из глины и соломы, а что такое красивые книжки они и понятия не имеют. Многие из них даже школу не посещают. Показывает подборку фотографий, которые позволят детям увидеть всё наглядно. 3.Предлагает сравнить цены в разных магазинах на определенные товары. 4. Анализирует вместе с ребятами семейный бюджет (заранее было дано задание дома с родителями проанализировать семейный бюджет) 5. Профориентация для учеников. Рассказывает ребятам доступным языком, сколько зарабатывают директора крупных компаний и чем они занимаются, сколько получают специалисты высокой квалификации, а сколько рабочие на заводе и грузчики в магазине. Объясняет, что для того, чтобы иметь хорошую профессию и соответствующую зарплату, необходимо много учиться, быть старательным и трудолюбивым. Деньги — это огромное достижение человечества. Некоторые говорят, что деньги — это зло, а кто-то другой, что счастье. И все-таки, деньги — это действительность, с которой мы все сталкиваемся ежедневно в жизни. Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью. Умение обращаться с деньгами - это очень важный и необходимый навык, который весьма успешно поддается хорошей тренировке. Замечательным тренажером вашей, ребята, финансовой самостоятельности являются карманные деньги. Карманные деньги — это некая сумма, выделяемая вашими родителями на ваши собственные нужды. Основная их задача — научить вас тратить деньги, делая всевозможные покупки и неся особую ответственность за свой выбор. | Знакомятся с новыми понятиями. Принимают информацию, сравнивают с результатами своей практической деятельности, анализируют, делают вывод. | Принимать и сохранять учебную задачу. Выделять и называть существенные признаки понятия, анализировать информацию, сравнивать с результатом своей практической деятельности, делать вывод. | Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; Познавательные УУД - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Физминутка | Практический | Организует физкультурную паузу. | Сбор монеток | Личностные УУД - установка на здоровый образ жизни. | |
Дальнейшая работа по уточнению, систематизации и обобщению приобретённых знаний. Закрепление изученного материала. Применение новых знаний. | Поисковый, метод самостоятельной работы | Наблюдает за работой учеников. Задаёт вопросы, комментирует ответы. Организовывает игру «Карманные деньги». Цель данной игры — проанализировать умение школьников распоряжаться карманными деньгами. Оплата мобильной связи Еда (всевозможные сладости и прочее) Аттракционы Школьные предложения Подарки друзьям Задача каждой группы - четко распределить имеющиеся у них игровые карманные деньги по своему усмотрению. Затем подводит ребят к выводу: «…карманные деньги - это вовсе не награда за хорошее поведение и не определённая плата за помощь по дому. Карманные деньги помогают развитию самостоятельности школьников и позволяют ребятам чувствовать себя более уверенно. Ребенок, который может принять самостоятельное решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым». Далее задает вопрос: можно ли тратить все карманные деньги? Подводит к выводу, что нет. Озвучивает основные правила распоряжения своими деньгами: Заплати сначала самому себе! Сберегай часть получаемых денег (не меньше 10-й части) для обеспечения своей будущей жизни. Частично или полностью отдай долги, если они имеются. Сохрани сберегаемые деньги так, чтобы получить финансовую поддержку при непредвиденных событиях в жизни. Всегда помни о необходимых тратах и желаемых тратах денег! Следуй постоянному правилу составлять и вести личный бюджет на месяц! Эти же правила на небольших ярких карточках, которые вручаются каждому ученику. | Отвечают на вопросы. Выполняют практическое задание по правилам игры. | Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; Познавательные УУД - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. | Извлекать необходимую информацию из учебника, воспроизводить новые понятия по памяти, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задание с применением предъявленных требований в обстановке сотрудничества. Проявлять ответственность в достижении результата выполняемой работы, познавательный интерес к предмету; договариваться друг с другом, приходить к совместному решению. Слушать в соответствии с целевой установкой, осуществлять логические действия, выделять нужную информацию. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Использовать речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли. Давать обоснованную оценку качеству выполнения задания. |
Рефлексия. | Анкетирование | Подводит ребят к выводу: Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то); Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты; Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни; Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность; Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества. Проводит анкетирование. Анкета для младшего школьника 1.Дают ли тебе родители карманные деньги? Да Иногда Нет 2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход? Денежные подарки родственников на праздники и день рождения Собственный заработок Карманные деньги, которые дают родители 3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег в месяц? 500 рублей Больше 500 рублей Нисколько 4. Для чего тебе нужны карманные деньги? На игрушки На развлечения На сладости Свой вариант ответа_______________________ 5. Что ты сделаешь с карманными деньгами? Трачу на всякие мелочи Откладываю в копилку 6.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги? На книгу На компьютерные диски, игрушки, украшения На сладости Свой вариант ответа___________________________________ 7.Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки? Да Нет Не знаю Синквейн по тематике «Карманные деньги» | Определяют верное и неверное утверждение на основе полученных знаний. | Ориентироваться в своей системе знаний. Проводить самоанализ своей работы, оценивать собственную деятельность на уроке. | |
Подведение итога урока | Словесный | Подводит итог урока. - Что такое карманные деньги? «…Важным правилом грамотного планирования поступления и использования денег является составление личного бюджета. Если в личном бюджете доходов получилось больше расходов, то можно начать откладывать на исполнение своих желаний. Если расходов получилось больше доходов, нужно найти возможности сокращения затрат, срочно обнаружить и ликвидировать «ловушки» бюджета. Если в них попасть, можно сильно увеличить свои расходы. И тогда школьник не сможет накопить деньги на достижение финансовой цели, а возможно не сможет купить себе даже самое необходимое! Важно сделать свой личный бюджет безопасным! Знания о деньгах и правилах их использования помогут нам более осознанно подумать о своем будущем и самостоятельно выбирать наиболее привлекательные пути в жизни. При управлении личными деньгами каждый из нас сможет принимать разумные решения, сформировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике!..»[ Синкевич, П. О. Роль карманных денег в жизни школьников / П. О. Синкевич, Е. П. Коровайчик. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 94-97.] | Регулятивные УУД -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. | Формулировать свое мнение по изучаемой теме, дополнять, уточнять высказанные мнения доступными речевыми средствами.. |
Приложение 1
Игра «Верю -не верю»
Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
Верите ли вы, что жители островов Санта- Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта- Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10сантиметров).
Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
(Да. В Бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий Архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выделяем ребенку карманные деньги
Только от вас, родителей, зависит, в каком возрасте ваш ребенок получит свои первые карманные деньги. Но если вы почувствовали, что он уже достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться некоторой суммо...
Методическая разработка "Пишу красиво и грамотно" для 1-3 кл.
Материал для работы в начальной школе на внеурочной деятельности. С пояснительной запиской, целями и задачами....
Методическая разработка по финансовой грамотности "ФинКвест"
Методическая разработка для занятий внеурочной деятельности по окружающему миру...
Методическая разработка по финансовой грамотности
МатематикаТема: "Счёт предметов. Закрепление",знакомство с понятиями "монета" и "купюра"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »
Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...
Методическая разработка по формированию функциональной грамотности
Данная методическая разработка будет интересна и полезна педагогам, которые хотят развивать в детях не только академические навыки, но и навыки, помогающие сделать успешную карьеру в будущем....
Методическая разработка занятия по математической грамотности
Формирование математической функциональной грамотности у младших школьников обусловлено значительными изменениями приоритетов школьного образования в России. Оно рассматрива...