МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »
методическая разработка (2 класс)

Толстоноженко Елена Владимировна

 Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств.  Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов. А для этого необходимо сформировать у ребят понятие «семейный бюджет», источники дохода семьи, расходы семьи и как правильно происходит формирование семейного бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_uroku.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме

«Что такое семейный бюджет и как его построить »

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она важна для каждого школьника, независимо от возраста.

  Ведь, всякому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего нам необходимо планировать свой семейный бюджет? Какую роль играют сбережения для семейного бюджета?  Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств.       

    Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: что если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить вещи первой необходимости, следовательно,  важно оценивать свои потребности и делать правильный выбор.

Цель урока: сформировать понятие «семейный бюджет», источники дохода семьи, расходы семьи; правильное формирование семейного бюджета.

 Задачи урока:

1. Через представление конкретной ситуации  сформулировать понятие «семейный бюджет»  

2. Организовать работу с текстами в группах и сформировать понятие «профицит» и «дефицит» бюджета.

3. Организуя работу с конкретными ситуациями научить планировать и рассчитывать бюджет.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Развивать умение различать личные расходы и расходы семьи;
  • Формировать ответственное понимание  того, что трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния.
  • Развивать умение работать в группе.

Предметные: 

  • Сформулировать понятия семейного бюджета
  • Проверить навык планирования доходов и расходов.

Метапредметные:

  • Владение и умение извлекать информацию из предложенного источника.
  • Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать  в команде.

Коммуникативные: 

  • Представление своей позиции.
  • Умение понимать взгляды и интересы других.

План урока

I. Организационный момент  Налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.

II. Создание проблемной ситуации. Постановка цели урока, разбор понятий, составляющих тему.

III. Этап осмысления. Работа учащихся по технологии развития критического мышления «корзина идей».

IV. Рефлексии. Работа с таблицами «Верные - неверные утверждения» и ситуационными заданиями. Оценочный лист.

V. Подведение итогов урока Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент: налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.

Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Класс делится на группы (по 6-7 чел.)

II. Создание проблемной ситуации.

1. Учитель. Ребята, давайте представим такую ситуацию:

Встречаются на перемене два друга.

1-ый мальчик.  Я уже купил сегодня пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новый телефон  и велосипед. Здорово, да?

2-ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас сложно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

1-ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

2-ой мальчик. Не знаю.

Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.

Учитель. Ребята, предположите какая сегодня тема урока.

Предположения учеников.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Что такое семейный бюджет

и как его построить».

Учитель. Ребята, как вы думаете, из чего состоит бюджет семьи?

Ответы учеников: бюджет семьи состоит не только из доходов, но и из расходов семьи.

Учитель. Действительно, бюджет семьи состоит не только из доходов, но и из затрат, которые семья планирует сделать в течение месяца. Но еще к понятию бюджет стоит добавить понятие «финансовые цели».

Как вы думаете, ребята, какие финансовые цели ставит для себя семья например, на месяц?

Примерные ответы учеников: покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, содержание автомобиля и т. д…

 Ребята, давайте послушаем, о чём говорят мама с сыном.

Разговор мамы с маленьким сыном

– Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.

Что купить тебе, сыночек?

Отвечает маме сын:

– ты купи мне самолёт,

а ещё ружьё, лопатку, 

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь, мама, чупа-чупсик мне купить!

– Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему? 

– Ребята, где сейчас ваши родители?

– Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?

– А для чего вашей семье нужны деньги?

– На что ваша семья расходует деньги?

Ответы учеников и рассуждения класса

Учитель. Кроме самого необходимого семьи могут ставить для себя более масштабные цели, к примеру – путешествие, покупка машины, покупка дачи или квартиры.

Бюджет – это финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определенный период времени. Слово бюджет имеет значение «кошелек, сумка, мешок с деньгами».

III. Этап осмысления.

1. Работа учеников по методу «корзина идей».

Учитель. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых записаны доходы и расходы семьи. Ваша задача в течение 5-и минут выбрать и вложить в корзину доходы и расходы своей воображаемой семьи на месяц, т. е. составить свой семейный бюджет. Лучше положить доходы и расходы в две разные стопки.

Ученики. Представитель от каждой группы перечисляет составляющие своего бюджета, рассчитанного на месяц.

Учитель. Ребята, а теперь переверните карточки, там вы видите числовые данные.

Посчитайте свои доходы и расходы, озвучьте результат.

Ученики озвучивают результаты подсчетов.

Составление бюджета включает три фазы:

- постановку финансовых целей;

- оценку доходов;

- планирование расходов.

2. Учитель. Ребята, как вы думаете. Что будет, если

 Д>Р    ЭКОНОМИЯ (Профицит)

 Д<Р    ДЕФИЦИТ    

 Д=Р    БАЛАНС

 IV. Рефлексии.

1. Работа с таблицей  «Верные – неверные утверждения».

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением.

«Верные – неверные утверждения»

Утверждения

«+» - согласен

«-» - не согласен

Смета доходов и расходов  на определенный период это бюджет.

Без  предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.

Бюджет формируется только из доходов.

При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.

В семье бюджет может быть только дефицитный.

Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи

Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.

На расходы семьи влияют только ее доходы.

Накопления денег для семьи, не так важно как иметь новые модели телефонов.

Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.

Можно ли всегда жить в долг

Ответственность за семейные расходы лежит только на родителях.

Жертвовать личными расходами  ради общесемейных расходов нельзя.

Большинство семейных расходов контролю не поддаются.

Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи.

Доходы семьи изменить намного проще ,чем изменить расходы.

При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи, которые приносят доход.

Семейный бюджет - важная составляющая семейной жизни

2.Учитель. Ребята, сейчас посмотрите на экран, вам нужно отгадать загадки, вставив пропущенные слова. На экране проектора загадки.

1.

Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется (зарплата).

2.

Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он (стипендию) несет,
И доход семьи растет.

3.

А двадцатого числа
Деду (пенсия) пришла.
На экране появляются ответы.

4.

На работе всем за труд

Ее честно выдают-

От врача до дипломата

Получают все (зарплату)

5.

Кто активно трудится весь год,

Тот скорее увеличит свой (доход)

Учитель. Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда составляли бюджет, тратили деньги обдуманно и делали сбережения.

Приложение 1.

Бюджет семьи

(расчет на месяц)

Доход

Сумма (руб.)

Расход

Сумма (руб.)

Основные источники:

Постоянные расходы:

Заработная плата мамы

Оплата коммунальных услуг

Заработная плата папы

Электроэнергия

Пенсия бабушки

Телефон

Пособя

Продукты

Стипендия сестры, брата

Налоги

Дополнительные источники:

Переменные расходы:

Ценные бумаги

Здоровье

Выигрыши в лотерею

Образование

Премия

Банковский вклад

Приусадебный участок

Путешествия

Предпринимательская деятельность

Итого:

Итого:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В  данном занятии нами было сформировано у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия.  Было сформулировано понятие «семейный бюджет».

Учащиеся осознали принцип ограниченности финансовых ресурсов. Научились рационально планировать бюджет.

Через организованную работу с текстами в группах были сформированы понятие «профицит» и «дефицит» бюджета.

Организованная работа с конкретными ситуациями помогла научится планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков

Было сформировано понимание отличий личного и семейного бюджета.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Образовательные проекты ПАКК

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#4

2.Электронный учебник

 http://xn--90ahkin7a2a.xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/portal#courses/26

3.Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru

4.Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе на тему "Урок в зеленой школе" УМК Биболетовой М.З.

Материал представляет конспект урока № 3 в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. Урок содержит   ролевую игру с участием ученика 6 класса....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Что такое деньги?"

Урок проведён в 3 классе на школьном этапе конкурса "Учитель года-2015"...

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...

Технологическая карта к уроку финансовой грамотности в 4 классе по теме "Мир современных профессий"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о профессиях современного мира, профессиях прошлого и будущего.Задачи урокаПланируемые результатыДи...