Методическая разработка по финансовой грамотности
методическая разработка по математике (1 класс)

Куликова Анастасия Юрьевна

Математика

Тема: "Счёт предметов. Закрепление",

знакомство с понятиями "монета" и "купюра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_finansovoy_gramotnosti.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №32 г. Владимира"

Муниципальный этап регионального конкурса методических и проектных разработок по формированию финансовой грамотности и начальной школе

Математика

Тема: "Счёт предметов. Закрепление",

знакомство с понятиями "монета" и "купюра".

Методическая разработка по финансовой грамотности

                                                                Куликова Анастасия Юрьевна

                                                                учитель начальных классов

                                                                первая квалификационная категория

Владимир 2020

Введение

Новизна данной методической разработки заключается в том, что в программу по математике первого класса включаются элементы по финансовой грамотности.

Актуальность данной разработки заключается в том, что через математику удобнее всего познакомить детей 1 класса с базовыми навыками по финансовой грамотности.

Цель - формирование понятий монета и купюра на уроке математики при закреплении материала.

Практическая задача: развивать у детей интерес к знаниям по финансовой грамотности.

Образовательные задачи: познакомить с понятиями монета и купюра.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать речь, внимание, мыслительные операции;

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности, воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета.


УМК - "Планета знаний"

Класс: 1

Предмет: математика

Тема: : "Счёт предметов. Закрепление"

Подтема: знакомство с понятиями "монета" и "купюра"

Тип урока: закрепление материала.

Форма проведения: урок - игра.

Цель:  создание условий для формирования финансовой грамотности через закрепление: счёта в пределах 10, сравнение чисел первого десятка, расставление чисел по порядку, знаний о геометрических фигурах; формирование понятий монета и купюра.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: уметь соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: регулятивные УУД: выбор темы, определение целей учебной деятельности с помощью слов-помощников; оценивание результатов учебной деятельности;

познавательные УУД: уметь анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

коммуникативные УУД: учатся осуществлять взаимодействие в паре. Совершенствовать умения комментировать выполняемые задания, полно и ясно выражать свои мысли.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: закреплять счёт в пределах 10, сравнение чисел первого десятка, расставление чисел по порядку, закрепление знаний о геометрических фигурах.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят умение применять навыки счёта в пределах 10, считать различные объекты, слушать собеседника и вести диалог, слушать учителя и выполнять его требования. Совершенствовать навык оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре, оценивать товарища. Отрабатывать умение различать монеты и купюры, закрепление знаний о монетах и купюрах.

Оборудование урока: доска, проектор.

Информационное обеспечение: презентация.

Раздаточный материал: карточки с изображением денежных знаков, билеты (красные и синие).


Содержание взаимодействия педагога и учащихся

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствует учащихся, желает успеха.

Ученики встали, настроились на работу, проверили готовность к уроку.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2

Актуализация знаний (1 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

В каникулы у Кирилла и Леры было день рождения. Поздравим их. Пожелаем им здоровья, успехов в учёбе и всего самого наилучшего.

Ребята, у нас нет подарка. Сегодня мы поедем в магазин игрушек.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению.

3

Постановка цели и задач урока

(4 мин)

Цель: спрогнозировать предстоящую деятельность.

Выход на понятия: деньги, монеты, купюры.

А что нам необходимо иметь при походе в магазин, вы узнаете расставив цифры в порядке возрастания. На доске записаны цифры и каждой цифре соответствует буква (9-и, 3-е, 1-д, 5-н, 6-ь, 8-г).

Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Что такое деньги? Прочитаем в толковом словаре С.И. Ожегова (слайд 2)

Какие цели можем поставить на уроке?(слайд 3)

(Слайд 4).  Чем эти деньги отличаются?

Как называются бумажные деньги? Как называются металлические деньги?

Деньги

Будем говорить про деньги.

Узнать что такое деньги, научиться различать деньги, применять знания в жизни.

Бумажные, металлические

Купюры

Монеты

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и целей урока.

Предметные УУД:

закрепление навыка в чтении и упорядочивании чисел первого десятка.

4

Закрепление

(8 мин)

Цель: отработка ранее изученных знаний.

В магазин отправимся на автобусе. Расскажите как надо вести себя в общественном транспорте. Кто имеет право бесплатного проезда? Как можно оплатить за проезд?

Сколько стоит проезд в автобусе? Надо купить билет.

У каждого на парте лежит конверт с карточками, изображающих денежные знаки. Работая в паре, отсчитайте 24 рубля.

Учитель раздает билеты (красные и синие).

В общественном транспорте нельзя кричать, бегать, надо уступать место пожилым.

Бесплатный проезд для детей до 7 лет.

Оплатить за проезд можно деньгами, картой, проездной билет.

24 рубля.

Коммуникативные УУД: : учатся осуществлять взаимодействие в паре, совершенствовать умение полно и ясно выражать свои мысли.

Предметные УУД: закрепление счёта.

5

Физ.минутка

 (2 мин.)

Цель: закрепление знаний о монетах и купюрах.

Учитель раздаёт детям с красными билетами разные монеты. Найдите пару - одинаковые  монеты.   Потом раздаёт детям с синими билетами разные купюры. Найдите пару - одинаковые купюры.

Коммуникативные УУД: : учатся осуществлять взаимодействие в паре.

6

Закрепление

(12 мин)

Цель: закрепление ранее изученных знаний, закрепление знаний о монетах и купюрах.

Чтобы поездка была интересной, мы будем выполнять задания и получать пятаки за правильный ответ. Потом на эти пятаки будете покупать подарки.

№ 1. Графический диктант

( 2 ↑, 5 →, 2↓, 5←).

Что получилось?(Слайд 5) Сколько углов? сторон? вершин? Как называются прямоугольные бумажные деньги?

№ 2.(Слайд 6)  Всем ли детям достались купюры?

В разных страх разные деньги. В Европе - евро, в Америке - доллары, в России - рубли.

№ 3(Слайд 7). Чего больше монет или купюр?

№ 4 (Слайд 8). Сколько купюр? Сколько монет? Составь два неравенства.

№ 5.(Слайд 9). Расставь монеты в порядке возрастания.

№ 6. Игра. Скажи наоборот.

Больше -

Верно -

Дешёвый -

Длинный -

Дорого -

Шире -

№ 7. Игра. Найди различия.

Число - цифра

Равенство - неравенство

Монета - купюра

Вклад (депозит) - кредит

Прямоугольник

Купюры

Нет, т.к. детей на одного больше, чем купюр.

Монет больше, чем купюр на одну.

3 купюры, 2  монеты.

3˃2, 2˂3

50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.

Меньше

Неверно

Дорогой

Короткий

Дёшево

уже

Число состоит из цифр.

Равенство – это когда одно количество равно другому. Неравенство – это когда одна сторона выражения не равна второй.

Монета - металлические деньги,

Купюра - бумажные деньги.

Вклад - деньги, которые хранятся в банке.

Кредит - деньги, которые берём в банке и потом отдаём частями.

Предметные УУД: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Предметные УУД: закрепление счёта в пределах 10, сравнение чисел первого десятка, расставление чисел по порядку. 

Предметные УУД: закрепление математических понятий, понятий монета и купюра.

Коммуникативные УУД: комментирование выполняемых заданий.

7

Применение знаний на практике (2 мин.)

Цель: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета.

Группа с красными билетами и группа с синими билетами собираются и считают сколько пятаков заработали. Затем каждая группа по очереди идет в магазин покупать подарок.

Коммуникативные УУД: сотрудничество учащимися в группе.

Предметные УУД: закрепление счёта.

8.

Подведение итогов (1 мин.)

Каждая группа купила подарок на ту сумму, которую смогли заработать. Именинников поздравили. Молодцы!

Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину, уважительно относиться к  одноклассникам.

9

Рефлексия (5 мин)

Цели: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Слайд 10.

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня на уроке мне понравилось...

Новые знания мне пригодятся...

Ребята, я попрошу вас встать к маскам, улыбающейся, если вам было легко и все получилось, вы молодцы, к грустной тем, кто испытывал трудность, у вас тоже все получится, но позже я вам буду в этом помогать. Благодаря дружбе, мы справились со всеми трудностями на уроке.

Все сегодня молодцы! Всем большое спасибо!

Регулятивные УУД: учатся давать самостоятельную оценку результатов учебной деятельности.


Список литературы.

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка для финансовой грамотности

Презентация к уроку финансовой грамотности...

Методическая разработка по финансовой грамотности "ФинКвест"

Методическая разработка для занятий внеурочной деятельности по окружающему миру...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »

Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...

Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности

Пзезентация и технологическая карта занятия ВУД на тему "Монеты"...

Методическое пособие "Азбука финансовой грамотности"

Методическое пособие создано для использования во внеурочной деятьности...