Методическая разработка по финансовой грамотности "ФинКвест"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка для занятий внеурочной деятельности по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnye_materialy_toshchakovasv.docx | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках реализации региональной образовательной акции «Финансы в моей жизни»
Номинация: методическая разработка занятия внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» для начального общего образования
«ФинКвест»
Введение
Методическая разработка ориентирована на организацию занятий внеурочной деятельности обучающихся 3-4 классов в предметной области «Окружающий мир» с применением игровой технологии, активных форм и методов обучения согласно возрастным нормам участников квеста.
Цель квеста: способствовать формированию у обучающихся понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.
Задачи:
- расширить границы знаний обучающихся по финансовой грамотности;
- способствовать повышению учебной мотивации и познавательного интереса, активности;
- развивать творческие способности, логическое мышление, память, речь, умение находить рациональные способы решения учебных задач;
- формировать умение работать в команде;
- воспитывать культуру поведения, разумное отношение к финансам.
Планируемые результаты:
- обучающимся станут более понятны основные экономические понятия;
- бережное и экономное отношение к электроэнергии, бумаге;
- раскрытие творческой самореализации школьников;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся, умения работать в команде;
Условия применения: любое общеобразовательное учреждение. Участники: обучающиеся 3-4 классов. Форма проведения: квест (прохождение командами этапов).
Структура: квест состоит из трёх этапов.
Ход квеста
Вступительное слово. Наш квест посвящён итогам изучения материала на уроках окружающего мира и на внеурочных занятиях. Командам необходимо пройти 8 интересных этапов. Выполняя задания, вы будете получать условные деньги – бублики. Больше правильных ответов – больше бубликов, их по окончанию квеста вы сможете потратить в школьном буфете «61 век». Команда-победитель получит интересный приз, который поможет узнать больше о мире денег.
Капитаны команд, получите ваши маршрутные листы.
Далее команды проходят этапы
1 этап «Исторический»
Командам предлагается показать свои знания в области истории денег, нумизматике. За каждый правильный ответ команда получает 1 бублик. Трудно себе представить современную жизнь без денег. Деньги – это мера стоимости, средство платежа, одна из форм накопления сбережений. Человек довольно долго обходился без денег.
1) Многие тысячелетия единственным способом получить желаемое был простой обмен товарами. Как это называется? (бартер);
2) Приведите примеры разновидностей денег при простом обмене товарам - бартере? (например, ракушки, шкурки, бобы, соль, зерно и т.д.);
3) Где и когда появились первые бумажные деньги? (в 910 году н.э. в Китае);
4) Почему появились бумажные деньги? (железные деньги трудно перевозить);
5) Как выглядели первые бумажные деньги? (бумага с изображением важных людей, правителей с подписями и печатями);
6) Когда бумажные деньги появились в нашем государстве? (в конце 17 века, были введены Екатериной II в 1769 году. Назывались ассигнациями. Это были не такие бумажные деньги, которые в ходу сейчас, а долговые обязательства. Сейчас они называются облигациями).
2 этап – «Государственный»
У каждого государства есть свои деньги, они разных видов, форм и цветов. Вам необходимо определить, из каких стран эти деньги.
Предлагаются изображения валют различных стран (рубль, доллар, евро, йена, белорусские рубли, фунт, крона) и варианты стран. Необходимо сопоставить страну с данными валютами. За правильное выполнение задания команде даётся 5 бубликов.
3 этап – «Математический»
Предлагаем решить экономические задачи. За правильный ответ задачи команда заработает 3 бублика. Всего можно получить на этом этапе 6 бубликов.
1) Ёжик и Белка открыли ателье по пошиву одежды. Они изготовили 15 спортивных костюмов. Сорока предложила продать эти костюмы. За свои услуги она просит пятую часть от суммы за продажу изделий. Сколько денег получит Сорока, если цена одного костюма 200 рублей?
(Ответ: 600 рублей)
2) В одном из курортных городов мира был построен огромный ресторан. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу домов. Одновременно в нём могут обедать 3000 человек. Сколько нужно нанять официантов, при условии, что один официант может обслужить 3 человек?
(Ответ: 1000 официантов)
4 этап «Блиц»
За одну минуту вам необходимо дать как можно больше правильных ответов. Отвечать на них нужно быстро. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 бублик.
- Вещи для продажи, это (товар);
- Денежная единица европейских стран (евро);
- Учреждение, где хранятся деньги и проводятся различные финансовые операции? (банк);
- Основная единица страны (валюта);
- Ценные бумаги (акции);
- Там совершаются сделки (биржа);
- Выдача денег в долг под проценты на определённый срок (кредит/ссуда);
- Она указана на ценнике указана (цена);
- Что нельзя купить за деньги? (друга, мудрость, время, здоровье, счастье, уважение и т.д.);
- Дом, где живут наличные деньги? (кошелёк);
- Где хранятся безналичные деньги? (банковская карта, счёт).
5 этап «Рекламное агентство»
Задание: Придумать новый дизайн обёртки для конфеты «Коровка» («Барбарис», «Мишка на севере» и т.д.), придумать интересную рекламу. Можно заработать от 3 до 10 бубликов.
6 этап «Семейный»
1)Предлагается игра «Хочу и надо»
Команде даётся 10 условных денежных единиц (бубликов) и схема потребностей семьи с указанием стоимости того или иного товара (услуги). Задание: распределить семейный бюджет по потребностям в порядке их значимости. Команда забирает 10 бубликов в случае рационального и экономного распределения семейного бюджета в данном задании.
Оплата квитанции за газ, свет и воду – 2 бублика;
Игрушки – 2 бублика;
Одежда, обувь – 1 бублик;
Налоги – 1 бублик;
Лекарства – 1 бублик;
Продукты – 3 бублика;
Поход в кафе - 1 бублик;
Поход в кинотеатр – 1 бублик.
Дополнительные вопросы: как сэкономить семейный бюджет? (экономия электроэнергии, воды, денег) [1, с.27].
2) Игра «Товар или услуга»
За правильное выполнение задания команде даётся 5 бубликов. Распределить карточки на две группы «Товары и услуги»:
- книга;
- продукты;
- стрижка;
- лечение зубов;
- сборка мебели;
- мебель;
- грузоперевозки;
- конфеты;
- работа аниматора.
7 этап «Кроссворд»
Вам необходимо решить финансовый кроссворд. Команда, полностью решившая кроссворд правильно получит 20 бубликов.
6 | ||||||||||||||
3 | 5 | 10 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
2 | 11 | |||||||||||||
4 | 7 | 9 | ||||||||||||
14 | 15 | 17 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||||
12 | 16 | |||||||||||||
Рис.1 Кроссворд
По горизонтали: | По вертикали: |
1. биржа 2. доход 4. клиент 9. акция 11. цена 12. брокер 14. банкрот | 3. кредит 5. валюта 6. ассигнация 7. евро 8. процент 10. бизнес 13. прибыль 14. банк 15. рубль 16. реклама 17. товар |
По вертикали:
3.Выдача в долг денег, товара;
5.Основная единица страны;
6. Название первых в России бумажных денег-долговых обязательств, введённых Екатериной Второй;
7.Денежная единица европейских стран;
8.Плата банку за пользование кредитом;
10.Занятие, которое приносит прибыль;
13.Разница между доходами и затратами на производство товара;
14.Финансово-кредитная организация;
15.Денежная единица современной России;
16.Двигатель торговли – это…
17.Вещи, сделанные на продажу.
По горизонтали:
1.Там заключаются сделки;
2.Есть расход, а есть…
4.Человек, который пользуется услугами банка, для банка он…
9.Ценная бумага;
11.Она указана на ценнике;
12.Профессия человека-посредника, который заключает сделки?
14. Разорившийся предприниматель или предприятие.
8 этап «Литературный»
Задание. Все вы знаете русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». Кто помог петушку? Нарисуйте схему-цепочку трудовых процессов. За правильное выполнение задания команде даётся 5 бубликов.
Подведение итогов квеста. Подсчёт заработанных денег. Выявление команды-победителя. Вручение главного приза победителю (книги о финансах для детей), поход в школьное кафе.
Приложение 1 «Бублик для распечатки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...
Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"
Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег....
Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"
Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....
Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных учреждениях» Тема занятия: «Дети и их карманные деньги» 2 класс
Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса. Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности...
Методическая разработка по финансовой грамотности
МатематикаТема: "Счёт предметов. Закрепление",знакомство с понятиями "монета" и "купюра"....
Методическая разработка по финансовой грамотности «Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами»
Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »
Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...