Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"
методическая разработка по математике
Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34» Лесозаводского городского округа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме: «Формирование финансовой грамотности у
учащихся начальной школы на уроках математики».
Выполнил: учитель начальных классов Бойко В.А.
Лесозаводск 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Вступление.
- Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы на уроках математики…….…………………………………………………….3 стр.
- Упражнения для первого класса……………………………………… 4 стр.
- Упражнения для второго класса…………………………………….....5 стр.
- Упражнения для третьего класса…………………………………..…..6 стр.
- Упражнения для четвёртого класса……………………………………7 стр.
- Заключение …………………………………………………………………10 стр.
- Список литературы ………………………………………………………...12 стр.
Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы на уроках математики.
- Вступление.
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым детям такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
- Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы на уроках математики.
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
Финансовая логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать финансово грамотного гражданина;
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии;
-вдохновлять на развитие коммуникабельности; дать возможность проявить себя.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
-расширять кругозор;
- обогащать словарный запас;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы.
Образовательные:
-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания младших школьников;
- формировать мотивационную готовность младших школьников к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
Планируемые результаты: формирование основ финансовой грамотности через предмет «Математика».
1.1 Упражнения для первого класса
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.
Практическое задание №1
Задание 1. В таблице указаны цены на следующие товары. Рассмотри таблицу и ответь на вопрос: сколько рублей могут стоить 2 ручки, линейка и одна тетрадь?
Товар | цена |
62 рубля | |
46 рублей | |
7 рублей |
Выберите и отметьте верный ответ.
167 рулей
176 рублей
177 рублей
166 рулей
Решение:
62 + 62 + 46 + 7 = 177 (руб.)
Ответ: 177 рублей
Задание 2.
Школьный завтрак стоит 56 рулей. У Коли есть 100 рублей. Сколько рублей сдачи получить Коля, если позавтракает в школе?
На что он сможет потратить оставшиеся деньги?
Решение:
100 – 56 = 44 (руб.)
Ответ: 44 рубля
(На экране появляется слайд для проверки с идеалом)
1.2 Упражнения для второго класса
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.
Практическое задание №2
Мише каждый день на карманные расходы дают 40 рублей. Половину полученных денег он кладёт в копилку. Сможет ли Миша купить через неделю конструктор «Лего», цена которого 200 рублей?»
Решение:
- 40 : 2 = 20 (руб.) – Миша кладёт в копилку.
- 20 · 7 = 140 (руб.) – сэкономит за неделю.
140 руб.< 200 руб.
Ответ: не сможет.
Петя решил оплатить покупку в магазине картой, но забыл ПИН-код. Чтобы расшифровать ПИН-код, надо выполнить вычисления:
- число 80 уменьшить на сумму чисел 35 и 36,
- разность чисел 90 и 87 увеличить на 4,
- частное чисел 24 и 3 уменьшить в 2 раза,
- произведение чисел 2 и 8 уменьшить на 10.
Сможет ли Петя оплатить покупку, если три раза наберёт неверный ПИН-код?
Решение:
80 – (35 + 36) = 9
(90 – 87) + 4 = 7
24:3 : 2 = 4
2 · 8 – 10 = 6
Ответ: ПИН – код: 9746
Ответ: не сможет, так как карта будет заблокирована.
(На экране появляется слайд для проверки с идеалом)
1.3 Упражнения для третьего класса
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
Давайте попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.
Практическое задание №3
Задание 1. Мама отправила Витю в магазин хлебобулочных изделий «Колосок» со списком продуктов, которые необходимо купить.
Список |
1 булку бородинского хлеба 1 батон 4 пирожка с капустой |
Витрина магазина
Продукты | Цена | Продукты | Цена |
| 20 рублей | 25 рублей | |
| 45 рублей | 50 рублей | |
68 рублей | 35 рублей | ||
| 55 рублей | 28 рублей |
Вопрос 1. Сколько рублей стоит вся покупка?
Решение: 35 + 45 + 20 · 4 = 160 (руб.)
Ответ: 160 рублей.
Вопрос 2. Сколько сдачи принесет Витя, если мама дала купюру достоинством 200 рублей?
Решение: 200 – 160 = 40 (руб.)
Ответ: 40 рублей.
1.4 Упражнения для четвёртого класса
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.
Практическое задание №4
К следующему учебному году ученику 4 класса будут необходимы новые школьные принадлежности и тетради. На приобретение этих товаров выделено 5000 рублей. Родители решили предоставить выбор необходимого тебе. Товары можно будет покупать в трех магазинах: «Школьник», «Огонек» и «Наука». Познакомься с ассортиментом товаров, определите, на что вы можете потратить эти деньги.
Для отчета перед родителями необходимо будет составить смету будущих трат:
Смета затрат на приобретение школьных принадлежностей | |||
Название товара, место приобретения | Количество | Цена | Стоимость |
Общая стоимость покупки |
Прейскуранты разных магазинов школьных принадлежностей.
Магазин «Школьник» | |
Наименование товара | Цена (за 1 штуку) |
Планшетный компьютер для ученика | 3000 рублей |
Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку (без картинки на обложке) | 4 руб. |
Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку (без картинки на обложке) | 6 рублей |
Тетрадь, 18 листов, в клетку, (с изображением героев мультфильмов на обложке) | 25 рублей |
Тетрадь, 18 листов, в линейку, (с изображением героев мультфильмов на обложке) | 24 рубля |
Ручка синяя | 20 рублей |
Ручка синяя | 40 рублей |
Простой карандаш, деревянный | 10 рублей |
Простой карандаш, автоматический | 40 рублей |
Линейка деревянная | 20 рублей |
Линейка пластмассовая с контурами фигур | 60 рублей |
Магазин «Наука» | |
Наименование товара | Цена ( за 1 штуку) |
Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку (без картинки на обложке) | 5 руб. |
Ноутбук для ученика | 3 200 рублей |
Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку (без картинки на обложке) | 5 рублей |
Тетрадь, 18 листов, в клетку, (с изображением героев мультфильмов на обложке) | 20 рублей |
Тетрадь, 18 листов, в линейку, (с изображением героев мультфильмов на обложке) | 24 рубля |
Ручка синяя | 15 рублей |
Простой карандаш, деревянный | 20 рублей |
Набор цветных карандашей, 12 цветов | 40 рублей |
Линейка деревянная | 18 рублей |
Альбом для уроков рисования | 60 рублей |
Краски акварельные, 12 цветов | 40 рублей |
Краски акварельные с перламутровыми оттенками, 6 цветов | 40 рублей |
Магазин «Огонек» | |
Наименование товара | Цена (за 1 штуку) |
Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку (без картинки на обложке) | 4 руб. |
Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку (без картинки на обложке) | 7 рублей |
Пенал деревянный | 20 рублей |
Пенал пластмассовый | 24 рубля |
Клей для бумаги | 35 рублей |
Набор цветных карандашей, 12 цветов | 30 рублей |
Набор цветных карандашей, 24 цвета | 40 рублей |
Резинка стирательная | 20 рублей |
Электронная книга для школьника | 1000 рублей |
Пластилин | 40 рублей |
Критерии оценивания
3 балла – расчёты произведены верно, необходимый товар взят из трех магазинов по минимальной цене, общая стоимость всех товары не более и не менее 5 000 рублей.
2 балла – расчеты произведены верно, но товар взят из предложенных магазинов не по минимальной цене и составляет общая стоимость более или менее 5 000 рублей.
1 балл – расчеты произведены с ошибками, стоимость всех товаров более или менее 5000 рублей.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
«Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги);
«Приемы деления» (На что тратятся деньги);
«Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги);
«Решение текстовых задач» (Валюты);
«Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет);
«Решение задач» (Личные деньги).
- Заключение
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
–приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического
воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.;
2. Личные финансы семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не
позволять деньгам управлять вами. - М.: Альпина Паблишерлз, 2011г.;
3. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки
экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская – М., 2000.
4. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» учебное пособие.ЦБ России 2018г.
5. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» рабочая тетрадь 2018г. Жуков Е.Ф. “Деньги. Кредит. Банки” М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...
Методические рекомендации "Финансовая грамотность 2-4 класс"
Методические рекомендации...
Методические рекомендации "Финансовая грамотность 2-4 класс"
Методические рекомендации...
Методическая разработка по финансовой грамотности «Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами»
Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика....
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности финансовая грамотность Монеты Технологическая карта
занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...