Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"
методическая разработка по математике

Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34» Лесозаводского городского округа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Формирование финансовой грамотности у

учащихся начальной школы на уроках математики».

Выполнил: учитель начальных классов Бойко В.А.

Лесозаводск 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление.
  2. Формирование финансовой грамотности у учащихся  начальной школы на уроках математики…….…………………………………………………….3 стр.
  1.  Упражнения для первого класса……………………………………… 4 стр.
  2.  Упражнения для второго класса…………………………………….....5 стр.
  3.  Упражнения для третьего класса…………………………………..…..6 стр.
  4.  Упражнения для четвёртого класса……………………………………7 стр.
  1. Заключение …………………………………………………………………10 стр.
  2. Список литературы ………………………………………………………...12 стр.

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы на уроках математики.

  1. Вступление.

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым детям такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

  1. Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы на уроках математики.

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе,  большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

Финансовая логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений.

 Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать финансово грамотного гражданина;

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии;

-вдохновлять  на развитие коммуникабельности; дать возможность  проявить себя.

Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия;

-расширять кругозор;

- обогащать словарный запас;

- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы.

Образовательные:

-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания младших школьников;

- формировать мотивационную готовность младших школьников к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

Планируемые результаты: формирование основ финансовой грамотности через предмет «Математика».

1.1 Упражнения для первого класса

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.

Практическое задание №1

Задание 1.  В таблице указаны цены на следующие товары. Рассмотри таблицу и ответь на вопрос: сколько рублей могут стоить 2 ручки, линейка и одна тетрадь?

Товар

цена

10 PNG Школьные принадлежности, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, глобус,  степлер, маркер, ножницы

62   рубля

ᐈ Линейки фото, рисунки масштабная линейка | скачать на Depositphotos®

46 рублей

Тетрадь Маяк 18л клетка — купить в интернет-магазине ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ

7 рублей

Выберите и отметьте верный ответ.

   167 рулей

   176 рублей

   177 рублей

    166 рулей

Решение:

  62 + 62 + 46 + 7 = 177 (руб.)

Ответ: 177 рублей  

Задание 2.

     Школьный завтрак стоит 56 рулей. У Коли есть 100 рублей. Сколько рублей сдачи получить Коля, если позавтракает в школе?

На что он сможет потратить оставшиеся деньги?

Решение:

100 – 56 = 44 (руб.)

Ответ: 44 рубля

(На экране появляется слайд для проверки с идеалом)

1.2 Упражнения для второго класса

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.

Практическое задание №2

   Мише каждый день на карманные расходы дают 40 рублей. Половину полученных денег он кладёт в копилку. Сможет ли Миша купить через  неделю  конструктор «Лего», цена которого 200 рублей?»

Решение:

  1. 40 : 2 = 20 (руб.) – Миша кладёт в копилку.
  2. 20 · 7 = 140 (руб.) – сэкономит за неделю.

140 руб.< 200 руб.

Ответ: не сможет.  

    Петя  решил оплатить покупку в магазине картой, но забыл ПИН-код. Чтобы расшифровать ПИН-код, надо выполнить вычисления:

- число 80 уменьшить на сумму чисел 35 и 36,

- разность чисел 90 и 87 увеличить на 4,

- частное чисел 24 и 3 уменьшить в 2 раза,

- произведение чисел 2 и 8 уменьшить на 10.

Сможет ли Петя оплатить покупку, если три раза наберёт неверный ПИН-код?

Решение:

80 – (35 + 36) = 9

(90 – 87) + 4 = 7

24:3 : 2 = 4

2 · 8 – 10 = 6

Ответ: ПИН – код: 9746  

Ответ: не сможет, так как карта будет заблокирована.

(На экране появляется слайд для проверки с идеалом)

1.3 Упражнения для третьего класса

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

Давайте  попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.

Практическое задание №3

Задание 1.  Мама отправила Витю в магазин хлебобулочных изделий «Колосок» со списком продуктов, которые необходимо купить.

Список

1 булку бородинского хлеба

1 батон

4 пирожка с капустой

Витрина магазина

Продукты

Цена

Продукты

Цена

ᐈ Картинки пирожков с капустой фотографии, картинки пирожок с капустой |  скачать на Depositphotos® 

20 рублей

ᐈ Булочки женские фото, фотографии булочка | скачать на Depositphotos®

25 рублей

 Создать мем "вкусный хлеб, презентация на тему хлеб, хлеб акварелью" -  Картинки - Meme-arsenal.com

45 рублей

ᐈ Круглого хлеба: фото и картинки круглый хлеб, скачать изображения на  Depositphotos®

50 рублей

NinjaPizza - Доставка вкусной пиццы, салатов и закусок в Красноярске

68 рублей

Бородинский хлеб - калорийность и состав. Польза и вред бородинского хлеба

35 рублей

 Хлеб хала

55 рублей

Кекс Столичный 75г - Пролетарка

28 рублей

Вопрос 1. Сколько рублей стоит вся покупка?

Решение: 35 + 45 + 20 · 4 = 160 (руб.)

Ответ: 160 рублей.

Вопрос 2. Сколько сдачи принесет Витя, если мама дала купюру достоинством  200 рублей?

Решение: 200 – 160 = 40 (руб.)

Ответ: 40 рублей.

1.4 Упражнения для четвёртого класса

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Давайте с Вами попробуем решить один из вариантов заданий, которые вы можете предложить детям.

Практическое задание №4

К следующему учебному году ученику 4 класса будут необходимы новые школьные принадлежности и тетради. На приобретение этих товаров выделено 5000 рублей. Родители решили предоставить выбор необходимого тебе. Товары можно будет покупать в трех магазинах: «Школьник», «Огонек» и «Наука». Познакомься с ассортиментом товаров, определите, на что вы можете потратить эти деньги.

Для отчета перед родителями необходимо будет составить смету будущих трат:

Смета затрат на приобретение школьных принадлежностей

Название товара, место приобретения

Количество

Цена

Стоимость

Общая стоимость покупки

Прейскуранты разных магазинов школьных принадлежностей.

Магазин «Школьник»

Наименование товара

Цена (за 1 штуку)

Планшетный компьютер  для ученика

3000 рублей

Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку

(без картинки на обложке)

4 руб.

Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку

(без картинки на обложке)

6 рублей

Тетрадь, 18 листов, в клетку, (с изображением героев мультфильмов на обложке)

25 рублей

Тетрадь, 18 листов, в линейку, (с изображением героев мультфильмов на обложке)

24 рубля

Ручка синяя

20 рублей

Ручка синяя

40 рублей

Простой карандаш, деревянный

10 рублей

Простой карандаш, автоматический

40 рублей

Линейка деревянная

20 рублей

Линейка пластмассовая с контурами фигур

60 рублей

Магазин «Наука»

Наименование товара

Цена ( за 1 штуку)

Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку

(без картинки на обложке)

5 руб.

Ноутбук для ученика

3 200 рублей

Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку

(без картинки на обложке)

5 рублей

Тетрадь, 18 листов, в клетку, (с изображением героев мультфильмов на обложке)

20 рублей

Тетрадь, 18 листов, в линейку, (с изображением героев мультфильмов на обложке)

24 рубля

Ручка синяя

15 рублей

Простой карандаш, деревянный

20 рублей

Набор цветных карандашей, 12 цветов

40 рублей

Линейка деревянная

18 рублей

Альбом для уроков рисования

60 рублей

Краски акварельные, 12 цветов

40 рублей

Краски акварельные с перламутровыми оттенками, 6 цветов

40 рублей

Магазин «Огонек»

Наименование товара

Цена (за 1 штуку)

Тетрадь, 18 листов, серая, в клетку

(без картинки на обложке)

4 руб.

Тетрадь, 18 листов, синяя, в линейку

(без картинки на обложке)

7 рублей

Пенал деревянный

20 рублей

Пенал пластмассовый

24 рубля

Клей для бумаги

35 рублей

Набор цветных карандашей, 12 цветов

30 рублей

Набор цветных карандашей, 24 цвета

40 рублей

Резинка стирательная

20 рублей

Электронная книга для школьника

1000 рублей

Пластилин

40 рублей

Критерии оценивания

3 балла – расчёты произведены  верно, необходимый товар взят из трех магазинов по минимальной цене, общая стоимость всех товары не более  и не менее 5 000 рублей.

2 балла – расчеты произведены  верно, но товар взят из предложенных  магазинов не по минимальной цене и составляет общая стоимость более или  менее 5  000 рублей.

1 балл – расчеты произведены с ошибками,  стоимость всех товаров более или  менее 5000 рублей.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы: 

      «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги);

      «Приемы деления»  (На что тратятся деньги);

      «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги);

       «Решение текстовых задач» (Валюты);

       «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет);

       «Решение задач» (Личные деньги).

  1. Заключение

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

–приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
     Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического

воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.;

2. Личные финансы семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не

позволять деньгам управлять вами. - М.: Альпина Паблишерлз, 2011г.;

3.  Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки

экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская – М., 2000.

4. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» учебное пособие.ЦБ России 2018г.

5. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» рабочая тетрадь 2018г. Жуков Е.Ф. “Деньги. Кредит. Банки” М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...