Конспект
план-конспект занятия (3 класс)

Минибаева Алия Айдаровна

Конспект урока по внеурочной деятельности "Знакомство с римскими цифрами" 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_rimskimi_tsiframi.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности

Общекультурное

Программа

Занимательная математика

Вид деятельности

Познавательный

Тема

Знакомство с римскими цифрами

Цель

Создать условия для формирования представления о римских цифрах и числах, учить читать, записывать, сравнивать числа.

Задачи

  1. Развивать познавательный интерес учащихся;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие;
  3. Воспитывать наблюдательность.

Уровень воспитательного результата

Первый уровень: приобретение социальных знаний

Форма организации деятельности

фронтальная

Форма проведения занятия

кружок

Ресурсы

Презентация, раздаточный материал (карточки)

№/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1

Вступительная часть

- В этот весенний солнечный день у меня прекрасное настроение. А у вас?

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Сегодня нашими помощниками будут знания и дружба.

- А начнём мы наше занятие с географической загадки.

- Очертание какой страны напоминает сапог?

Вот в окружении синих морей

Зелёный плывёт сапожок.

В нём, на подарки на Рождество

Или на Новый год,

Спрятано сразу столько всего,

Что не объедешь за год:

Города старинные,

Реки и каналы,

Рощи апельсиновые,

Яхты, карнавалы,

Горы и так далее…

И это всё - …

- Италия расположена на берегу теплого Средиземного моря, на карте выглядит как сапожок.
- А знаете ли вы столицу Италии?
- Столицей Италии является Рим. «Город на семи холмах», «Вечный город», «Праматерь городов» - какими только именами и эпитетами не награждали древний город за всё время его существования.

- Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на слайде?

- На слайде римские числа.

- А где вы видели римские числа?

- Римские цифры довольно часто встречаются в нашей жизни. Поэтому тема нашего занятия «Римские цифры».
- Сегодня на занятии мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.
- Ребята, а как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими?

- Всё верно.

(предположения детей)

На циферблате часов, на памятниках, в книгах

Их придумали в Риме

Личностные УУД: Проявить смекалку

Коммуникативные УУД: Умение вести учебный диалог, умение формировать собственное мнение.

Личностные УУД: Любознательность и интерес к новому содержанию.

5 мин

2

Основная часть

- Назовите цифры, которые мы используем для записи чисел.

- А как называются эти цифры?

- Сколько их?

- Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации?

- Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита.

- А сейчас познакомимся с этими цифрами. У вас на столах лежат карточки. В строчку записаны цифры арабской нумерации, а нам надо записать цифры римской нумерации. Заполнять будем все вместе, но сначала отдохнём.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

(встали, руки через стороны вверх – потянулись)

Руки вытянуть пошире.

(руки в стороны)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

(наклоны)

И на месте поскакать.

(прыжки на месте)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(ходьба на месте)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Все символы римской системы записи чисел очень легко изобразить на пальцах. Сожмите пальцы в кулак и разгоните указательный. Вот вам и цифра 1. Указательный и средний – 2, указательный, средний и безымянный – 3.
- Чтобы получить следующие цифры, необходимо выполнить математические действия. Для этого существуют следующие правила:
1. Нельзя записать число, используя больше 3-х цифр
2. Если знак, обозначающий меньшее число, стоит слева, его надо вычесть из большего, если справа – прибавить.
http://cdn01.ru/files/users/images/a3/82/a382560368b5221781b8a419d511488d.jpg

- Подумайте, как записать число 4?

- Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.

- От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V.

- Как бы вы записали число 6?
- А как запишем число 7? 8? 9?

- Итак, каким правилом для записи чисел римскими цифрами будем пользоваться?

- А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столах лежат карточки. Выполняем 1-е задание. Вам нужно сравнить числа.

1. Сравни числа.

III   V  

VI   IV  

IX   VIII    

X   IX

IX   VII

IV   IX

2. Заполни окошечки.

III+I=

IV-II=

IV+III=

IX+II=

III+III=

X-III=

3. В выложенных из палочек равенствах допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Запишите верные равенства.

VI+I=V

X+III=XI

IX-I=X

4. Запиши  с помощью римских цифр:

В каком классе ты учишься;

В каком классе ты будешь учиться через 3 года;

Сколько тебе лет;

Сколько тебе было лет 2 года тому назад.

- Молодцы, ребята! У вас так хорошо получается выполнять задания с римскими цифрами. Я вами довольна.

Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Арабские

Их 10

В римской нумерации используют 7 цифр

К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.

Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении

Коммуникативные УУД: Умение вести учебный диалог, умение формировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательное УУД: выполнять задание на карточке, вспоминать полученную раннее информацию.

30 мин

3

Заключительная часть

- А сейчас оцените свою работу на занятии?
Если вам было всё понятно, было легко выполнять различные задания, то поднимите красную полоску. Ну а если вам было что-то непонятно, вы не могли с каким-то заданием справится, вам было сложно, то поднимите белую полоску.
- Хочу пожелать вам много знать, а для этого надо читать и учить. А еще у человека должно быть всегда отличное настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

- Наше занятие закончено, всем большое спасибо.

Регулятивные УУД:

умение оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

умение вести учебный диалог, оценивание себя.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...