Внеурочная деятельность в начальной школе
статья
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спецкурса «Мир логики» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Письмо Министерства обрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5. Письмо Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Направленность программы
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спецкурса «Мир логики» относится к программам общеинтеллектуальной направленности. Она разработана в целях развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников логической культуры, которая формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приёмов доказательного рассуждения. Логическая культура не является врожденной, ее надо воспитывать, причем уже в начальной школе. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказывать и отстаивать истинные суждения. Формирование логической культуры учащихся – важное условие гуманитаризации образования.
Конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир логики | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей г. Вольска саратовской области»
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по ВР ____________/Семибратова О.П./ ФИО «___»____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ Лицей г.Вольска _________/Ульихина С.С. / ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Дополнительная образовательная программа курса
«Мир логики»
1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.);
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______20__ г.
г. Вольск
2019 - 2020 учебный год
Структура
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Титульный лист Программы | стр. |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы 1.1. Пояснительная записка. ……………………………………………… 1.2. Цель и задачи программы. …………………………………………… 1.3. Планируемые результаты. …………………………………………… 1.4. Содержание программы. ……………………………………………... 1.5. Формы аттестации и их периодичность. …………………………… | 3 5 6 8 11 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Методическое обеспечение. ………………………………………… 2.2. Условия реализации. ………………………………………………… 2.3. Календарный учебный график. ……………………………………… 2.4. Оценочные материалы. ……………………………………………… 2.5. Список литературы. …………………………………………………... 2.6. Приложение. …………………………………………………………... 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спецкурса «Мир логики» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмо Министерства обрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 5. Письмо Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Направленность программы Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спецкурса «Мир логики» относится к программам общеинтеллектуальной направленности. Она разработана в целях развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников логической культуры, которая формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приёмов доказательного рассуждения. Логическая культура не является врожденной, ее надо воспитывать, причем уже в начальной школе. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказывать и отстаивать истинные суждения. Формирование логической культуры учащихся – важное условие гуманитаризации образования. Конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Данная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Адресат программы. Учащиеся младшего школьного возраста 6,5–11 лет. Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Образовательная деятельность на начальном этапе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшим школьникам свойственна созерцательная любознательность. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Именно поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает реализацию потребностей учащихся через игровую форму освоения учебного материала, проектную деятельность, творческое самовыражение через создание тематических поделок. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 года. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы - дать учащимся знания законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике, посредством построения логических рассуждений, умозаключений и доказательств. Увязать изучение логики с эристикой (искусством спора), риторикой (ораторским искусством) и с эстетикой. Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Задачи данной дополнительной образовательной программы: обучающие:
развивающие:
воспитательные:
1.3. Планируемые результаты К концу обучения при систематических занятиях учащийся должен ЗНАТЬ:
| 12 15 17 24 27 29 |
УМЕТЬ:
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности,
-проводить классификацию объектов;
- решать нестандартные задачи, доказывать способ верного решения.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- отличать факты от домыслов;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
1.4 Содержание Программы
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование тем, разделов. | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Свойства, признаки и составные части предметов | 6 |
2 | Действия предметов | 8 |
3 | Элементы логики | 5 |
4 | Сравнение | 3 |
5 | Комбинаторика | 2 |
6 | Развитие творческого воображения | 4 |
7 | Практический материал | 2 |
Итого | 30 | |
2 класс | ||
1 | Свойства, признаки и составные части предметов | 8 |
2 | Сравнение | 6 |
3 | Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 3 |
4 | Комбинаторика | 3 |
5 | Элементы логики | 4 |
6 | Развитие творческого воображения | 2 |
7 | Практический материал | 4 |
Итого | 30 | |
3 класс | ||
1 | Сравнение | 3 |
2 | Классификация | 3 |
3 | Отношения « род-вид» между понятиями | 4 |
4 | Виды отношений между понятиями | 4 |
5 | Умозаключения.Аналогия | 4 |
6 | Повторение изученного материала | 2 |
Итого | 20 | |
4 класс | ||
1 | Сравнение | 6 |
2 | Комбинаторика | 5 |
3 | Элементы логики | 9 |
4 | Развитие творческого воображения | 5 |
5 | Практический материал | 5 |
Итого | 30 |
Содержание учебного плана Программы
1 класс (30 часов)
Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал (2 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
2 класс (30 часов)
Свойства, признаки и составные части предметов (8 часов)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (3 часа).
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Комбинаторика (3 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Элементы логики (4 часа)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями»
Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
3 класс (20 часов)
Сравнение (3 часа)
Сходство и различия предметов. Сравнение на основе выделения существенных признаков. Значение сравнения.
Классификация (3 часа)
Основные правила классификации. Классификация вопросов.
Отношения « род-вид» между понятиями (4 часа)
Понятия: род, вид. Цепочки по типу « род-вид». Определение.
Виды отношений между понятиями (4 часа)
Целое, части. Противоположности. Рядоположности. Виды отношений. Понятия функциональные, последовательные, причина-следствие.
Умозаключения. Аналогия (4 часа)
Умозаключение на основе суждений. Вывод, заключение. Суждение. Закономерности. Закономерные цепочки.
Практический материал (2 часа)
Сравнение, классификация, определение, отношения между понятиями, умозаключения. Загадка. Чайнворд. Викторина, задачи, игры.
4 класс (30 часов)
Сравнение (6 часов)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (5часов)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики (9 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинноследственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения (5 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал (5 часов)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
1.5. Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя – проводится в начале изучения курса «Мир логики»);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах :
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Занятия в объединении «Мир логики» построены по принципу игр с использованием математических знаний, заданий на смекалку, головоломок, которые вызывают у ребят большой интерес. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ математического мышления.
В образовательном процессе педагогом используются следующие образовательные технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игрового обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- технология проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология педагогической поддержки.
1. Технология личностно-ориентированного обучения
Педагогом выстроена система индивидуальной работы с высокомотивированными детьми (в том числе одаренными), которая включает:
занятия по индивидуальному образовательному маршруту;
усложнение заданий;
самостоятельная работа учащихся;
включение учащихся в участие в проектах, конкурсах, фестивалях;
консультирование учащихся при выполнении ими индивидуальных заданий;
рекомендации родителям одаренных детей.
Результатом работы становится
увеличение призовых мест в олимпиадах и конкурсах различного уровня: международный конкурс «Кенгуру», всероссийская олимпиада по математике и др.;
рост числа участников ежегодных образовательных конкурсов для школьников: «Кенгуру», «Русский медвежонок» и пр.
2. Технология развивающего обучения
На каждом занятии используются задания развивающего характера:
выбор из ряда альтернатив; задания на воображение, ограниченные рядом условий (средств);
предложение другого способа выполнения какого-либо задания и другие.
Обязательным элементом каждого занятия является самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
3. Технология проектного обучения
В объединении «Мир логики» технология проектного обучения осуществляется в виде коллективных комбинированных долгосрочных и краткосрочных проектов («Мир логики» март – апрель 2019 – 2020 гг).
4. Технология игрового обучения
Реализация игровых приемов и ситуаций в объединении «Мир логики» происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии отвечают возрасту учащихся объединения «Мир логики» (8–9 лет) и позволяют создать учебный процесс увлекательным и в конечном итоге сохранить контингент обучающихся.
5. Технология коллективной творческой деятельности
В образовательно-воспитательной работе для учащихся объединения «Мир логики» используются такие виды коллективной творческой деятельности как:
конкурсно-игровые программы: «Умники и умницы», Математический КВН.
Олимпиады: " «Кенгуру», «В царстве смекалки», Русский медвежонок», «Кит» и др.
6. Здоровьесберегающие технологии
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования потребности в здоровом образе жизни на занятиях объединения «Умники и умницы» педагогом регулярно используются здоровьесберегающие образовательные технологи (по Смирнову Н.К.), рекомендованные на федеральном уровне:
- Организация образовательного пространства:
Поддержание оптимальной температуры для занятий; соблюдение режима проветривания и освещенности. Осуществление контроля санитарного состояния кабинета, состояния мебели. Наглядные пособия и дидактический материал эстетично оформлены. Цветовая гамма кабинета не утомляет зрение и не отвлекает от занятий. Зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства. Осуществление контроля соответствия кабинета требованиям СанПиН.
- Организация учебного процесса:
Проведение инструктажей по технике безопасности.
Соблюдение правил противопожарной безопасности.
Проведение входящей и итоговой рефлексии (различные формы).
Использование на занятиях не менее 4 видов учебной деятельности. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности и частота их чередования 7 – 10 минут.
Использование на занятиях не менее 3 видов преподавания (беседа, объяснение, наглядная демонстрация, игра и др.).
Динамическая пауза (физкультминутка, подвижная игра, упражнения для различных групп мышц, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика (по Стрельниковой) и т.д.) 1-2 раза за занятие.
- Технология обучения здоровому образу жизни:
Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися и родителями (беседы: «Профилактика телефонного терроризма», «Международный день Интернета: «Жизнь он-лайн. За и против» и др.)
Педагогом также проводится диагностика по выявлению тревожности ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), с целью изучения тревожности обучающихся в объединении.
7. Технология педагогической поддержки
Деятельность педагога направлена на оказание превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем.
2.2. Условия реализации программы
Информационное и дидактическое обеспечение
№ п/п | Наименование пособия | Форма |
1. | Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г | Печатное |
2. | Агаркова Н. В. Нескучная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 | Печатное |
3. | Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006. | Печатное |
4. | Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г. | Печатное |
5. | Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей. С. – Пб,1996 | Печатное |
6. | Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г. | Карточки |
7. | Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. | Карточки |
8. | Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.:Феникс, 2005. | Печатное |
9 | Русаков В.Н. «Математические олимпиады младших школьников» М.1991. | Карточки |
10 | Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003. | Печатное |
11 | http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. | Интернет-ресурсы |
12 | Раздаточный материал | Печатное |
Материально-техническое обеспечение:
Занятия в объединении «Мир логики» проводятся в укомплектованном индивидуальными посадочными местами учебном классе с использованием средств ИКТ: монитор, проектор, экран. Имеется тематический реквизит и наглядные пособия. Предусмотрено обеспечение учащихся печатным раздаточным материалом.
Кадровое обеспечение
В реализации Программы «Мир логики» занят один педагог, учитель начальных классов Баранова Елена Владимировна, имеющая:
высшее образование «Учитель начальных классов», специалист.
2.3. Примерный календарный учебный график
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводный тест. | 1 | Фронтальная работа | |||
2 | Сравнение предметов по свойству. | 1 | Практическая работа | |||
3 | Целое и часть. | 1 | Практическая работа | |||
4 | Знакомство с отрицанием. | 1 | Групповая работа | |||
5 | Признаки предметов. | 1 | Практическая работа | |||
6 | Признаки предметов . | 1 | Фронтальная работа | |||
7 | Обобщение по признаку. | 1 | Фронтальная работа | |||
8 | Закономерности в значении признаков . | 1 | Групповая работа | |||
9 | Описание последовательности действий. | 1 | Практическая работа | |||
10 | Логические упражнения. | 1 | Практическая работа | |||
11 | Последовательность действий и состояний в природе. | 1 | Групповая работа | |||
12 | Целое действие и его части. | 1 | Практическая работа | |||
13 | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 | Практическая работа | |||
14 | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 | Групповая работа | |||
15 | Одно действие, применяемое к разным предметам. | 1 | Практическая работа | |||
16 | Промежуточный тест. | 1 | Практическая работа | |||
17 | Функции предметов. | 1 | Практическая работа | |||
18 | Логическая операция «и». | 1 | Практическая работа | |||
19 | Выделение главных свойств предметов. | 1 | Практическая работа | |||
20 | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 | Практическая работа | |||
21 | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 | Практическая работа | |||
22 | Упорядочивание серии предметов . | 1 | Групповая работа | |||
23 | Последовательность событий. | 1 | Групповая работа | |||
24 | Высказывания. | 1 | Практическая работа | |||
25 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | Фронтальная работа | |||
26 | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | 1 | Фронтальная работа | |||
27 | Задачи-шутки . | Практическая работа | ||||
28 | Часть-целое. | 1 | Групповая работа | |||
29 | Перенос свойств с одних предметов на другие. | 1 | Практическая работа | |||
30 | Викторина | 1 | Игра |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводный тест. | 1 | Фронтальная работа | |||
2 | Выделение признаков. | 1 | Практическая работа | |||
3 | Различие. | 1 | Практическая работа | |||
4 | Сходство. | 1 | Групповая работа | |||
5 | Существенные признаки. | 1 | Практическая работа | |||
6 | Характерные признаки. | 1 | Фронтальная работа | |||
7 | Упорядочивание признаков. | 1 | Фронтальная работа | |||
8 | Правила сравнения. | 1 | Групповая работа | |||
9 | Значение сравнения. | 1 | Практическая работа | |||
10 | Тест «Сравнение». | 1 | Практическая работа | |||
11 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | Групповая работа | |||
12 | Отрицание высказывания. | 1 | Практическая работа | |||
13 | Понятие о классах. | 1 | Практическая работа | |||
14 | Правила классификации. | 1 | Групповая работа | |||
15 | Вопросы. | 1 | Практическая работа | |||
16 | Алгоритм. | 1 | Практическая работа | |||
17 | Тест «Алгоритм». | 1 | Практическая работа | |||
18 | Закономерность в числах и фигурах. | 1 | Практическая работа | |||
19 | Закономерность в буквах и словах. | 1 | Практическая работа | |||
20 | Комбинаторика. Перестановки. Размещения. Сочетания. | 1 | Практическая работа | |||
21 | Причина и следствие. | 1 | Практическая работа | |||
22 | Причинно-следственные цепочки. | 1 | Групповая работа | |||
23 | Противоположные отношения между понятиями. | 1 | Групповая работа | |||
24 | Отношения: род-вид. | 1 | Практическая работа | |||
25 | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | Фронтальная работа | |||
26 | Виды отношений. | 1 | Фронтальная работа | |||
27 | Определения. | Практическая работа | ||||
28 | Ошибки в построении определений. | 1 | Групповая работа | |||
29 | Суждения. | 1 | Практическая работа | |||
30 | Викторина | 1 | Игра |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Выделение признаков. | 1 | Практическая работа | 3 неделя сентября | ||
2 | Сходство. | 1 | Групповая работа | 4 неделя сентября | ||
3 | Сравнение и его значение. | 1 | Практическая работа | 1 неделя октября | ||
4 | Классификация. | 1 | Фронтальная работа | 2 неделя октября | ||
5 | Правила классификации | 1 | Групповая работа | 3 неделя октября | ||
6 | Классификация. Тест. | 1 | Практическая работа | 4 неделя октября | ||
7 | Отношения « род-вид» между понятиями. | 1 | Практическая работа | 2 неделя ноября | ||
8 | Упорядочивание по родовым понятиям. | 1 | Фронтальная работа | 3 неделя ноября | ||
9 | Определение. | 1 | Практическая работа | 4 неделя ноября | ||
10 | Определение. Тест. | 1 | Практическая работа | 1 неделя декабря | ||
11 | Виды отношений между понятиями. | 1 | Фронтальная работа | 2 неделя декабря | ||
12 | Виды отношений между понятиями | 1 | Групповая работа | 3 неделя декабря | ||
13 | Виды отношений между понятиями( закрепление). | 1 | Групповая работа | 4 неделя декабря | ||
14 | Отношения между понятиями. Тест | 1 | Практическая работа | 3 неделя января | ||
15 | Умозаключение. | 1 | Практическая работа | 4 неделя января | ||
16 | Придумывание по аналогии. | 1 | Практическая работа | 1 неделя февраля | ||
17 | Аналогия. | 1 | Практическая работа | 2 неделя февраля | ||
18 | Аналогия. Тест. | 1 | Практическая работа | 3 неделя февраля | ||
19 | Логические задачи | 1 | Групповая работа | 1 неделя марта | ||
20 | Викторина | 1 | Игра | 2 неделя марта |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводный тест. Повторение основных мыслительных операций. | 1 | Фронтальная работа | |||
2 | Причинно-следственные цепочки. | 1 | Практическая работа | |||
3 | Интегрированный: логика в окружающем мире. | 1 | Групповая работа | |||
4 | Интегрированный: логика в русском языке. Тест. | 1 | Практическая работа | |||
5 | Виды отношений между понятиями. | 1 | Фронтальная работа | |||
6 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 | Фронтальная работа | |||
7 | Понятие о графах. | 1 | Групповая работа | |||
8 | Рефлексивность отношений. | 1 | Практическая работа | |||
9 | Симметричность отношений. | 1 | Практическая работа | |||
10 | Классификация. | 1 | Групповая работа | |||
11 | Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | Практическая работа | |||
12 | Язык и логика. Образность и меткость речи. Речевые ошибки. | 1 | Практическая работа | |||
13 | Логические связки «или», «и». | 1 | Практическая работа | |||
14 | Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | Практическая работа | |||
15 | Образное сравнение. | 1 | Практическая работа | |||
16 | Синонимы. Многозначность. Антонимы. | 1 | Групповая работа | |||
17 | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 | Практическая работа | |||
18 | Рассуждения. Выводы в рассуждениях. | 1 | Фронтальная работа | |||
19 | Юмор и логика. | 1 | Групповая работа | |||
20 | Викторина | 1 | Игра |
2.4. Оценочные материалы
Способы контроля полученных навыков: опрос, тестирование, самостоятельная работа, олимпиада, викторина, творческие работы, проектная деятельность.
В объединении «Мир логики» проводится ежегодная педагогическая диагностика по методикам М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у младших школьников», М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося»; Орловой Т.В. «Какое у тебя здоровье»; анкетирование родителей (Степанов Е.Н. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»).
Педагогом осуществляется мониторинг эффективности образовательного процесса: стартовый, текущий, тематический и итоговый контроль. Превалирующие формы контроля – опрос и тестирование. Результаты мониторинга обобщаются в таблице показателей эффективности образовательного процесса. Благодаря эффективной оценочной деятельности педагога, введению самоконтроля и самооценки, согласуемых с педагогом, достигается успешная самостоятельная познавательная деятельность учащихся в условиях благоприятного эмоционального фона на занятии.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
участие в конкурсах, мероприятиях, фестивалях, конференциях.
Эффективность реализации программы
Таблица 1. Эффективность реализации программы
по количественному и качественному критериям:
Количественный критерий | |
Показатели | Методы, диагностический инструментарий |
1.Усвоение полного объема программы для всех учащихся | Наблюдения, анализ результатов выполнения заданий. |
2. Уровень самостоятельности учащихся в процессе самостоятельной работы по заданию подразумевает следующие подуровни: - с помощью педагога; - частично, с помощью педагога; - без помощи педагога. | Наблюдения, анализ результатов выполнения заданий. |
3. Участие в конкурсах, олимпиадах. | Статистические данные |
Качественный показатель | |
Показатели | Методы, диагностический инструментарий |
Положительная динамика в личностном развитии учащихся. Оценивание знаний и умений учащихся к концу обучения: знания:
основные свойства геометрических фигур разных типов. умения: - проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, -проводить классификацию объектов; - решать нестандартные задачи, доказывать способ верного решения. | Наблюдения, анализ качества ответов и результатов выполнения заданий анкетирования, педагогический мониторинг (контрольные задания, тесты). Использование диагностических методик: М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у младших школьников», М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося»; Орловой Т.В. «Какое у тебя здоровье»; анкетирование родителей (Степанов Е.Н. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»). Наблюдения, опрос, анализ качества ответов и результатов выполнения заданий, педагогический мониторинг (контрольные задания в печатных основах, тесты). |
Таблица 2. Критерии оценки качества выполнения
контрольных заданий
Балл | Критерии оценивания |
3 | Полное понимание материала, знание правил и умение грамотно применить знания на практике. Высокая степень заинтересованности в правильном выполнении задания. |
2 | Общую цель и содержание задания в целом понимает правильно, хотя и не всегда точно в той части, которая касается качества ответа. Исполнение с небольшими недочетами. Знание материала, умение применить знания на практике. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. |
1 | Частичное знание материала, умение применить правила на практике с помощью педагога. Исполнение с большим количеством недочетов. Задание выполняет, не проявляя заинтересованности в правильном его выполнении. |
0 | Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета. Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания. |
Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения и определяется по четырем уровням, характеризующимися 4-мя показателями. При оценивании каждому показателю присваиваются баллы.
Таблица 3. Показатели оценивания уровня реализации программы
Показатель | Характеристика показателя | Балл |
1. Владение теоретическими знаниями | Полное свободное владение теоретическими знаниями. | 3 |
Неполное владение теоретическими знаниями. | 2 | |
Слабое усвоение теоретического программного материала. | 1 | |
Полное отсутствие теоретических знаний. | 0 | |
2. Владение практическими навыками | Высокий уровень владения практическими навыками. | 3 |
Владение практическими навыками на хорошем уровне. | 2 | |
Недостаточное владение практическими навыками. | 1 | |
Не владеет практическими навыками. | 0 | |
3. Социализированность личности учащегося | Высокая степень социализированности. | 3 |
Средняя степени развития социальных качеств. | 2 | |
Имеет низкий уровень социальной адаптированности. | 1 | |
Не социализирован. | 0 | |
4. Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня | Принимает активное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. | 3 |
Принимает участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. | 2 | |
Принимает участие только в олимпиадах и конкурсах ЦДТ. | 1 | |
Не принимает участие в олимпиадах и конкурсах. | 0 |
Высокий уровень освоения программы 10–12 баллов;
Средний уровень освоения программы 7–9 баллов;
Уровень освоения программы – ниже среднего 3–6 баллов;
Низкий уровень освоения программы 0–2 балла.
2.5. Список литературы и электронных ресурсов
Список литературы для педагога
1. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г
2. Вайсбург И.А. Развиваем логическое мышление. М.: Эксмо,2012.-48с. –
(Светлячок).
3. Зак.А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М.: Новая
школа, 2007.
4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г
5. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников.
Автор-составитель Зубарева Л.В.-Изд:-2-е.-Волгоград: Учитель, 2012.-99с.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.
– М.: Просвещение, 1998.
7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике». М.1987
8.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей. С. – Пб,1996
9. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
10. Электронные ресурсы [Режим доступа]:
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Список литературы для учащихся
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.
2. Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.:
Феникс, 2005.
3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.
4. Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.
3.Гельфман Е. М. Арифметические игры и упражнения.-М.:Просвещение, 1968
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7. Электронные ресурсы [Режим доступа]:
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребус
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
- мальчик, девочка, бабушка - … .
- сметана, кефир, майонез - … .
- Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
- дуб, баобаб, береза, осина - … .
- предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
- Вверх – вниз
- Говорил - …
- Думать – размышлять
- Ломать - …
- Брюки – штанина
- Рубашка - …
- 1 2 3 – 2 3 4
- 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
- Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
- Коза, корова, лось, лошадь - … .
- в, з, ш, д - … .
- Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
- Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
- Добрый, жадный, честный, голодный - … .
- Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
- Ель ромашка шиповник
- Клен ландыш смородина
- Береза колокольчик сирень
- Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
- Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
- Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
- Исправь ошибки в классификации.
- Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
- Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
- Водоемы делятся на океаны и моря.
- Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
- Люди делятся на детей и взрослых.
- Машины делятся на грузовые и легковые.
- Год делится на зиму, лето, осень, весну.
- Горы делятся на старые и молодые.
- Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
- Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
- Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
- Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
- Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
- Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
- Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
- Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
- __________;
- __________;
- __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
- Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
- Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
- Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
- 8, 17, 24, 32, 2;
- Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
- _____________;
- _____________;
- _____________ .
- Укажи родовое понятие:
- Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
- Пятиугольник, круг, квадрат;
- Пчела, муха, бабочка;
- Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________ .
- Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
- Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
- быстрая, бурная, горная, … .
- крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
- летняя, теплая, звездная, … .
- меткая, поучительная, мудрая, … .
- Вычеркни неверные сравнения.
- У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
- Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
- В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
- Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
- Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 | 2 | 3 |
- Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
- Дай группе слов родовое понятие.
- Яблоко, желудь, шишка - … .
- Тополь, кошка, мухомор - … .
- Шелк, ситец, вельвет - … .
- Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
- Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
- Составь определение.
Чемодан – это … .
- Напиши противоположное понятие.
- Замерз - … .
- Огорчить - … .
- Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
- Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
- Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....
Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...
Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"
Данная статья адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий....
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...