Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
статья ( класс) на тему
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Алла Анатольевна Кадырова
ГБОУ СОШ № 394 Санкт-Петербурга
allakadyrova@mail.ru
«Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются вопросы использования проектной деятельности в организации внеурочной деятельности в начальной школе. Представлен анализ результатов работы за предыдущие годы, позволяющей сделать выводы о необходимости целенаправленного обучения учащихся начальной школы проектной деятельности, о том что проектная деятельности – оптимальный и наилучший вариант организации внеурочной деятельности.
Новизна работы заключается в создании условий методического руководства проектной деятельностью в школе, основной целью которого является подготовка педагогов и осуществление проектной деятельности как способа организации внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы. Сегодня в школах достаточен практический опыт использования проектной деятельности, поэтому методическое руководство заключается в организации работы с педагогами для включения их в общую совместную проектную деятельность, организации планомерного поэтапного развертывания проектных действий, приводящих к общешкольному проекту, а не к конкретному, отдельно взятому проекту класса или параллели. Разработаны практические рекомендации и алгоритм метода совместных проектов, приведен пример двух общешкольных проектов «Метод подчиненных проектов», «Метод взаимосвязанных проектов»
Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, внеурочная деятельность
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
(далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Проект - работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое.
Проектная деятельность–это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов.
Проектная деятельность учит не только применять на практике полученные знания, но и узнавать в ходе исследования что-то новое, учит действовать в нестандартных ситуациях, развивает творческую активность, а где творчество там и интерес, а с помощью интереса мы привлекаем ребенка к серьезным проблемам, которые складываются сегодня в России и наш город тому неисключение.
Анализируя опыт организации внеурочной деятельности в нашей школе мы пришли к выводу, что самой эффективной формой работы является совместная проектная деятельность. Данные выводы позволил сделать опыт организации проектной деятельности за последние годы. В результате реализации совместных общешкольных проектов у учащихся появился интерес к внеурочной деятельности, развились следующие компетенции:
- умение работать в парах и группах;
- коммуникативные компетенции
- личностные результаты
Даже в небольшой школе обычно выполняется одновременно несколько проектов (конечно, если под проектом понимать нечто-то грандиозное, а некоторую последовательность мероприятий). Кроме того, при решении многих практических задач учителям приходится взаимодействовать с партнерами, которые берут на себя часть работ, а также имеет место тесное взаимодействие между классами, параллелями классов
Метод MS Project позволяет создавать проекты, связанные друг с другом по одним параметрам и независимые по другим. Например, проекты могут быть связаны отношениями подчиненности, но использовать разные ресурсы, либо преследовать разные цели, для достижения которых применяются одни и те же ресурсы и т. д.
Далее в статье описаны две модели «Подчиненные проекты» и «Взаимосвязанные проекты», на примере которых, мы покажем, как организована работа по внеурочной деятельности в начальной школе используя метод MS Project.
Модель№1
Проект “Что такое ЮИД” 4 класс
Цель этого проекта была в том, чтобы познакомить учащихся 4-х классов с деятельностью отрядов ЮИД, создать собственный школьный отряд.
В результате реализации этого проекта был создан отряд ЮИД «Навигатор» ГБОУ СОШ № 394, который успешно выступил на районном и городском конкурсах по ПДД: «Безопасное колесо», «Мы - будущее ГБДД». Разработан ряд локальных актов школы и других документов по деятельности отряда ЮИД:
- Положение об отряде юных инспекторов движения (ЮИД)
- План работы с отрядом ЮИД
- Памятки для членов отряда ЮИД, памятки для учащихся по ПДД
Проект «Жизни свои и друзей сбережем!» - 3 класс
Был организован в рамках подготовки к конкурсу «Мы - будущее ГИБДД!»
Разъяснительная работа велась по трем направлениям:
- разработка безопасного пути из дома в школу и обратно, учащиеся исследовали безопасные пути подхода к школе, фотографировали нарушения ПДД на дорогах, прилегающих к школьной территории, составляли презентацию
- разъяснительная работа в д\садах, учащиеся разработали, инсценировали и показали сказку по ПДД и профилактике ДТП «Волк и семеро козлят»
- разъяснительная работа среди молодежи и родителей, учащиеся подготовили и провели Флэш-моб: «Жизни свои и других сбережем!», разместили материалы по профилактике ДТП на страницах школьного сайта: видеоролики, презентации.
Проект «Я и мои права» - 2 класс
Проект «Я и мои права» был организован в рамках программы по Окружающему миру по теме «Мои права», учащимися были изучены права гражданина России, в том числе и по ПДД. Ребята нарисовали рисунки на тему ПДД, придумали словарь по ПДД, загадки, пословицы, кроссворды, другой занимательный материал. Весь материал был собран и представлен в виде книжки – малышки «Мои права»
Проект «ПДД в картинках» - 1 класс
Проект «ПДД в картинках» был организован в рамках программы по Окружающему миру, по теме урока: «Правила дорожного движения», учащимися были изучены основные правили дорожного движения. Ребята нарисовали рисунки на тему ПДД. Весь материал был собран и представлен на выставке рисунков по ПДД
Общешкольный проект: «Азбука дорожного движения для детей и взрослых»
Основная цель: Формирование знаний о правилах дорожного движения, умение применять полученные знания на практике, развитие интереса к правилам поведения на улице, побуждение стремления к соблюдению правил дорожного движения.
Задачи проекта: шире и активнее проводить профилактическую работу, чтобы вызвать интерес к изучению правил дорожного движения; научить узнавать элементарные дорожные знаки; учить использовать знания по правилам дорожного движения на практике; способствовать сознательному выполнению правил дорожного движения, воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах.
Продукт - электронное и бумажное пособие для обучающихся начальной школы и родителей по ПДД «Азбука дорожного движения для детей и взрослых» в которое войдут продукты полученные в ходе работы над проектами: «Что такое ЮИД», «Я и мои права», «ПДД в картинках», «Жизни свои и друзей сбережем!» (локальные акты по ПДД, памятки по ПДД, сказка по профилактике ДТП «Волк и семеро козлят», видеоролики, презентации, рисунки по ПДД, словарь по ПДД, загадки, пословицы, кроссворды, другой занимательный материал)
Модель №2
Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»
Цель: повышение интереса у родителей и детей к совместным занятиям физкультурой и спортом.
Задачи: расширить представления родителей о совместных с детьми занятиях физкультурой и спортом; развивать у детей интерес к различным видам спорта и спортивным играм; формировать способности детей к двигательному сопереживанию, осознанному выполнению упражнений; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание проявлять активность в разных играх и упражнениях; повысить педагогическую компетентность родителей по созданию спортивной развивающей среды в домашних условиях.
Работа над данным проектом включала несколько этапов: подготовка к спортивному празднику, проведение спортивного праздника, сбор материалов по итогам работы над проектом.
На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в спортивных соревнованиях и конкурсах, выбраны эмблемы команд, форма, девиз, спортивное приветствие, группа поддержки, болельщики.
Спортивный праздник был проведен в форма игры по станциям, каждая команда из трех семей (по семье из параллели классов) имела свой маршрутный лист, следуя с группой поддержки и болельщиками по маршруту и выполняя задания на станциях, набирала определенное количество очков, в дальнейшем очки суммировались и членами жюри определялись победители, победители награждались грамотами и подарками. Пока жюри подводило итоги, подсчитывало количество баллов заработанное командами, команды принимали участие в спортивных турнирах по видам спорта – настольный теннис, волейбол, футбол, шахматы.
Весь материал обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.
Проект «Мама, папа, я – читающая семья»
Цель проекта:
Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций семейного чтения.
Задачи проекта: расширить знания о литературных произведениях и творчестве писателей; совершенствовать технику чтения; воспитывать бережное отношение к книге; повысить читательскую культуру детей и родителей; развитие творческих способностей ребёнка в сотрудничестве с родителями; расширить кругозор, словарный запас, развивать речь детей.
Работа над данным проектом включала несколько этапов: подготовка к читательской конференции, проведение конференции, сбор материалов по итогам работы над проектом.
На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в читательской конференции, определен круг чтения, участниками подготовлены презентации по прочитанной книге.
На читательской конференции представитель от каждой семьи защищал свой проект.
Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.
Проект «Мама, папа, я – творческая семья»
Цели и задачи: формирование духовных ценностей и семейных традиций совместной творческой деятельности; развитие и совершенствование творческих способностей семейной аудитории; пропаганда семейных ценностей; активное привлечение родителей к участию в жизни школы.
Работа над данным проектом включала также несколько этапов: подготовка к празднику талантов, проведение праздника, сбор материалов по итогам работы над проектом.
На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в празднике, подготовлены выступления на концерт, разработан сценарий проведения праздника. Праздник проведен в виде концерта.
Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.
Проект «Учителя – детям »
Цель: повысить интерес к школе и сформировать у детей положительное отношение к обучению
Задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Работа над данным проектом включала следующие этапы : подготовка к мероприятию, проведение мероприятия, сбор материалов по итогам работы над проектом.
На подготовительном этапе учителя каждой параллели классов выбрали интересные творческие задания по учебным предметам: математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и т.п. для проведения мастер-класса для детей, разработан сценарий проведения мероприятия в виде работы в Творческих мастерских. Учащиеся параллели классов посетили несколько Творческих мастерских, где им было предложено выполнить большое количество разнообразных нестандартных заданий по предмету.
Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.
Общешкольный проект: «Мы- семья»
Цель: активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Задачи: развивать исследовательские умения, сообразительность, внимание, творческие способности; воспитывать любовь и уважение к семье, чувство дружбы.
Продукт проекта – совместный фестиваль «Мы – семья», где представлены лучшие номера из предыдущих проектов. Так как в серии предыдущих проектов учащиеся принимали участие по параллелям, у них не было возможности познакомиться с материалами других классов, на фестивале есть возможность увидеть все интересное, познакомиться с работой других классов.
В заключении хочется сказать следующее:
- Проектная деятельность – это уникальная деятельность, имеющая ограниченные временные рамки, четкую и однозначную постановку цели, направленная на достижение результата или создание конкретного продукта. Представленная организация проектной деятельности значительно облегчает работу, сопровождение и модификацию проекта. Объединяя разные проекты, продукты разных проектов мы экономим время учителей, учащихся, родителей.
- На сегодняшний день для организации внеурочной деятельности наиболее удобным является метод проектов. Используя метод MS Project, мы управляем проектами, что значительно облегчает работу по планированию и реализации внеурочной деятельности.
Список литературы, ориентированный на организацию проектной деятельности по ПДД в начальной школе:
- Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. http://www.rcokoit.ru/library.htm?mode=book&bookid=1014
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 2013.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные чары, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград; Учитель, 2006.
- .Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДЦ для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2006.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. // Начальная школа. 2003. № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС
quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....
Системно - деятельностный подход при организации внеурочной деятельности
Статья, раскрывающая особенности организации внеурочной деятельности с учётом системно-деятельностного подхода...
«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»
Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...
Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту красоту, но...
Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО
Организация внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО. Направления внеурочной деятельности. Маршрутный лист....
Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО
Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО (презентация к выступлению)...
Проектная деятельность: инновационный подход к изучению английского языка в начальной школе
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответстве...