Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".
методическая разработка на тему
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 1.06 МБ |
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 15.52 КБ |
plan_vospitatelnoy_raboty_klassnogo_rukovaditelya_2-4_klassa.docx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мало-Каменская СОШ»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах»
Подготовила
учитель начальных классов
Русанова Галина Николаевна
2016 г.
«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения»
Актуальность данной темы, для теории и практики работы начальной школы, во-первых, заключается в том, что в последние годы остро обозначилась потребность в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Во-вторых, для многих педагогов и родителей очевидно - дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний, возможно, творческие работы помогут развить интерес к литературному чтению. В-третьих, предполагается, что само творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения.
Творчество-это созидание… Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Развитие творчества –важнейшая задача начального обучения.
В понятие «компетентность» сегодня включается открытость новому, способность самостоятельно принимать решения и находить ответы на многие вопросы, потребность и способность к личностному саморазвитию, совершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее. Поэтому совершенствование – цель жизнедеятельности человека. Все это я и пытаюсь донести до своих учащихся.
Творческие способности обучающихся предполагают полное раскрытие их индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие воспитывать, а третьи – развивать.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализовываться и в результате этого двигаться дальше, т.е самосовершенствоваться. И я всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы классной ( урочной) и внеклассной работы.
На уроках предлагаю учащимся разнообразные творческие задания:
- сочинить небылицу;
- сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент;
- используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию);
- придумать свою басню и оформить ее;
- сочинить загадки о временах года;
- придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить;
- написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе;
- придумать свою путаницу;
- оформить обложку к сказке, программу спектакля;
- нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу;
- придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках;
- нарисовать то, что красивее всего;
- придумать слова для игры.
Что дают такие задания?
Во-первых, возможность учителю проверить знания учащихся и оценить многих за урок;
во-вторых, у учеников – выявить творческие способности, талант, одаренность;
в-третьих, развивают умение работать в коллективе.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумывать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока.
Я исхожу из простой мысли: подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности и в обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия природы ребенка.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Поэтому творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. Активность занятий на уроках литературного чтения определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию.
Предпочтение отдаю активным формам работы, и в первую очередь – творческой деятельности учащихся.
Одним из видов творческих работ являются литературно-творческие письменные работы.
Это даёт учителю начальных классов дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся, формировать эту компетенцию, развивать ее.
Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, богатство творческого воображения, любознательность, способность к удивлению, восхищению, мечтательность, наконец, одаренность – все эти качества я пытаюсь пробудить, реализовать, совершенствовать у ученика.
Все это способствует проявлению творчества, помогает детям уверенно выражать свои мысли, эмоции, чувствовать себя комфортно, стремиться к самосовершенствованию.
Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностью развиваться. И каждый ребенок может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
Творчество работает на будущее…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Организация проектной деятельности в школе на уроках и во внеурочное время...
Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...
Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...
Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...