«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
методическая разработка
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 631.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №7 п.Коммаяк
Дегтяренко Елена Алексеевна
Для реализации темы моего педагогического исследования созданы оптимальные условия совместной деятельности учителя со школьниками: создан современный кабинет начальных классов, активно используется школьниками библиотечно-информационный центр школы, есть возможность использовать ресурсы сети Интернет для получения и переработки новой информации.
Одним из условий становления моего педагогического опыта является развитие познавательных навыков учащихся и развития их критического и творческого мышления.
В школе создаются условия для максимального развития личности каждого ребенка, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Учителя планируют учебный материал в соответствии с потребностями каждого ребенка, т.к. наша школа со смешанным контингентом школьников: в ней учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
И поэтому цель школы – создать условия для того, чтобы каждый ученик имел возможность реальной, социально значимой деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
(слайд)
Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, я пришла к выводу о том, что моя роль, как учителя, не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, В.В.Рубцова, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.
В связи с этим, я обратилась к методу проектов, чтобы удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности.
В качестве основных неоспоримых достоинств метода считаю: высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. (слайд)В целом, как подчеркивает В.Гузеев, “…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия”.
Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, – весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
При организации проектной деятельности в начальной школе я учитывала возрастные и психолого-физические особенности младших школьников. Поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или близких к ним областей, например,(слайд) “Жизнь леса”, “Моя любимая буква”, “Устное народное творчество” и другие. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, была в области познавательных интересов учащихся и находилась в зоне их ближайшего развития.
Практика моей работы по данной теме показала, что все темы, предлагаемые в качестве “проектных”, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты.
И поэтому я обратилась к такой теме, как «Устное народное творчество».(слайд)Здесь возникает вопрос: «Почему наши дети плохо читают? Нужно ли знакомить младших школьников с устным народным творчество в 21 веке? Помогают ли различные жанры устного народного творчества развитию современной личности?
(Слайд) Что такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Данный проект проводится в рамках предметной области литературное чтение, для учащихся 1-4 классов по программе «Школа 2100». Круг чтения для учеников начальной школы включает в себя произведения устного народного творчества. Проект направлен на реализацию ФГОС, расширение кругозора уч-ся, установление тесного контакта между семьёй и школой, для привития любви к Родине, воспитанию патриотизма, традициям и обычаям родной страны. В рамках работы над проектом ребята учатся работать группе, выполнять различные роли, уважать мнение окружающих, слушать одноклассников, выступать самим. В процессе работы начинается формирование ключевых общепредметных и предметных компетенций учащихся.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Способность формированию духовно-нравственному развитию младших школьников.
(Слайд)
Методические задачи:
-расширить кругозор уч-ся по народному творчеству;
-развитие навыков беглого чтения, творческого мышления;
- воспитание доброты, милосердия, уважительное отношение к окружающему миру;
-воспитание любви к своей родине;
-уметь находить информацию, относящуюся к теме;
-сотрудничество друг с другом при выполнении проекта;
-доводить начатое дело до конца.
Слайд. Виды проектов:
- проекты наблюдения;
- проекты рассказы;
- конструктивные проекты;
экскурсионные проекты
Слайд
Реализация данного проекта проходит в течении 4 лет:
1 класс-Работа с малыми жанрами УНТ ( пословицами, поговорками, загадками).
2класс-изготовление книжек-малышек « Любимые сказки»
3 класс- инсценирование русской народной сказки « Репка»
4 класс- « Пишем сказку» 4 класс
Итак, поэтапно из года в год дети знакомятся с устным народным творчеством.
(слайд)
В народе недаром говорится «Пословица к слову молвится. Она для украшенье и поступкам объясненье».
Как известно, малые жанры фольклора составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с загадками, пословицами и поговорками в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает речь учащихся.
Эти жанры наиболее удобны для изучения ввиду малого объёма, в них заключён богатейший опыт народа. Каждое поколение приобретало знания в труде, в наблюдениях над погодой и окружающим миром, над взаимоотношениями людей.
Тексты русских загадок, народных пословиц и поговорок могут активно использоваться на уроках в начальной школе на уроках чтения и русского языка. Учащиеся знакомятся с данными жанрами, их историей, особенностями содержания и формы, собирателями и исполнителями, на их примерах постигают орфографические и грамматические правила, они же являются и темами устных рассказов, программных изложений и сочинений.
Наиболее интересным, на мой взгляд, является исследовательская работа с пословицами, которую можно предложить учащимся начальных классов.
(слайд)
Первый класс — это первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже с первых дней в школьном букваре в разделе для читающих помещены пословицы. В процессе обучения учитель постоянно загадывает загадки, побуждая учащихся к мыслительной деятельности. Дети слушают или читают их, высказываются по содержанию, анализируя глубокий смысл, народную мудрость. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребенку высказаться. Ведь высказывая своё мнение, он отражает свой внутренний мир, то, чем он дышит и живёт. Учитель ищет первых «исследователей», а ребята получают опыт первого публичного выступления.
Затем появляются задания подобрать пословицы по темам, изученным на уроке. Не умеющий читать первоклассник расспросит взрослого, читающий сам полезет в книжку, сходит в школьную библиотеку.
Затем можно организовать проектно-исследовательские конкурсы, которые подскажет сама школьная жизнь. Дети знакомятся друг с другом, запоминают имена, удивляются необычным, редким. На данном этапе может быть предложена тема «Имена в народных пословицах». Дети утверждаются в детском коллективе, появляются лидеры, желающие быть первыми в делах, в учёбе. Вот тема для умеющего хорошо читать ученика: «Пословицы, каких не найдёшь в школьном учебнике», «Необычные загадки про школьные принадлежности».
Важно привлекать к такой деятельности и родителей учащихся. Ведь кто, как не они пополняют домашнюю библиотечку, запишут своего ребёнка в районную или городскую библиотеку, сходят с ним к бабушкам и дедушкам, которые помогут внукам в разговорной речи усвоить малые жанры фольклора.
Чтобы организовать работу, необходимо составить план работы над темой совместно с учеником или группой учеников. По определённым темам исследование можно проводить и в группе. Например, «Пословица недаром молвится», «Человеческие пороки в малых жанрах фольклора», «Русские пословицы – путеводитель по родной стране».
Совместно с учеником формулируем проблему, которую необходимо решить в рамках предстоящего исследования. На данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему. Совместно формулируем цели и задачи исследования. Следующий этап – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. Затем следуют отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе учитель, следуя плану исследования, вместе с ребёнком выстраивает текст выступления.
Чтобы ученик довёл работу до конца, необходимы время, терпение и изобретательность. Малые жанры фольклора за время исследовательской работы, интересной самому ученику легко войдут в его активный словарь.
Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая, как правило, проводится в конце учебного года.(слайд) Здесь ребята демонстрируют свои поделки по теме «Устное народное творчество», рисунки пословиц, в классе провели Игру-путешествие по теме «Пословицы и поговорки»
(Слайд
Викторина.
1.Вставьте рисунок в пословицу.
Дареному …. в зубы не смотрят. (Коню)
Когда … на горе свистнет. (Рак)
… рубят – щепки летят. (Лес)
Не …, так и молчи. (Корова)
Не плюй в … - пригодится воды напиться. (Колодец)
Большому … - большое плавание. (Кораблю)
Дундина Диана: Подберите пословицу к иллюстрации
Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. На втором этапе работы над проектом мы работаем со сказками.
(слайд)
(слайд) Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал.(слайд) Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.
(слайд) На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами и старинными праздниками Руси. Наш проект помогает познакомиться с русскими праздниками и обрядами, например «Масленица».(Слайд) В классе мы провели этот праздник , где ребята пели народные песни, заклички , играли в народные игры. С помощью работы над проектом у родителей появится возможность передать детям семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.
(Слад)
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
- Откуда берутся сказки?
- На какие группы делятся русские народные сказки?
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?
- Чему учат сказки?
- Основные признаки сказки?
- О чем мечтал народ в сказках?
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
(слайд)
Гипотеза:
Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа, с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.
(слайд)
На данном этапе проекта ребята рисуют сказку и былины, изготавливают книжки-малышки.
На следующем этапе с начала года готовились к инсценированию сказки «Репка»
(слайд)
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- Изучение обычаев и традиций русского народа.
- Связь сказки с бытом русского народа.
- Словарная работа со старорусскими словами.
- Создание эскизов костюмов.
- Написание сценария сказки.
(слайд)
- Инсценирование сказки “Колобок” (показ фото с инсценировкой сказки)
Провели викторину по сказкам.
Давайте посмотрим, а насколько вы знакомы устным народным творчеством.
(слайд)
А в четвёртом классе планируем сочинить свою сказку. Мной будут предложены такие задания как:
Придумайте персонажей для своей сказки: добрых и злых, главных героев и второстепенных. Продумайте их особенности, "изюминку". В сказке нет полутонов: мир делится на чёрное и белое, хорошее и плохое. И главный герой однозначно должен вызывать симпатию, даже если он дурак, как Иван или лентяй, как Емеля. А героем может стать кто и что угодно - здесь открывается полный простор для фантазии. Вспомните Ваши первые сказки: "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка". Персонажи могут быть и позатейливее, как в современном сказочном творчестве. Можете сотворить своего авторского, ни на кого не похожего героя! Собственно, именно с его определения, некоторой характеристики начинается завязка сказки. "Кто, где, когда жил" - можно следовать этой схеме.
Советы по созданию сказки
Спокойные ноты сменяются на интригующие: случается некое неожиданное событие, с которого для главного героя начинаются яркие, невероятные приключения с чудесами, превращениями, волшебными предметами! Этому повествованию посвящена основная часть сказки. Герой выполняет задания, преодолевает препятствия. А в этом ему помогают друзья - волшебные помощники (классический пример - Конёк-горбунок). Но сказка может быть и более спокойной, оставаясь при этом поучительной и мудрой. Например, в детской сказке "Теремок", по сути, не происходит никаких приключений. Но сказка учит нас дружбе, помощи, отзывчивости, а ещё трудолюбию: вместе можно горы свернуть или построить новый теремок. Но если Вы хотите, чтобы Вашу сказку слушали, раскрыв рот, приготовьтесь к замысловатому сюжету с погоней, с чудесами. В какой-то момент становится страшно, а потом весело. Герой может быть на волоске от смерти, но на помощь придёт живая вода или верный помощник окажется тут как тут: сказочный герой в огне не горит и в воде не тонет.
Для того чтобы правильно написать сказку, пользуйтесь стилистическими приёмами: троекратными повторами, преувеличениями (гиперболой), противопоставлениями (антитезой: "большой и маленький", "толстый и тонкий") и, конечно, украшающими определениями (эпитетами: "премудрая", "прекрасная"). Это создаёт традиционную сказочную атмосферу и позволяет охарактеризовать героев. Сказка написана не теми словами, не тем слогом, что обычное сочинение. И именно потому она читается на одном дыхании. А ещё легко запоминается!
Работа с родителями:
На протяжении всего проекта в работу были вовлечены родители. Они помогали в работе с пословицами и поговорками, в создании книжек-малышек, в изготовлении костюмов для спектакля.(слайд) Так же с удовольствием выступали вместе с детьми в школьных мероприятиях с номерами художественной самодеятельности, взятых из русского фольклора.
(слайд)
В ДАЛЬНЕЙШЕЙ В СВОЕЙ РАБОТЕ Я БУДУ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ВНЕДРЯТЬ ВСЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА, РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК, ТАК КАК Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции, которые мы должны сохранить, воспитывая у детей патриотизм и любовь к родине. Развиваеть чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
(Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...