ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья по зож (1, 2, 3 класс) на тему
Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться не только о своём здоровье, но и здоровье окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_osnov_zdorovesozidaniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Титова Е.О., Толубаева Н.В., Тараненко Е.В.
Проблемы здоровья населения России и в частности здоровья подрастающего поколения, волнуют не только самих граждан, но и государственные организации, в том числе средние общеобразовательные организации. Состояние здоровья подрастающего поколения – это один из показателей благополучия общества и государства, говорящий о сегодняшней ситуации и дающий прогноз на будущее. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. Известный врач П.М.Амосов определил основные принципы здоровья, среди которых выделяется фактор самоорганизации человека, его активная позиция к собственному здоровьесозиданию, требующая постоянных и значительных усилий в области сохранения и укрепления здоровья(5). В связи с этим, по нашему мнению, формирование здорового образа жизни в условиях школы необходимо производить комплексно и непрерывно. Важное место в этой работе принадлежит самой образовательной организации: организация режима дня и отдыха детей, их нагрузкам, питанию, физической оздоровительной работе и т.д. Но огромное значение имеет каждодневная работа самого учителя, который своей просветительско-воспитательной работой прививает навыки здорового образа жизни и, применяя различные технологии здоровьесбережения, сохраняет и укрепляет здоровье учеников.
Урок – это основная форма учебного процесса в школе. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Поэтому на своих уроках мы стараемся создавать благоприятный психологический климат, учитывать двигательную активность учащихся, использовать и чередовать разные виды деятельности, применять различные творческие задания, активизировать творческое самовыражение учащихся, использовать информационно-коммуникационные средства, а также замечать и реагировать на утомляемость учащихся. Все приведенные ниже технологии мы применяем не только во время урока, но и во внеурочной деятельности (в частности, на кружках «Музыкальный фольклор», логопедическом «Я и мой мир», спортивно-оздоровительном «Здоровячок» и др). На уроках и во внеурочной деятельности нами применяются такие здоровьесберегающие технологии:
- Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика, ритмотерапия, музыкотерапия, элементы релаксации, самомассаж, работа с массажором су-джок)
- Стимулирующие (физические нагрузки, подвижные игры).
- Информационно-обучающие.
С целью предупреждения переутомления учащихся и профилактики заболеваний используем на уроках минутки релаксации, гимнастику для глаз, эмоциональные разрядки, разработанные учителями школы физкультминутки и динамические паузы. Физкультминутки проводятся в основном с музыкальным сопровождением, в стихах, с элементами самомассажа. Иногда в качестве физкультминуток на уроках музыки мы исполняем либо какие-то плясовые или танцевальные движения, либо играем в народные игры, которые можно применять в условиях кабинета («Пошел король по лесу», «Как у дяди Трифона», «У Маланьи у старушки», «Сидит Дрема»). Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Ни для кого не секрет насколько важна пальчиковая гимнастика. Ее влияние на мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации, мышления, творческих способностей, расслабление и тренировка зрения. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые фигуры ”, “Зеркало ”, “Немое пианино”, “Греем пальчики ”, “Здравствуй, пальчик”.
Также учителя нашей школа осваивают нетрадиционные новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении. Таковой в частности является массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами Су-джок. Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма.
На уроках и во внеурочной деятельности учителя нашей школы применяют дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика и певческое дыхание оздоравливает ребенка, так как используется весь объем легких. Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. «Хомячок», «Насос», «Цветок», «Свеча» и т.д.
Очень важно у учащихся сформировать понимание значения здорового образа жизни для всей будущей жизни. В работе педагогов нашей школы аспекты здоровьесозидания стоят на первом месте. Учителя, психолог, логопед работают в тесном контакте по этому вопросу. Нет ничего важнее здоровья детей, и поэтому коллектив школы старается не только сохранить это здоровье, но и научить детей заботиться о нём, чтобы воспитать гармоничную и счастливую личность. Программа здоровьесберегающих технологий в начальных классах — одна из самых насущных. Эта программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок», которая внедряется в нашей школе, носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: сформировать у ученика необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуты одно или несколько направлений. На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Учителя в процесс занятия включают оздоровительные паузы. Их можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д. Укреплению физического и нравственного здоровья служат и уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры во внеурочной деятельности, а также беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены.
Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство уверенности в своих силах, радость. После занятий учащиеся более ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»Гиппократ.
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.
Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....
«Семейный творческий проект как пример проектной деятельности в начальной школе»
Время обучения в начальной школе — это один из первых этапов формирования у ребёнка собственного мировоззрения через отношение к миру, людям, к окружающей действительности и самому себе. Огромну...
Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС
Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...
«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС
В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реал...