Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
статья на тему

Королева Мария Васильевна

          Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьном возрасте, что приводит к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель начальных классов должен способствовать этому процессу, целенаправленно выбирая и применяя современные технологии развития младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

                      Выполнила:

                      Королева Мария Васильевна,

                      учитель МБОУ школы № 8

                      г. Долгопрудный

Цель: рассмотреть методические основы использования технологии групповой деятельности в начальной школе.

Задачи: дать характеристику групповой деятельности школьников с опорой на литературные источники; рассмотреть особенности организации групповой деятельности с младшими школьниками; разработать оптимальные варианты использования групповой деятельности в начальных классах.

Актуальность: Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьном возрасте, что приводит к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель начальных классов должен способствовать этому процессу, целенаправленно выбирая и применяя современные технологии развития младших школьников.

            В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие  осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.     Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

Введение.

          Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

   Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

        Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –

 -  как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших  школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Сущность метода групповой деятельности.

            Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:

эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе; организация совместных действий,ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание деятельности людей и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов Действия;

обмен способами действия — задаётся необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности — решения проблемы;

взаимопонимание (диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность);

рефлексия (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия).

Классификационные параметры технологии.

Философская основа: приспосабливающаяся.

Методологический подход: групповой, синергетический, коммуникативный.

 Ведущие факторыразвития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация наличностные сферы и структуры: приспосабливающаяся.

Характер содержания: проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: автономизации, социально закаливания.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: диалогические.

пманюационные формы: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.

Преобладающие средства: вербальные + телекоммуникационные + программированные. Подход кребенку и характер воспитательных взаимодействии: сотрудничество.

Направление модернизации: активизации и интенсификации.

 Категория объектов: учащиеся начальной школы.

Преимущества технологии групповой деятельности.

  • Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
  • Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
  • Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

           Акценты целей использования технологии групповой деятельности:

Обеспечение активности учебного процесса.

Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Типология групповой деятельности.

        Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

        И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1)      Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2)  Работа в статичных парах.

3)      Групповая работа (на принципах дифференциации).

4)  Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)      Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

       При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

        Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

         Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Особенности организации групповой деятельности:

       Главными особенностями организации групповой работы учащихся на у рой являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

           Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга.

          Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

          При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются,

приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Этапы групповой  работы:

           Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- деление на группы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

- получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи.

          Рекомендуемые соотношения времени на этапы:

вводная часть — 1,

групповая работа — 6,

заключительная часть — 2 единицы времени.

         Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.

        Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Методы групповой работы.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

Метод «Аквариум»  Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.

          Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы  несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

             При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.

           

       

Использованная литература

1.  Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,

      1995

2   Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М,       Дом

     педагогики, 1996.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

6.  «Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009

7. Сухомлинский, В.А.. Сердце отдаю детям [Текст]: издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973

8. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001.

9.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993

10.  Чешанов М.А.  Гибкая технология проблемно-модульного обучения. –

       М. , 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

В статье обобщен опыт использования информационных технологий  на уроках и в начальной школе. Раскрываются возможности компьютера для создания и использования дидактических материалов, сопр...

Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...

Использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Данный материал предназначен учителям начальных классов...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...