РП ВД социального направления "Дом в котором я живу" 4 кл.
рабочая программа (4 класс)
РП ВД социального направления "Дом в котором я живу" 4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sots._napr._dom_v_kotorom_ya_zhivu._4_kl.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»
689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9
тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail: school-еnmelen@yandex.ru
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № _____ от 07.05.2020 г. Руководитель МО_______Н.И.Севостьянова | Согласовано Заместитель директора по УР ________И.А. Герасимова 30.17.08.2020 г. | Утверждено Приказом МБОУ «ООШ с.Энмелен» от 17.08.2020г. № 02-02-4 |
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
для обучающихся 4 класса
Составил: учитель начальных классов
Н.И.Севостьянова
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Дом, в котором я живу» дает возможность обучающимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ
Программа «Дом, в котором я живу» разработана и построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Принципы построения программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Формы работы:
Вся работа курса построена по методу проекта, которая подразумевает разные формы работы: Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Дом, в котором я живу» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (тундра, берег моря, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
Методы работы
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
- воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
- вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
- создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Дом, в котором я живу» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, родной язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер.
Прогнозируемые результаты:
- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе фольклорного материала, культурного наследия народа нашей страны;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) умение договариваться о распределении заданий в совместной деятельности;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
3) использование разных видов деятельности ; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных источников информации, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку событий;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
5) умение анализировать информацию: устанавливать причинно-следственные связи и определять главное;
7) умение работать с разной информацией.
Данный курс «Дом, в котором я живу» рассчитан в 4 классе начальной школы на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Содержание программы «Дом в котором я живу»
№ | 4 класс |
Тема / кол-во часов | |
1 | Россия – великая держава! (21 ч) |
2 | Мой край на карте России (20 ч) |
3 | Я и моя семья – частица огромной страны (10 ч) |
4 | Моя малая родина (17 ч) |
Итого | 68 часов |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№пп | Раздел/ тема | Кол-во часов | |
Россия – великая держава! (21ч) | |||
1 | Введение. Россия – страна, в которой я живу | 1 | |
2-3 | Главный город России – Москва | 2 | |
4-5 | Вторая столица России – Санкт- Петербург | 2 | |
6-7 | Наша Родина на карте мира | 2 | |
8-9 | Крупные города России | 2 | |
10-11 | Чем гордится наша Родина | 2 | |
12-13 | Кем гордится наша Родина | 2 | |
14 | Политическая карта России | 1 | |
15-16 | Народы России | 2 | |
17-18 | Национальные традиции народов России | 2 | |
19-20 | Заповедники России | 2 | |
21 | Итоговое занятие | 1 | |
«Мой край на карте России»(20ч) | |||
22 | Моё родное село – Энмелен | 1 | |
23 | Улицы моего села | 1 | |
24 | Моё село на карте России | 1 | |
25 | Чукотский автономный округ на карте России | 1 | |
26 | Посёлок Провидения районный центр г.о. | 1 | |
27-28 | Посёлки Провиденского г.о. | 2 | |
29-30 | Анадырь – столица ЧАО | 2 | |
31-32 | Семь районов ЧАО | 2 | |
33-34 | Что даёт наш округ стране? | 2 | |
35-36 | Растительный мир ЧАО | ||
37-38 | Животный мир моего ЧАО | ||
39-40 | Заповедники ЧАО | 2 | |
41 | Итоговое занятие | 1 | |
Я и моя семья – частица огромной страны(10ч) | |||
42 | Моя семья – часть моего народа | 1 | |
43 | Особенность уклада, строя жизни семьи | 1 | |
44-45 | Генеалогическое древо семьи | 2 | |
46-47 | Свободное время и семья. | 2 | |
48 | Семейные праздники | 1 | |
49 | Семейный этикет | 1 | |
50 | Семья в моей жизни | 1 | |
51 | Итоговое занятие | 1 | |
Моя малая родина(17ч) | |||
52-53 | История моего села Энмелен | 2 | |
54 | Труд людей в разное время года | 1 | |
55-56 | Растительный мир моего села | 2 | |
57-58 | Животный мир моего села | 2 | |
59 | Достопримечательности моего села. | 1 | |
60 | История моей школы | 1 | |
61 | Учителя моей школы | 1 | |
62-63 | Интересные люди моего села | 2 | |
64 | Герои Великой Отечественной войны в моём селе | 1 | |
65 | Строим будущее | 1 | |
66 | Я сделаю свой край знаменитым | 1 | |
67 | Я – часть огромной страны! | 1 | |
68 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»...
Социальный проект "Мир в котором я живу".
Социальный прокт состоит из 5 этапов.Предназначен для учителя начальых классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления с детьми с ОВЗ "Мир в котором я живу"
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый ко...
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и перечень тех проблем, которые решает социальный педагог
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и перечень тех проблем, которые решает социальный педагог...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса
Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...
Урочное занятие по теме: "Дом, в котором я живу. Моя квартира" по предмету:" Окружающий социальный мир"
Технологическая карта к уроку:"Дом, в котором я живу. Моя квартира" по предмету: Окружающий социальный мир. К данному занятию прикреплена презентация, которая позволяет рассмотреть эту тему ...