Рабочая программа коррекционного курса «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДА

Целью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание курса «Основы коммуникации» в 4 классе имеет 5 разделов:

Невербальное общение

Вербальное общение

Социальное взаимодействие

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

Конфликты и их последствия

 

Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитано приблизительно на 34 занятия в год (1 раз в неделю, по 30 - 35 минут)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kommunikatsii_4_klass_6.1.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа коррекционного курса

 «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1

на 2021-2022 учебный год

Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и

коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Составители:

Чепкасова Д.А

учителя начальных классов

Зудилово 2021

1.Пояснительная записка:

Название примерной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и

коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Целью курса является повышение социально-психологической компетентности

учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействовать с

окружающими.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире собой».

2. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

3. Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении.

4. Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе

самопринятия, самораскрытия и принятия других.

5. Формирование у обучающихся умений и навыков общения в различных жизненных

ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими.

6. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

7. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального

состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.

  1. Введение - 2ч
  2. Невербальное общение - 8ч.
  3. Средства вербальной коммуникации – 7ч.
  4. Социальное взаимодействие – 5ч.
  5. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. – 9ч.
  6. Конфликты – 3ч.

Формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний, учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)

Организационной формой обучения альтернативным средствам коммуникации являются индивидуальные занятия.

Инсценированные реальной ситуации в конкретной обстановке, творческие работы и рисунки по заданным темам, знакомство со сказками и другими литературными и художественными произведениями и их обсуждение, ролевые игры, игровые тренинги, игровые занятия по темам.

Оценочные средства Рабочей программы

Курс не оценивается

2.Планируемые результаты

Название раздела

Задачи раздела

Невербальное общение

  • Формирование коммуникативной грамотности.
  • Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации.
  • Формирование представлений о мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения.
  • Ознакомление с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз)
  • Ознакомление с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации.
  • Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения.
  • Развитие эмоционального компонента невербальных средств.
  • Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура.

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность научиться пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы) и понимать их;

Вербальное общение

  • Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура.
  • Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.
  • Развитие способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.
  • Развитие умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность научиться вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

Социальное взаимодействие

  • Развитие умения привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку.
  • Развитие ценностных отношений школьника к другому человеку, стремления к открытому общению.
  • Развитие умения использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться
  • Развитие способности слушать учителя, воспитателя, собеседника не перебивая
  • Формировать представления о допустимых и недопустимых формах поведения в школе, дома, на улице и т.д.

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность научится правильно привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, использовать в общении вежливые слова, вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми, просить о помощи.

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

  • Развитие умения предлагать и вступать во взаимодействие.
  • Совершенствование пространственных, предметно - пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.
  • Развитие координации совместных с партнером действий.
  • Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.
  • Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации
  • Формирование умений моделировать ситуацию общения. Эмпатия, самоконтроль.
  • Формирование речевых моделей. Способность к координации очерёдности высказываний.
  • Развитие навыка определения эмоции в процессе общения.
  • Расширение представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность научиться вступать во взаимодействие и координировать совместные действия с партнёром, выбирать тактику поведения в определённых ситуациях.

Конфликты и их последствия

  • Расширение понятия конфликт и его последствия.
  • Развитие умения выслушать и понять собеседника
  • Развитие умения решать конфликтную ситуацию
  • Ознакомление со способами решения конфликтных ситуаций.
  • Развитие умения учитывать мнение и интересы собеседника

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность научиться решать конфликтные ситуации, уметь выслушать и учесть мнение и интересы собеседника.

3.Содержание учебного предмета, курса

Содержание курса «Основы коммуникации» в 4 классе имеет 5 разделов:

Невербальное общение

Вербальное общение

Социальное взаимодействие

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

Конфликты и их последствия

Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитано приблизительно на 34 занятия в год (1 раз в неделю, по 30 - 35 минут)

4.Учебно-тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Название тем и уроков

Цели изучения темы урока

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

Средства обучения, в том числе ИКТ

Введение – 2ч.

1

1

Диагностика

Вводная беседа, чтение, ответы на

вопросы.

Дидактические картинки

2

2

Диагностика

1.Предварительная беседа с ребенком

2.Диалог по картинке

3.Анкетирование родителей

Дидактические картинки

Невербальное общение - 8ч.

3

1

Средства невербальной коммуникации

Формировать коммуникативную грамотность. Развивать знания и умения в области невербальной коммуникации.

1.Знакомство с понятием невербальной коммуникации

2.Знакомство с видами невербальной коммуникации

Дидактические картинки

4

2

Средства невербальной коммуникации

Формировать коммуникативную грамотность. Развивать знания и умения в области невербальной коммуникации.

1.Знакомство с понятием невербальной коммуникации

2.Знакомство с видами невербальной коммуникации

Дидактические картинки

5

3

Средства невербального общения

Формировать представления о мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения.

1.Знакомство с жестами и мимикой как средствами общения.

Дидактические картинки

6

4

Средства невербального общения

Ознакомить с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз)

1.Знакомство с фонацией

2.Дыхательная гимнастика

Дидактические картинки

7

5

Средства невербального общения

Ознакомить с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации.

1.Знакомство с жестами, позами, мимикой как средством общения

2.Дыхательная гимнастика

3. Изучение собственной мимики

4. Упражнения на развитие мимики

Дидактические картинки, зеркало

8

6

Средства невербального общения

Ознакомить с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации.

1.Знакомство с жестами, позами, мимикой как средством общения

2.Дыхательная гимнастика

3. Изучение собственной мимики

4. Упражнения на развитие мимики

Дидактические картинки, зеркало

9

7

Средства невербального общения

Развивать двигательно-мышечный компонент невербальных средств общения. Развивать эмоциональный компонент невербальных средств.

1.Упражнения, направленные на развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения

2. Упражнения, направленные на развитие эмоционального компонента невербальных средств

Дидактические картинки

10

8

Средства невербального общения

Развивать двигательно-мышечный компонент невербальных средств общения. Развивать эмоциональный компонента невербальных средств.

1.Упражнения, направленные на развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения

2. Упражнения, направленные на развитие эмоционального компонента невербальных средств

Дидактические картинки

Средства вербальной коммуникации – 7ч.

11

1

Средства вербальной коммуникации

Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура.

1.Знакомство с понятием «вербальная коммуникация»

2. Составление монолога о себе.

Дидактические картинки, альбом

12

2

Средства вербальной коммуникации

Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура.

1.Знакомство с понятием «речевая культура»

2.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата

3.Знакомство с речевыми конструкциями

Дидактические картинки

13

3

Средства вербальной коммуникации

Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура.

Составление диалогов с использованием речевых конструкций

Дидактические карточки

14

4

Диалог

Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1.Расширение знаний о понятии «Диалог»

2.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата

3.Составление диалогов

Альбом

15

5

Диалог

Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1.Знакомство с понятием «риторика»

2.Знакомство с понятием «слова-паразиты»

3.Чтение вслух

Зеркало

16

6

Диалог

Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1.Пересказ текста

2.Разучивание скороговорок

3.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата

Альбом

17

7

Средства общения

Развивать способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Развивать умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.

1.Формулирование просьбы.

2.Составление коллажа

3.Составление диалогов

Дидактически картинки, альбом

Социальное взаимодействие – 5ч.

18

1

Социальное взаимодействие

Развивать умение привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку.

1.Составление диалогов

2.Проигрывание ситуаций

Дидактические карточки

19

2

Социальное взаимодействие

Развивать ценностные отношения школьника к другому человеку, стремление к открытому общению.

1.Составление диалогов

2.Проигрывание ситуаций

Дидактические карточки

20

3

Социальное взаимодействие

Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться

1.Составление диалогов

2.Проигрывание ситуаций

Дидактические карточки

21

4

Социальное взаимодействие

Развивать способность слушать учителя, воспитателя, собеседника не перебивая

1.Составление диалогов

2.Проигрывание ситуаций

Дидактические карточки

22

5

Социальное взаимодействие

Формировать представления о допустимых и недопустимых формах поведения в школе, дома, на улице и т.д.

1.Составление диалогов

2.Проигрывание ситуаций

Дидактические карточки

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. – 9ч.

23

1

Взаимодействие с партнером по общению

Развивать умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое. Совершенствовать пространственные, предметно - пространственные, социально-бытовые представления и умения, актуальные для социального взаимодействия с партнером по общению.

1.Разыгрование диалогов

2.Составление диалогов

3.Знакомство с речевыми конструкциями

Дидактические картинки

24

2

Взаимодействие с партнером по общению

Развивать умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое. Совершенствовать пространственные, предметно - пространственные, социально-бытовые представления и умения, актуальные для социального взаимодействия с партнером по общению.

1.Разыгрование диалогов

2.Составление диалогов

3.Знакомство с речевыми конструкциями

Дидактические картинки

25

3

Взаимодействие с партнером по общению

Развивать координации совместных с партнером действий. Развивать контролирующею и регулирующею роль зрения в совместных с партнером действиях.

1.Знакомство с речевыми конструкциями

2.Составление диалогов

3.Дыхательная гимнастика

Дидактические картинки

26

4

Взаимодействие с партнером по общению

Развивать координацию совместных с партнером действий. Развивать контролирующею и регулирующею роль зрения в совместных с партнером действиях.

1.Знакомство с речевыми конструкциями

2.Составление диалогов

3.Дыхательная гимнастика

Дидактические картинки

27

5

Взаимодействие с партнером по общению

Формировать компенсаторные способы устранения коммуникативных трудностей. Развивать зрительное и слуховое восприятие как способ ориентации в коммуникативной ситуации

1.Прослушивание аудиозаписей

2.Составление диалогов

3.Знакомство с речевыми конструкциями

Дидактические картинки

28

6

Взаимодействие с партнером по общению

Формировать компенсаторные способы устранения коммуникативных трудностей. Развивать зрительное и слуховое восприятие как способ ориентации в коммуникативной ситуации

1.Прослушивание аудиозаписей

2.Составление диалогов

3.Знакомство с речевыми конструкциями

Дидактические картинки

29

7

Ситуации общения

Формировать умение моделировать ситуацию общения. Эмпатия, самоконтроль

1.Моделирование и проигрывание ситуаций

2.Состовление диалогов

3.Знакомство с речевыми конструкциями

4.Знакомсво с техниками самоконтроля

Дидактические картинки

30

8

Речевые модели

Формировать речевые модели. Развивать способность к координации очерёдности высказываний.

1.Разучивание речевых конструкций

2.Подведение итогов

3.Составление диалога на выбор

Дидактические картинки

31

9

Эмоции в общении

Познакомить с эмоциями в процессе общения. Формировать представление о нормах поведения в определенных ситуациях.

1.Моделирование и проигрывание ситуаций

2.Просмотр видеороликов и их анализ, разбор ошибок.

Дидактические картинки, видеоматериал

Конфликты – 3ч.

32

1

Конфликты

Расширять понятие конфликт и их последствиями.

Развивать умение выслушать и понять собеседника

Развивать умение решать конфликтную ситуацию

1.Расширение понятия конфликт

2.Разбор ситуаций, приводящих к конфликту

3.Моделиование ситуаций

4.Составление диалогов

Дидактические картинки, видеоматериал

33

2

Конфликты

Познакомить со способами решения конфликтных ситуаций.

Развивать умение учитывать мнение и интересы собеседника

1.Знакомство со способами решения конфликта

2.Составление диалогов

3.Моделирование ситуаций

Дидактические картинки, видеоматериал

34

3

Итоговое занятие

В увлекательной форме повторить и обобщить знания по темам.

Ответы на вопросы викторины.

Персональный компьютер,

5.Критерии оценивания учащихся по предмету

Оценивание не ведётся

6.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;

- Электронные справочники, электронные энциклопедии.

-Персональный компьютер

-Мультимедийный проектор.

-Сканер, принтер.

-Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.

-Аудиозаписи

-Видеофильмы соответствующего содержания

- Слайды соответствующего содержания

- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию.

7.Лист коррекции Рабочей программы

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Рабочая программа метапредметного курса «Основы смыслового чтения» 5 класс

Программа по формированию навыков смыслового чтения в рамках основного и среднего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно...

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 2 класс

В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации»

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации»...

Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс

Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс (34 часа (1 час в неделю))...

Рабочая программа по курсу "Основы пректной деятельности" 4 класс

Рабочая программа по курсу "Основы пректной деятельности" 4 класс 2021-2022 учебный год...