Рабочая программа коррекционного курса «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДА
Целью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса «Основы коммуникации» в 4 классе имеет 5 разделов:
Невербальное общение
Вербальное общение
Социальное взаимодействие
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Конфликты и их последствия
Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитано приблизительно на 34 занятия в год (1 раз в неделю, по 30 - 35 минут)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа коррекционного курса
«ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1
на 2021-2022 учебный год
Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
Составители: Чепкасова Д.А учителя начальных классов |
Зудилово 2021
1.Пояснительная записка:
Название примерной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Целью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими. |
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | 1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире собой». 2. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи. 3. Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении. 4. Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других. 5. Формирование у обучающихся умений и навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими. 6. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 7. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника. |
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ. |
|
Формы организации учебного процесса. Формы текущего контроля знаний, учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год) | Организационной формой обучения альтернативным средствам коммуникации являются индивидуальные занятия. Инсценированные реальной ситуации в конкретной обстановке, творческие работы и рисунки по заданным темам, знакомство со сказками и другими литературными и художественными произведениями и их обсуждение, ролевые игры, игровые тренинги, игровые занятия по темам. |
Оценочные средства Рабочей программы | Курс не оценивается |
2.Планируемые результаты
Название раздела | Задачи раздела | |
Невербальное общение |
| |
Планируемые результаты: Ученик получит возможность научиться пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы) и понимать их; | ||
Вербальное общение |
| |
Планируемые результаты: Ученик получит возможность научиться вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения. | ||
Социальное взаимодействие |
| |
Планируемые результаты: Ученик получит возможность научится правильно привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, использовать в общении вежливые слова, вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми, просить о помощи. | ||
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. |
| |
Планируемые результаты: Ученик получит возможность научиться вступать во взаимодействие и координировать совместные действия с партнёром, выбирать тактику поведения в определённых ситуациях. | ||
Конфликты и их последствия |
| |
Планируемые результаты: Ученик получит возможность научиться решать конфликтные ситуации, уметь выслушать и учесть мнение и интересы собеседника. |
3.Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса «Основы коммуникации» в 4 классе имеет 5 разделов:
Невербальное общение
Вербальное общение
Социальное взаимодействие
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Конфликты и их последствия
Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитано приблизительно на 34 занятия в год (1 раз в неделю, по 30 - 35 минут)
4.Учебно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Название тем и уроков | Цели изучения темы урока | Основные виды деятельности обучающихся на занятии | Средства обучения, в том числе ИКТ |
Введение – 2ч. | |||||
1 | 1 | Диагностика | Вводная беседа, чтение, ответы на вопросы. | Дидактические картинки | |
2 | 2 | Диагностика | 1.Предварительная беседа с ребенком 2.Диалог по картинке 3.Анкетирование родителей | Дидактические картинки | |
Невербальное общение - 8ч. | |||||
3 | 1 | Средства невербальной коммуникации | Формировать коммуникативную грамотность. Развивать знания и умения в области невербальной коммуникации. | 1.Знакомство с понятием невербальной коммуникации 2.Знакомство с видами невербальной коммуникации | Дидактические картинки |
4 | 2 | Средства невербальной коммуникации | Формировать коммуникативную грамотность. Развивать знания и умения в области невербальной коммуникации. | 1.Знакомство с понятием невербальной коммуникации 2.Знакомство с видами невербальной коммуникации | Дидактические картинки |
5 | 3 | Средства невербального общения | Формировать представления о мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения. | 1.Знакомство с жестами и мимикой как средствами общения. | Дидактические картинки |
6 | 4 | Средства невербального общения | Ознакомить с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) | 1.Знакомство с фонацией 2.Дыхательная гимнастика | Дидактические картинки |
7 | 5 | Средства невербального общения | Ознакомить с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации. | 1.Знакомство с жестами, позами, мимикой как средством общения 2.Дыхательная гимнастика 3. Изучение собственной мимики 4. Упражнения на развитие мимики | Дидактические картинки, зеркало |
8 | 6 | Средства невербального общения | Ознакомить с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации. | 1.Знакомство с жестами, позами, мимикой как средством общения 2.Дыхательная гимнастика 3. Изучение собственной мимики 4. Упражнения на развитие мимики | Дидактические картинки, зеркало |
9 | 7 | Средства невербального общения | Развивать двигательно-мышечный компонент невербальных средств общения. Развивать эмоциональный компонент невербальных средств. | 1.Упражнения, направленные на развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения 2. Упражнения, направленные на развитие эмоционального компонента невербальных средств | Дидактические картинки |
10 | 8 | Средства невербального общения | Развивать двигательно-мышечный компонент невербальных средств общения. Развивать эмоциональный компонента невербальных средств. | 1.Упражнения, направленные на развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения 2. Упражнения, направленные на развитие эмоционального компонента невербальных средств | Дидактические картинки |
Средства вербальной коммуникации – 7ч. | |||||
11 | 1 | Средства вербальной коммуникации | Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура. | 1.Знакомство с понятием «вербальная коммуникация» 2. Составление монолога о себе. | Дидактические картинки, альбом |
12 | 2 | Средства вербальной коммуникации | Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура. | 1.Знакомство с понятием «речевая культура» 2.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата 3.Знакомство с речевыми конструкциями | Дидактические картинки |
13 | 3 | Средства вербальной коммуникации | Формировать знания о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура. | Составление диалогов с использованием речевых конструкций | Дидактические карточки |
14 | 4 | Диалог | Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики. | 1.Расширение знаний о понятии «Диалог» 2.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата 3.Составление диалогов | Альбом |
15 | 5 | Диалог | Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики. | 1.Знакомство с понятием «риторика» 2.Знакомство с понятием «слова-паразиты» 3.Чтение вслух | Зеркало |
16 | 6 | Диалог | Формировать представления о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики. | 1.Пересказ текста 2.Разучивание скороговорок 3.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата | Альбом |
17 | 7 | Средства общения | Развивать способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Развивать умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения. | 1.Формулирование просьбы. 2.Составление коллажа 3.Составление диалогов | Дидактически картинки, альбом |
Социальное взаимодействие – 5ч. | |||||
18 | 1 | Социальное взаимодействие | Развивать умение привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку. | 1.Составление диалогов 2.Проигрывание ситуаций | Дидактические карточки |
19 | 2 | Социальное взаимодействие | Развивать ценностные отношения школьника к другому человеку, стремление к открытому общению. | 1.Составление диалогов 2.Проигрывание ситуаций | Дидактические карточки |
20 | 3 | Социальное взаимодействие | Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться | 1.Составление диалогов 2.Проигрывание ситуаций | Дидактические карточки |
21 | 4 | Социальное взаимодействие | Развивать способность слушать учителя, воспитателя, собеседника не перебивая | 1.Составление диалогов 2.Проигрывание ситуаций | Дидактические карточки |
22 | 5 | Социальное взаимодействие | Формировать представления о допустимых и недопустимых формах поведения в школе, дома, на улице и т.д. | 1.Составление диалогов 2.Проигрывание ситуаций | Дидактические карточки |
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. – 9ч. | |||||
23 | 1 | Взаимодействие с партнером по общению | Развивать умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое. Совершенствовать пространственные, предметно - пространственные, социально-бытовые представления и умения, актуальные для социального взаимодействия с партнером по общению. | 1.Разыгрование диалогов 2.Составление диалогов 3.Знакомство с речевыми конструкциями | Дидактические картинки |
24 | 2 | Взаимодействие с партнером по общению | Развивать умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое. Совершенствовать пространственные, предметно - пространственные, социально-бытовые представления и умения, актуальные для социального взаимодействия с партнером по общению. | 1.Разыгрование диалогов 2.Составление диалогов 3.Знакомство с речевыми конструкциями | Дидактические картинки |
25 | 3 | Взаимодействие с партнером по общению | Развивать координации совместных с партнером действий. Развивать контролирующею и регулирующею роль зрения в совместных с партнером действиях. | 1.Знакомство с речевыми конструкциями 2.Составление диалогов 3.Дыхательная гимнастика | Дидактические картинки |
26 | 4 | Взаимодействие с партнером по общению | Развивать координацию совместных с партнером действий. Развивать контролирующею и регулирующею роль зрения в совместных с партнером действиях. | 1.Знакомство с речевыми конструкциями 2.Составление диалогов 3.Дыхательная гимнастика | Дидактические картинки |
27 | 5 | Взаимодействие с партнером по общению | Формировать компенсаторные способы устранения коммуникативных трудностей. Развивать зрительное и слуховое восприятие как способ ориентации в коммуникативной ситуации | 1.Прослушивание аудиозаписей 2.Составление диалогов 3.Знакомство с речевыми конструкциями | Дидактические картинки |
28 | 6 | Взаимодействие с партнером по общению | Формировать компенсаторные способы устранения коммуникативных трудностей. Развивать зрительное и слуховое восприятие как способ ориентации в коммуникативной ситуации | 1.Прослушивание аудиозаписей 2.Составление диалогов 3.Знакомство с речевыми конструкциями | Дидактические картинки |
29 | 7 | Ситуации общения | Формировать умение моделировать ситуацию общения. Эмпатия, самоконтроль | 1.Моделирование и проигрывание ситуаций 2.Состовление диалогов 3.Знакомство с речевыми конструкциями 4.Знакомсво с техниками самоконтроля | Дидактические картинки |
30 | 8 | Речевые модели | Формировать речевые модели. Развивать способность к координации очерёдности высказываний. | 1.Разучивание речевых конструкций 2.Подведение итогов 3.Составление диалога на выбор | Дидактические картинки |
31 | 9 | Эмоции в общении | Познакомить с эмоциями в процессе общения. Формировать представление о нормах поведения в определенных ситуациях. | 1.Моделирование и проигрывание ситуаций 2.Просмотр видеороликов и их анализ, разбор ошибок. | Дидактические картинки, видеоматериал |
Конфликты – 3ч. | |||||
32 | 1 | Конфликты | Расширять понятие конфликт и их последствиями. Развивать умение выслушать и понять собеседника Развивать умение решать конфликтную ситуацию | 1.Расширение понятия конфликт 2.Разбор ситуаций, приводящих к конфликту 3.Моделиование ситуаций 4.Составление диалогов | Дидактические картинки, видеоматериал |
33 | 2 | Конфликты | Познакомить со способами решения конфликтных ситуаций. Развивать умение учитывать мнение и интересы собеседника | 1.Знакомство со способами решения конфликта 2.Составление диалогов 3.Моделирование ситуаций | Дидактические картинки, видеоматериал |
34 | 3 | Итоговое занятие | В увлекательной форме повторить и обобщить знания по темам. | Ответы на вопросы викторины. | Персональный компьютер, |
5.Критерии оценивания учащихся по предмету
Оценивание не ведётся
6.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;
- Электронные справочники, электронные энциклопедии.
-Персональный компьютер
-Мультимедийный проектор.
-Сканер, принтер.
-Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.
-Аудиозаписи
-Видеофильмы соответствующего содержания
- Слайды соответствующего содержания
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию.
7.Лист коррекции Рабочей программы
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Рабочая программа метапредметного курса «Основы смыслового чтения» 5 класс
Программа по формированию навыков смыслового чтения в рамках основного и среднего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-161021-1427042180.jpg)
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 2 класс
В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/30/picture-797070-1635621902.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/20/picture-1256430-1592678212.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс (34 часа (1 час в неделю))...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-879734-1489465328.jpg)
Рабочая программа по курсу "Основы пректной деятельности" 4 класс
Рабочая программа по курсу "Основы пректной деятельности" 4 класс 2021-2022 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-327233-1382946215.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Основы коммуникации" вариант 6.4
Рабочая программа коррекционного курса "Основы коммуникации" вариант 6.4...