Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_2_v_klass.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дедовичская средняя школа №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ________Ю.М.Васильева
«_____»______________2016г.
Рабочая программа
по курсу «Основы православной культуры»
2в класс
Ложкина И.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373,на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011№19993)
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»
- Учебного плана МБОУ «Дедовичская средняя школа №2» на 2016-2017 учебный год.
- Годового календарного графика МБОУ «Дедовичская средняя школа №2» 2016-2017 учебный год.
- Авторской программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры» культурологического религиозно-познавательного школьного образования, 2009.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения.
Тема курса «Мир вокруг и внутри нас»
Цель: познакомить младших школьников с событиями Евангелия, как основой православной культуры.
Задачи:
-формировать и углублять представления младших школьников о культуре народов, раскрывать её особенности.
-формировать и углублять представление о православной вере.
-дать общее представление о юлианском календаре
-раскрывать взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека.
-воспитывать любовь к Родине, уважение к отечественным традициям.
-формировать ценностные установки на нравственное, доброе, красивое.
-обогащать лексический запас школьников.
-способствовать творческому развитию школьников.
-воспитывать общую культуру личности.
Общая характеристика учебного курса
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала. Условия реализации программы и основные методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания подрастающего поколения;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
- приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
- единства образовательного и воспитательного процессов;
- рефлексивного обучения;
- принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Предпочтительные методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руковод-ством учителя;
3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуж-дением (на этом же уроке) и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
7) работа с текстами.
По окончании изучения курса «История православной культуры» предполагается получение школьниками знаний о православных видах богослужения, православной этике, устройстве и назначении храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого Завета, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний ,учащиеся в результате освоения курса должны уметь обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2 класс — 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, уважать исторический и духовный опыт русского народа и других народов России;
педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодежи;
педагог широко использует иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный); - педагогу привлекает учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; - основное усвоение материала достигается на уроке под контролем учителя;
теоретические занятия дополняются посещением музеев, храмов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса основы православной культуры в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:
Предметные результаты:
- Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций.
- Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и ее роди в истории и современной России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
- Воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
- Овладение логическими действиями анализ, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Содержание учебного курса
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС»
Вводное занятие «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч.
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 29 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
Итоговое занятие – 1 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Учебно - тематический план
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. О чём рассказывает история религиозной культуры? | 1 | |
Раздел 1. Духовное в реальном мире (3ч) | |||
2 | Мир внешний и мир внутренний | 1 | |
3 | Человек- венец творения | 1 | |
4 | Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы | 1 | |
Раздел 2. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники (29ч) | |||
5 | Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы | 1 | |
6 | Благовещение Пресвятой Богородицы | 1 | |
7 | Рождество Христово | 1 | |
8 | Поклонение волхвов Младенцу Христу | 1 | |
9 | Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет | 1 | |
10 | Сретение Господне | 1 | |
11 | Рождество Иоанна Предтечи | 1 | |
12 | Крещение Иисуса Христа | 1 | |
13 | Усекновение честной главы Иоанна Предтечи | 1 | |
14 | Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа | 1 | |
15 | Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств | 1 | |
16 | Традиции празднования Рождества Христова в России | 1 | |
17 | Посещение православного храма | 1 | |
18 | Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской | 1 | |
19 | Исцеление расслабленного | 1 | |
20 | Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы | 1 | |
21 | Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам | 1 | |
22 | Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей | 1 | |
23 | Чудесное приумножение хлебов и рыб | 1 | |
24 | Преображение Господне | 1 | |
25 | Воскрешение Лазаря | 1 | |
26 | Торжественный вход Господень в Иерусалим | 1 | |
27 | Тайная вечеря | 1 | |
28 | Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды | 1 | |
29 | Суд и распятие Христа | 1 | |
30 | Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя | 1 | |
31 | Пасха Господня | 1 | |
32 | Вознесение Господне и сошествие Святого Духа | 1 | |
33 | События Евангелия и православные праздники | 1 | |
34 | Итоговый урок | 1 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дата | ||||
предметные | УУД | личностные | |||||
коммуникативные | регулятивные | познавательные | |||||
1 | Вводный урок. О чем рассказывает история религиозной культуры? | Научиться давать определения основных понятий православной культуры | задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывает и обосновывают свою точку зрения | ставят учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, составляют их последовательность и действуют по намеченному плану. | самостоятельно выделяют познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | 2.09 |
2 | Тема 1. Духовное в реальном мире. Мир внешний и мир внутренний | Научиться понимать основы духовной традиции православия. | строят монологические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение. | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | 9.09 |
3 | Человек – венец творения. | Научиться понимать основы духовной традиции православия. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | 16.09 |
4 | Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | осуществляют индивидуальную, групповую, парную; принимают и сохраняют учебную задачу.. | сознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников | положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | 23.09 |
5 | Тема 2 .Библия. Новый завет. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники. Евангелие – книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, православной культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе | 30.09 |
6 | Благовещение Пресвятой Богородицы. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | Смыслообразоване -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | 7.10 |
7 | Рождество Христово. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | умеют выводить следствия из имеющихся в условии учебного задания данных (понятия, процессы, явления), определять последовательность действий. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 14.10 |
8 | Поклонение волхвов Младенцу Христу. | Научиться давать определения основных понятий православной культуры | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 21.10 |
9 | Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | 28.10 |
10 | Сретение Господне. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 11.11 |
11 | Рождество Иоанна Предтечи. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание религиозных праздников | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 18.11 |
12 | Крещение Иисуса Христа. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 25.11 |
13 | Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | 2.12 |
14 | Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа. | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной). | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 9.12 |
15 | Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 16.12 |
16 | Традиции празднования Рождества Христова в России. | Научиться понимать роль православной культуры в истории России | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | 23.12 |
17 | Посещение православного храма. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 13.01 |
18 | Первое чудо Иисуса Христа в Канне Галилейской. | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | 20.01 |
19 | Исцеление расслабленного. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 27.01 |
20 | Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 3.02 |
21 | Укрощение бури и хождение Иисуса по водам. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | 10.02 |
22 | Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | осуществляют индивидуальную, групповую, парную; принимают и сохраняют учебную задачу.. | сознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников | положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | 17.02 |
23 | Чудесное приумножение хлебов и рыб. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 24.02 |
24 | Преображение Господне. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание религиозных праздников | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 3.03 |
25 | Воскрешение Лазаря. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | 10.03 |
26 | Торжественный вход Господень в Иерусалим. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание религиозных праздников | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 17.03 |
27 | Тайная вечеря. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 24.03 |
28 | Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды. | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | 7.04 |
29 | Суд и распятие Христа. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 14.04 |
30 | Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают | осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | 21.04 |
31 | Пасха Господня. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание религиозных праздников | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 28.04 |
32 | Вознесение Господне и сошествие Святого Духа. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | 5.05 |
33 | События Евангелия и православные праздники. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 12.05 |
34 | Итоговый урок | Научиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | 19.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного пороцесса
Учебно-методическая литература
- Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно- познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007
- Интернет сайт СВЕТОЧ
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- магнитная доска;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"
Программа по курсу «Основы православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры".
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Программы «Основы религи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федер...
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...