Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_alternativnaya-kommunikatsiya.docx | 194.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С 01.09.2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599
Стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, а также является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт направлен на развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Целями изучения данной коррекционно-развивающей области являются:
- воспитание уважения к родному языку, отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка, как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- овладение языком, как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «альтернативная коммуникация» (1 класс) составляют:
− Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
− Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребёнка:
∙ Декларация прав ребёнка от 20. ноября 1959 года; ∙ Декларация о правах инвалидов от 09.11.1971года;
∙ Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971года; ∙ Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 год.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включённая в реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от22.12.2015г № 4/15;
- Закон об образовании в Калининградской области; - Устав ГБУ КО «Школы-интерната №1»;
− Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год;
− Годовой календарный план – график ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год.
− Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
− Задачи:
1
− 1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
− 2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
− 3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
− 4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
− 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-
2
либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Место коррекционного курса в Учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть Учебного плана «Коррекционно-развивающие занятия»».
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс) рассчитана на 66 часов, (33 учебные недели, по 2 часа в неделю.).
Ориентировочное распределение часов по четвертям (без учёта расписания):
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
16часов | 16 часов | 18 часов | 16 часов | 66 часов |
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2) коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
∙ основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
∙ социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; ∙ формирование уважительного отношения к окружающим;
∙ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3
∙ освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
∙ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
∙ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты освоения» коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Аудирование | |
Способность понимать обращенную речь | Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. |
Дикция и выразительность речи | |
Умение определять интонацию | Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки; Уметь различать интонацию. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | |
Умение вступать в контакт | Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. |
Культура общения | |
Понимать смысл доступных жестов и графических изображений | Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. |
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
− деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; − деятельность осуществляется по подражанию:
− деятельность осуществляется по образцу;
− деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
− деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
− самостоятельная деятельность;
− умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД | Учебные действия и умения. | Виды заданий на уроке. | Способы оценки сформированности |
4
действий (с помощью каких заданий можно оценить) | |||
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. | Наглядные -практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место» |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы. | «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение вместе с педагогом. ( физкультминутки, динамические паузы) « Знакомство с книгой» « Найди в пенале» «Что лишнее?» Игра «можно- нельзя» «Прописи» |
- умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; | |||
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||
3. Формирование умения выполнять задание: | - в течение определенного периода времени, | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Кто внимателен» «Выбери правильный ответ» «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Бусины и ниточки», «Построй домик », «Раскрась по шаблону» «Соедини точки» |
- от начала до конца, | |||
- с заданными качественными параметрами. | |||
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с | -Умение следовать инструкции педагога. | Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. | Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч». |
5
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
используются условные обозначения:
− действие (операция) сформировано – «ДА»;»
− действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
− действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
6
Содержание коррекционного курса
1.Аудирование
Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.
В содержание работы по развитию навыков аудирования так же включены упражнения на слушание, понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируюсь только на ее вербальный компонент
2. Дикция и выразительность речи
Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
4 Культура общения
Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.
Учебно –тематическое планирование предмета «Альтернативная коммуникация»
п/п | Раздел | Всего часов | Из них | Контрольные работы | |
теория | практика | ||||
1 | Аудирование | 8 | 2 | 6 | 1 |
2 | Дикция и выразительность речи | 9 | 3 | 6 | 1 |
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | 8 | 2 | 6 | 1 |
4 | Культура общения | 41 | 10 | 31 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока. | Дата по плану | Дата факт. | Основные виды деятельности |
1 | Имена детей в речи учителя. | 19.09 | Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. Сформировать понятие «Я ученик» Экскурсия около школы. Наш кабинет. Просмотр мультика «Маша и медведь» «1 сентября-День знаний» | |
2 | Имена детей в речи учителя. | 21.09 | Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. формировать понятие «Я ученик». Проговариваем свои имена. Подготовиться к организационному мероприятию, походу в столовую. Правила хождения в группе. Беседа построенная в виде ответов на вопросы, с хоровым проговариванием ответов, называнием основных помещений в школе. Дыхательная гимнастика №1 «поиграем носиком» Организационный момент: покажи носик. Под сопровождение стихами делаем дыхательную гимнастику | |
3 | Различение предметов по цвету и форме | 26.09 | Цели: Выявление актуального уровня речевого развития и коммуникации обучающихся. Определить индивидуальные возможности и способности невербальных и вербальных средств коммуникации обучающихся Наличие желания вступать в коммуникацию, средства контакта, понимание обращенной речи, восприятие графических изображений. Рассмотрение картинок с изображением осени, что видят, возможность рассказать об увиденном, анализ эмоционального выражения. Рассматриваем картины на тему осень. Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя. Дыхательное упражнение «Подуй на листок». | |
4 | Составление композиций из 2- | 28.09 | Цели: Выявление актуального уровня речевого развития и |
8
3 деталей разного цвета | коммуникации обучающихся. Определить индивидуальны возможности и способности невербальных и вербальных средст коммуникации обучающихсяНаличие желания вступать в коммуникацию, средства конткта, понимание обращенной речи, осприятие графических изображений. Рассматриваем учебник «развитие речи» анализируем занятие детей летом. Узнавание осени на картинках, выбор картинки: -где нарисована собака -где дети идут в школу -где идет дождь Повторение пальчиковой гимнастики «дождь» | |||
5 | Выполнение инструкций по заданию учителя | 03.10 | Цель урока: Чтение мимических движений Символические социальные жесты и движения. Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест. • Да. • Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика. Динамическая пауза «Листочки» Пальчиковая гимнастика «дождик» | |
6 | Символические социальные жесты и движения. | 05.10 | Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Символические социальные жесты и движения. |
9
Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест. • Да. • Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика. | ||||
7 | Символические социальные жесты и движения. | 10.10 | Система жестов. Символические социальные жесты и движения. Уточнить использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Выполнение инструкций по жестам, и практических проб. Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, развитие мимических движений. | |
8 | Чтение телесных и мимических движений | 12.10 | Символические социальные жесты и движения. Чтение телесных и мимических движений. Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Упражнения на развитие выразительности телесных движений и мимики лица. Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: Иди к нам. • Дай ручку. • Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись. • Привет • До свидания (пока-пока). • Спасибо. |
10
• Мой. • Хорошо. | ||||
9 | «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | 17.10 | Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. Игра «Волшебный палец». Жесты: «Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху). Говори (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах. | |
10 | Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении | 19.10 | Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. Игра «Волшебный палец». Жесты: «Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах | |
11 | «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | 24.10 | Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. Игра «Волшебный палец». Жесты: «Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах |
11
12 | Практические навыки в адекватном использование простых бытовых жестов | 26.10 | Получить практические навыки в адекватном использование простых бытовых жестов. Развитие активности и выразительности жестов. Упражнения с фотографией, знакомство с пиктограммами («рот», «ноги», «плакать», «есть»), аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок. Выполнение предметных действий самими обучающимися, демонстрация действий в игре с куклами и игрушками, с опорой на картинки. Жесты: ложка, кушать. • Каша, варить кашу • Чашка, пить. • Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться. •Мыть руки. Расческа, Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону. • Машина, ехать на машине. • Барабан, играть на барабане. • Гармошка, играть удочке. •Колокольчик, звенеть в колокольчик. • Спать. • Плакать. • Поцеловать. • Упасть. • Идти. • Холодно, замёрз. | |
13 | Развитие речевого дыхания | 09.11 | Упражнения на развитие речевого дыхания (перечисление 2-3 предметов на одном дыхании) Передавать характерные черты и свойства присущие определённому субъекту. |
12
Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук: • зайчик, собака, свинка • кошка, курочка • петушок, мышка Движения телом: • лошадь, медведь, птичка. Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок. | ||||
14 | Развитие речевого дыхания | 14.11 | Упражнения на Развитие речевого дыхания (произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений) Передавать характерные черты и свойства присущие определённому субъекту. Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук: • зайчик, собака, свинка • кошка, курочка • петушок, мышка Движения телом: • лошадь, медведь, птичка. Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок. | |
15 | Различение громкой и тихой речи в игре. | 16.11 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Движения по «тропинкам». Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач. Выполнение движений по словесной инструкции и самостоятельно по указательному жесту. | |
16 | Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. | 21.11 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Игры-имитации движений животных. Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач. |
13
17 | Определение эмоциональных состояний по картинке. | 23.11 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Определение эмоциональных состояний по картинке, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие. Двигательные упражнения « Покажи как …»(кошка прыгает, медведь ходит и т.д.) Разучивание детских стихотворений | |
18 | Вопросительная и восклицательная интонация в речи | 28.11 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, туловища, головы. Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие. | |
19 | Понимание речи в играх. | 30.11 | Развивать понимание речи в играх. Подвижные игры и игры-импровизации. Разминка: танец маленьких утят. Как ходят? Как крякают? Имитационные упражнения. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях | |
20 | Выражение лица | 05.12 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие. | |
21 | Мимическая реакция на речь | 07.12 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие. | |
22 | Приветствие и прощание в школе и дома | 12.12 | Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, |
14
туловища, головы. Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие. | ||||
23 | Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания» | 14.12 |
| Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания» |
24 | Использование выразительных средств речи, помощников речи | 19.12 |
| Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») |
25 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!» Выявление представлений детей по теме | 21.12 |
| Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») |
26 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». | 26.12 |
| Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») |
27 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся | 28.12 |
| Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. !». Составление предложений по вопросам учителя Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») |
28 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». | 11.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку Игры и упражнения: |
«Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» | ||||
29 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». | 16.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» |
30 | «Играем в сказку: Теремок». | 18.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Выявление представлений детей по теме Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» |
31 | «Играем в сказку: Теремок». | 23.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты |
16
• «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» | ||||
32 | «Играем в сказку: Теремок». | 25.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Составление предложений по вопросам учителя -Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» |
33 | «Играем в сказку: Теремок». | 30.01 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку -Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» |
34 | «Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов | 01.02 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», |
17
• «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» | ||||
35 | «Играем в сказку: Теремок». | 06.02 |
| Развивать зрительное восприятие и внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам» |
36 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». | 08.02 |
| Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Выявление представлений детей по теме Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». |
37 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». | 13.02 |
| Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». |
38 | Составление предложений по вопросам «Школьная жизнь | 15.02 | Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». | |
39 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». | 27.02 | Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Сравнение 2-х предметов по заданному признаку Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». |
18
40 | Употребление вежливых слов | 01.03 | Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». | |
41 | Коллективное составление рассказа по теме | 06.03 | Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам». | |
42 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек» | 13.03 | Выявление представлений детей по теме Изучение и закрепление наиболее распространённых цветов, Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Хоровое проговаривание и называние цветов и расположений полосок с употреблением предлогов. Раскрашивание предметов по образцу. | |
43 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». | 15.03 | Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме Работа с цветными полосками, воспроизведение размещенных на образце сочетаний цветов, с индивидуальным проговариванием получившегося результата на основе речевого клише. Обведение предметов, контуров (рамки Монессори), называние и раскрашивание предметов. | |
44 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя | 20.03 | В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя Знакомство с видами штриховки. Обводка по штриховой линии, штриховка, раскрашивание. Работа с рамками Монтессори. Штрихование круга, квадрата внутри рамки. | |
45 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». | 22.03 | Сравнение 2-х предметов по за данному признаку -Презентация «Моя любимая игрушка» с опорой на изображение или саму игрушку. Слушание высказывания товарищей. Извлечение информации. Составление простейших загадок по алгоритму, |
19
отгадывание загадок полным ответом с использованием речевых клише. | ||||
46 | «Игры и игрушки: Употребление вежливых слов | 05.04 | Рассматривание картины «В магазине игрушек».». Беседа по картине. Составление связного описательного рассказа, путем ответов на вопросы по цепочке с использованием речевого клише. Игра на классификацию «Кто в каком домике живет?» | |
47 | «Я дома: Мой адрес» | 10.04 | Выявление представлений детей по теме Закрепление представлений о фруктах и овощах. Обведение соответствующих контуров. Игра на классификацию «Кто где живет?». Дорисовывание геометрических предметов до узнаваемого целого. Штриховка, раскрашивание. Вписывание круга в квадрат. | |
48 | «Я дома: Мой адрес». | 12.04 | Рассматривание учебных принадлежностей, которые необходимы для работы. Умение слушать. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Игра на классификацию предметов «Кто в каком домике живет?» ( «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Одежда»). Хоровое проговаривание названий, с похлопыванием слогового и интонационного деления. Условно –графическое списывание образцов с доски. | |
49 | Составление предложений по вопросам «Я дома: Мой адрес». | 17.04 | Знакомство с уроком. Беседа о правилах поведения на уроке. Рассматривание картинки с изображением дома. Сравнивание с учеником школы. Поисковая беседа «Найти сходства и различия». Ответы с использованием речевых клише. Слушание ответов товарищей. | |
50 | «Я дома: Мой адрес». | 19.04 | Рисование по точкам, обводка по контуру, штриховка получившихся изображений, раскрашивание получившихся предметов с сохранением контура предмета. Игра на классификацию «Кто где живет ?» на основе классификации учебных принадлежностей. | |
51 | «Я дома: Мой адрес». Употребление вежливых слов | 24.04 | Рисование по точкам, обводка по контуру, штриховка получившихся изображений, раскрашивание получившихся предметов с сохранением контура предмета. Соединение предмета |
20
и его формы. Пальчиковые гимнастики | ||||
52 | «Я дома: Мой адрес». Коллективное составление рассказа по теме. | 26.04 | Составление простейшего рассказа из 2-3 предложений о семье с опорой на фотографию. Называние родителей по имени и отчеству. Фронтальный опрос с полным ответом на вопрос «Кто это?» с использованием заученного речевого клише, постоянно напоминаемого учителем. | |
53 | Повторение пройденного материала | 03.05 | Штриховка новыми способами: слева- направо, справа – налево, штриховка с сохранением требуемой формы (отрывисто- елка, плотно – камень и т.д.) | |
54 | Право-лево | 08.05 | Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа. | |
55 | сверху -вниз, слева -направо. | 10.05 | Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа. | |
56 | предложение. | 15.05 | Знакомство с предложением. Составление предложений из сюжетно –ролевых карточек. Чтение по сюжетно ролевым карточкам. Сюжетные картинки. Раскладывание, составление связного рассказа. | |
57 | «Распорядок дня школьника». | 17.05 | Рассматривание сюжетно – ролевых картинок по теме «Режим дня». Составление связных высказываний по картинкам, с использованием предлогов «сначала, потом, после этого и т.д. практические упражнения, игра «Режим дня». Чтение по сюжетно-ролевым карточкам. Сюжетные картинки. Раскладывание, составление связного рассказа по карточкам. | |
58 | Мое любимое занятие | 22.05 | В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд, |
21
составление связных высказываний с опорой на сюжетные картинки, путем использования речевого клише. Презентация «Моё хобби». | ||||
59 | Круг, квадрат | 24.05 | Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру : круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа. | |
60 | «Сад», понятие о слоге, как части слова. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме по заданной теме с опорой на картинку. Умение слушать высказывание товарищей, извлекать из них информацию. Прохлопывание слогового и интонационного деления слова. | ||
61 | Точка, линия | Рассматривание различных видов орнамента, рисование орнамента из точек и горизонтальных линий. Составление своего орнамента. | ||
62 | Наклонные палочки | Работа в тетрадях. Прописывание (рисование) наклонных палочек по точкам. Составление орнамента из палочек и точек. | ||
63 | Рабочая строка | Прописывание палочек и точек в рабочей тетради. Рисование орнаментов из палочек и точек на рабочей строке. | ||
64 | Различение звуков окружающей действительности, понятие «звук» | Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой информации из прослушанного. Составление описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише. | ||
65 | Понятие «звук» | Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой информации из прослушанного. Составление |
22
описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише. | ||||
66 | Звуки неречевые и речевые. | Прослушивание дисков «Звуки природы», «Звуки человеческого голоса». Различение речевых и неречевых звуков. Выделение нужного звука. Отчетливое произнесение звуков. Хоровое проговаривание звуков. Определение места звука в слове. Рисование звуков пальчиковыми красками. | ||
23
Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
− функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи
− природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
− разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
− Учительский стол. − Учительский стул.
− Ученические парты 6 − Ученические стулья7 − Ноутбук
Дидактический материал
№ п/п | Наименование |
1 | Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: |
2 | Таблицы с буквами, животными, растениями |
Проверочный материал
№ п/п | Наименование |
1 | Печатные задания по программе |
Раздаточный материал
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины | |
2 | Геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики | |
3 | Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи |
Список литературы:
− Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Автор-составитель-Штягинова Е.А.Новосибирск..2012.-65с.
− Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]
− Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
− Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2007.-237с.
− Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005-304 с.
− Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
− Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г. 30 стр.
− Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с.
− Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса
специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение», 2012 год.
− Нищева Н.В.Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г.40стр.
− Нищева Н.В.Картотека предметных картинок. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013.50 стр.
27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида....
Адаптированная программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 2 класс.
Адаптированная программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация " разработана для обучающихся с глубокой умственной отсталостью осваивающих СИПР в соответствии ...
Адаптированная программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 4 класс.
Адаптированная программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация " разработана для обучающихся с глубокой умственной отсталостью осваивающих СИПР в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...