Адаптированная рабочая программа ( коррекционного курса) «Русский язык» (Вариант АООП НОО 7.1.)
рабочая программа (4 класс)

Раводина Светлана Ивановна

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598); адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4b_ravodina_s.i._russkiy_yazyk.docx99.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа №1 им Е. К. Зырянова»

 «Утверждаю»

                                                                                                                  Директор школы Зырянова Т. Н.,

                                                                                                                «______»  _____________  2020г.

                                                                                                                  __________________________

Адаптированная рабочая программа ( коррекционного курса) «Русский язык»

(Вариант АООП НОО 7.1.)

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик:

Раводина С.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                                                                                     Принята на педсовете

Протокол № ___от «____»____20 г.                                                                                Протокол № ___ от «____» _____20 г.

Березовка

2020г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598); адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.);  программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); авторской  программы по русскому языку для начального общего образования 1 - 4 класс / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  курса УМК «Начальная школа XXI века»; утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционного курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»;в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.

Данная программа адресована обучающимся, для которых рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с задержкой психического развития по варианту ФГОС 7.1. 

Изменения, внесенные в учебную программу: распределение часов выполнено с учетом рекомендаций авторской программы, используемого УМК и особенностей классного коллектива.

Для реализации программного содержания используются:

1.Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2.Пишем грамотно: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3.Учусь писать без ошибок- рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

4.Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение:/ Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2013.

6. Тетрадь для контрольных работ. В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития:

1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться  повышенной двигательной и речевой активностью.

3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему  предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний,  повышенной утомляемостью.

Адаптированная образовательная  программа коррекционного курса «Русский язык»  адресована обучающимся 4 «Б» класса Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией Березовского района данной обучающейся рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1).  

  Психологические особенности

Уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная  помощь педагога. Мотивация к учебной деятельности недостаточно  сформирована. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, детям требуется обучающая помощь;   самостоятельный перенос   осуществляет с использованием алгоритма под контролем педагога.

Общий уровень познавательной деятельности   ниже  возрастной нормы. Внимание   неустойчивое. При выполнении новых заданий наблюдается возврат к пройденному материалу, что свидетельствует о несформированном умении удерживать условия задачи, применять изученный материал в новой теме. Память удерживает небольшой объем материала, при постоянном его повторе. С большим трудом осуществляют мыслительные операции при использовании схем, алгоритмов, слов- подсказок, таблиц, кратких записей. Мыслительные процессы на основе символико- знаковой системы не сформированы. Операции обобщения, исключения, сравнения, умозаключения не сформированы. Ребята  высказывают свое мнение только по наводящей подсказке вопрос- ответ.  Темп психических процессов медленный, переключаемость с одного вида деятельности на другой   затруднена, быстро утомляются. Внимание нецеленаправленно, повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения на задании. Развитие мелкой моторики   соответствует возрастной норме. Дети контактны, но диалог поддерживают   неуверенно, дают односложные ответы.

 Особенности освоения содержания:

   Испытывают затруднения в фонетике, в морфологии, синтаксисе.  В силу своих индивидуальных особенностей  необходим постоянный повтор изученного материала. Развитие орфографических навыков очень слабое. Не выделяют орфограммы частей слова. Связная речь недостаточно сформирована. Лексический запас недостаточен. Умение построить полное, развернутое предложение недостаточно сформировано.  В программу обучения включены темы разделов для реализации пробелов предметных знаний.

           Условия организации деятельности для детей с задержкой психического развития по варианту ФГОС 7.1:

  1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;
  2. практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;
  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
  8. систематическая работа над развитием психических процессов;
  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Целями изучения коррекционного курса   «Русский язык» в начальной школе являются:

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- открытие детям русского языка как предмета изучения;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения коррекционного курса:

• развивать речь, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формировать у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формировать навыки культуры речи, умения  правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные высказывания и письменные тексты;

• воспитать позитивное отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

  • развивать зрительный анализ;
  • развивать память, внимание и работоспособность;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, умения действовать по устной и письменной инструкции.

Коррекционные задачи коррекционного курса «Русского языка» заключаются в формировании жизненных компетенций:

- исправление психического развития посредством специальных упражнений;

- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

- формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;

- коррекция психических нарушений (внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, поведение, мотивация и др.);

- коррекция координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие и др.)

3. Общая характеристика коррекционного курса «Русский язык»

Содержание коррекционного курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию

Учитывая особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР, при проведении уроков применяются средства для предотвращения утомления:

чередование двигательной и практической деятельности;

выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами;

 использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся;

повышение уровня активности;

Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приёмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с особенностями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как:

- игровые ситуации;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

Продолжительность урока составляет 40 минут.

4. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс относится к предметной области: «Русский язык и литературное чтение». В соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.)на изучение коррекционного курса «Русский язык» в начальной школе отводится 34 часа.

Данный  коррекционный курс по АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1.) введен с 4 класса 1 час в неделю. В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова» в учебном плане выделено 5 часов (4 часа содержание осваивается совместно с классом, 1 час – индивидуальный урок для детей с ЗПР)

Класс

Количество часов

4 класс

34 ч

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность данного курса состоит в том, что у учащихся  будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

                                          6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса  «Русский язык»

При изучении коррекционного курса «Русский язык» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении коррекционного курса «Русский язык» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:

  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

При изучении коррекционного курса «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

При изучении коррекционного курса «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Выпускник научится:        

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

- вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;

- владеть компьютерным письмом на русском языке;

- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;

- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

- создавать диаграммы, планы территории и пр.;

- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметные результаты

В результате изучения курса русского языка  обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Предметные результаты.

В результате изучения коррекционного  курса «русский язык» обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80– 90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75– 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

7.Содержание коррекционного курса«Русский язык»

2020– 2021учебный год

   4 класс

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

I. «Как устроен наш язык» (Система языка. Основы лингвистических знаний

Повторение изученного в 1-ом и 2-ом, 3 классах на основе фонетического

разбора слова

Соотносит количество гласных звуков и букв, согласных звуков и букв. Классифицирует согласные звуки русского языка. Воспроизводит звуковой состав слова с помощью транскрипции. Группирует слова по заданному критерию. Выполняет тестовые задания. Находит разницу между буквенной записью слова и транскрипцией. Применяет правило слогоделения. Осваивает порядок проведения фонетического анализа слова. Контролирует работы в процессе фронтальной проверки результатов поиска ошибок. Подчеркивает орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова». Составляет предложения с данными словами.

Применяет правила переноса слов. Изменяет формы слов. Делит слова для переноса. Выполняет работу в паре. Подбирает и называет слова для группировки. Самостоятельно находит и подчеркивает слова по заданию учителя. Контролирует свои действия при использовании правила переноса слов. Записывает слова под диктовку учителя. Самостоятельно составляет список слов, которые нельзя переносить.

ЛИЧНОСТНЫЕ

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;

2.Осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;

3.Ценит культурные и исторические памятники посёлка;

4. Уважает другие народы России;

5.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

6.Уважает ценности семьи;

7.Бережно относится к родной природе;

8.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

10. Выполняет нормы и требования школьной жизни;

11.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

12.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;

13.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

12. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1.Принимает и сохраняет учебную задачу;

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8.Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

4. Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.Формулирует собственное мнение и позицию;

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров;

10.Контролирует действия партнёра.

Личностные

1. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

2. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

3. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

4. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

5. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

6. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

7. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм.

8. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни.

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные:

1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет.

2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме;

3. На основе кодирования информации самостоятельно  строит модели понятий.

4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения.

5.Осуществляет анализ объекта(по нескольким существенным признакам).

6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям);

7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.

8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов).

Коммуникативные:

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

1.1. Фонетика и графика

Фонетический разбор слова

1.2. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с

нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика).

Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова посоставу. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Называет и находит основные части слова. Выполняет разбор слова по составу. Применяет полный алгоритм разбора слова по составу. Понимает и объясняет значение понятия «родственные слова». Приводит примеры родственных слов (существительные и глаголы). Подбирает слова с заданными корнями, в которых есть чередование согласных.

Выполняет полный разбор слова по составу по алгоритму. Перечисляет

последовательность действий при разборе слов по составу. Применяет самоконтроль при выполнении шагов алгоритма.

Дает развернутое толкование слова. Определяет части слова. Пишет слова с разными суффиксами без ошибок. Обосновывает выбор основания для классификации слов. Подбирает проверочные слова. Определяет место орфограммы в слове, применяет нужный способ проверки. Объясняет значения слов. Формулирует правило написания приставок. Классифицирует слова. Пользуется алгоритмом списывания при выполнении задания. Комментирует процесс выбора нужной буквы. Указывает часть слова, в которую входит орфограмма. Выбирает способ проверки. Доказывает правильность написания той или иной буквы. Приводит примеры на данное правило. Применяет правило правописания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Пользуется алгоритмом. Называет слова с орфограммой «Парные по звонкости / глухости согласные в корне слова».

Пишет сложные слова с соединительными гласными. Находит в словах два корня. Выявляет букву, которая является соединительной гласной. Составляет сложные слова. Определяет место орфограммы в слове. Различает проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Дает развернутое толкование слов. Классифицирует сложные слова по соединительной гласной

1.4. Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление

при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение

главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в

предложениях с однородными членами.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Наблюдает за началом текста. Соотносит заголовок с целевой установкой автора. Выделяет основную мысль текста с заголовком и началом текста. Редактирует текст, находит предложение, открывающее текст

Понимает понятие «предложение», Определяет границы предложения и правильно их оформляет. Заполняет таблицу «Разделы языка». Называет признаки предложения. Выбирает нужное слово из нескольких одинаковых по формальным признакам. Восстанавливает пословицы. Добавляет слова в предложения.

Различает предложения по цели высказывания и интонации. Определяет цель высказывания и интонацию предложения. Определяет границы предложения. Выбирает знак, который нужно поставить в конце предложения. Классифицирует предложения. Пишет предложения под диктовку. Списывает текст в тетрадь.

Редактирует текст с нарушенным порядком следования предложения, с лишними предложениями, нарушающими логику изложения. Списывает отредактированный текст.

Списывает текст без ошибок, пользуясь алгоритмом списывания. Понимает значение слова «абзац». Выделяет абзацы в тексте в соответствии с «микротемами» (новыми мыслями автора). Наблюдает за последовательностью абзацев в тексте. Исправляет неправильный порядок следования абзацев. Озаглавливает текст. Ставит вопросы к тексту. Определяет, о чем говорится в предложении, что делает тот или то, о ком и о чем говорится в предложении. Осознает понятие «Главные члены предложения». Умеет находить в предложении главные члены. Понимает, что такое «грамматическая основа предложения». Называет главные члены предложения. Придумывает и записывает предложения по данным грамматическим основам. Определяет предложения по цели высказывания и по интонации.

Выполняет пошагово алгоритм поиска главных членов предложения. Объясняет понимание выражения «Главные члены предложения». Находит в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое), определяет порядок их следования. Находит ошибки в выделении главных членов. Находит сказуемое, выраженное в предложении разными способами. Находит глаголы. Наблюдает за сказуемыми, выраженными глаголами. Выполняет разбор предложения по составу. Списывает предложения, выделяет в них подлежащее и сказуемое.

Понимает значение терминов «второстепенные члены предложения», «распространенное предложение», «нераспространенное предложение». Выписывает из предложения словосочетания, задавая вопрос от главного слова к зависимому. Составляет предложения по заданным словам. Находит и исправляет ошибки в постановке вопросов к второстепенным членам предложения.

Называет вопросы, на которые может отвечать обстоятельство. Выбирает обстоятельства места действия, цели действия и времени действия. Выполняет операцию контроля. Находит в предложении грамматическую основу и обстоятельство. Правильно ставит вопросы к словам в словосочетании. Определяет тип предложения по цели высказывания. Объясняет, что такое распространенные предложения.

Понимает определение как второстепенный член предложения. Находит определение по вопросам. Понимает способ графического выделения определения в предложении. Работает по алгоритму поиска определения в предложении. Ставит прилагательное в нужную форму. Устанавливает член предложения, от которого зависит определение.

Понимает дополнение как второстепенный член предложения. Находит в предложении дополнение. Объясняет отличие распространенного предложения и нераспространенного. Ставит вопросы от сказуемого и от подлежащего. Соотносит вопросы, задаваемые к словам при изменении их формы, с вопросами к словам, являющимся в предложениях дополнением. Вписывает в предложение дополнение. Придумывает предложение.Понимает значение термина «однородные члены предложения». Находит однородные члены предложения. Составляет предложения с однородными членами. Безошибочно находит в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирает графический знак для обозначения членов предложения. Соблюдает правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами. Составляет предложения со словарными словами (однородными дополнениями).

1.5. Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.  

Имя существительное: общее значение и употребление в речи.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род

неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен

существительных по числам.

Изменение имен существительных по падежам.  Определение падежа имени

существительного.  Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение

падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен

существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен

существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий,

-ья,  -ов,  -ин.  Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен

прилагательных. Словообразование имен прилагательных.  Морфологический разбор имён

прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения  1,2,3 лица

единственного и множественного числа. Значение и  употребление личных местоимений в

речи. Склонение личных местоимений.  

Союзы и,а,но и их роль в речи.

Наблюдает за изменением формы имен существительных. Изменяет число имени существительного. Понимает значение термина «число имени существительного». Образует формыединственного и множественного числа.

Различает имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа или только в форме множественного числа. Определяет число имен существительных. Находит и называет части речи в тексте. Заполняет сводную таблицу частей речи. Указывает признаки отнесения слова к данной части речи.

Наблюдает за правописанием формы множественного числа имен существительных, заканчивающихся на -мя. Записывает формы слов для опоры при самоконтроле. Соотносит формы множественного числа с формой единственного числа имен существительных на -мя.

Выписывает только имена прилагательные (глаголы). Делит имена существительные на группы. Распределяет слова по столбикам. Записывает слова в форме единственного числа. Находит лишнее слово (по роду и числу).

Понимает смысл термина «падеж». Наблюдает за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей. Выполняет работу в паре. Задает к слову вопрос как члену предложения.

Пошагово выполняет алгоритм определения падежа имени существительного в предложении. Наблюдает за системой падежей русского языка. Анализирует таблицу падежей. Определяет падеж конкретного слова в предложении. Осознает смысл понятия «косвенный падеж».

Обсуждает материалы таблицы «Три системы падежных окончаний». Различает имена существительные разных склонений. Твердо знает, что такое начальная форма слова. Устанавливает род существительного. Пошагово выполняет алгоритм определения типа склонения существительного.

Наблюдает за одушевленными и неодушевленными именами существительными. . Наблюдает за системой падежных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения. Составляет сводную таблицу. Правильно пишет безударные окончания имен существительных 3 склонения, пользуясь таблицей и опорными словами. Подбирает родственные слова к словарным словам.

Наблюдает за образованием форм и синтаксическим функционированием качественных прилагательных в разных формах степеней сравнения. Называет суффиксы простой сравнительной степени. Распределяет слова в три столбика с комментированием. Правильно использует формы степеней сравнения. Объясняет причины ошибок. Выполняет комплексную работу с текстом (анализирует формы имени прилагательного по данному образцу с опорой на материал предшествующих уроков).

Наблюдает за функцией и значением местоимений. Выписывает местоимения. Редактирует текст (исключает неоправданный повтор слов). Делает самостоятельный вывод. Сравнивает вывод с материалом учебника.

Распределяет местоимения по лицам. Заполняет таблицу местоимений. Решает проблемную задачу: могут ли личные местоимения, как заменители имен существительных, изменяться по падежам? Обобщает результаты наблюдений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1–3-их  классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные
  • программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие; -мя, -ья,-
  • ин, -ье, -ов

  буквы о, е  в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные в

падежных окончаниях имен прилагательных;

  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  знаки препинания  (запятая) в предложениях с  однородными  членами  предложения с

союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

Находит безударные гласные в корне слова. Определяет часть слова, в которой находится безударный гласный звук. Различает орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Безударные непроверяемые гласные в корне слова». Комментирует действия. Без ошибок пишет изученные словарные слова.

Правильно обозначает согласные и безударные гласные звуки в корне слова буквами. Обобщает результаты наблюдений и рассуждений. Формулирует правило. Безошибочно списывает текст. Определяет в словах наличие орфограмм. Выполняет самопроверку по алгоритму. Называет парные по звонкости / глухости согласные. Определяет место орфограммы в слове. Знает способ проверки и применяет его при выполнении задания. Выполняет работу в парах. Безошибочно пишет изученные словарные слова. Подбирает слова с орфограммой. Самостоятельно находит в книгах и записывает слова с орфограммой.

Рассказывает правило написания разделительного мягкого и разделительного твердого знаков. Выбирает нужный знак. Записывает слова, доказывающие наличие непроизносимого согласного. Правильно пишет словарные слова. Самостоятельно выбирает написание предлога или приставки.

Называет шипящие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются. Пошагово выполняет алгоритм применения правила. Находит в словах корни. Безошибочно находит ударный звук в слове. Называет типы орфограмм. Записывает слова под диктовку. Заполняет таблицу.

Наблюдает за способом обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Делает вывод: выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма. Работает над правописанием слов с этой орфограммой. Выделяет части слова. Применяет пошагово алгоритм действий при выборе буквы ыилиипосле [ц]. Находит группы родственных слов. Составляет предложения со словарным словом.

Пишет слова с удвоеннымисогласнымибб, нн, лл, рр, жж. Классифицирует слова. Составляет предложения с удвоенными согласными сс, мм, пп. Пошагово работает по алгоритму написания слов с удвоенными согласными. Называет слова в алфавитном порядке.

Наблюдает над особенностями суффикса -ок. Систематизирует результаты наблюдений. Без ошибок пишет слова с суффиксами -ек, -ик, -ок.

Выявляет признаки, определяющие написание суффиксов -еци -иц. Наблюдает за написанием -ичк, -ечк и выводит правило. Подбирает проверочные слова.

Наблюдает за словами с сочетаниями инк, енк и устанавливает признак, по которому определяется их написание. Работает со словарными словами. Правильно пишет слова с удвоенными согласными.

Осваивает способ проверки безударных гласных в окончании существительных. Запоминает алгоритм проверки. Пошагово выполняет алгоритм проверки безударного гласного в окончании имени существительного. Обобщает сведения о способах проверки. Подбирает и записывает существительные первого склонения. Составляет словосочетания с заданными существительными.

Применяет пошагово алгоритм написания безударных окончаний имен существительных 2 склонения. Называет корни слова, выделяет части слова. Подбирает к словарным словам родственные слова. Запоминает два способа проверки окончаний имен существительных 2 склонения.Правильно пишет имена существительные на ий, ия, ие. Определяет падеж имен существительных. Находит окончание в словах.

Способен к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирует  ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе.

Работает в паре при выполнении орфографического тренинга. Определяет критерии оценивания совместной работы. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Формирует  умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

III. «Развитие речи»

3.1. Устная речь

3.2. Письменная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения

коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях

учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении

парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении

(sms-сообщения, электронная почта, Интернет  и другие виды и способы связи),  в условиях

общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Продолжение работы над структурой текста, начатой в  2 и 3-ем классах: озаглавливание текстов,

написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным

порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.

Выражение собственного мнения, его аргументация.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текс тов

заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами

письменной работы.

Знакомство с жанром письма  и поздравления. Письмо своему родственнику(р.к.)

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства

и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 и 3 классах): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов,

устаревших слов и фразеологизмов.

Сравнивает стихотворение и заголовок. Озаглавливает текст. Наблюдает за составленным учеником текстом и его планом. Отличает текст-описание. Определяет тип текста. Анализирует варианты окончания текста.

Называет признаки текста – повествования и рассуждения. Составляет план текста. Определяет основную мысль текста и соотносит ее с выбранным заголовком. Формулирует основную мысль каждого абзаца – пункты плана.

Анализирует связь заголовка с текстом. Подбирает и комментирует заголовки. Наблюдает за началом текста. Соотносит заголовок с целевой установкой автора. Выделяет основную мысль текста с заголовком и началом текста. Редактирует текст, находит предложение, открывающее текст.

Редактирует текст с нарушенным порядком следования предложения, с лишними предложениями, нарушающими логику изложения.

Устанавливает, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Умеет принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Воспринимает  русский язык  как явление национальной культуры. Владеет коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.

Списывает текст без ошибок, пользуясь алгоритмом списывания. Понимает значение слова «абзац». Выделяет абзацы в тексте в соответствии с «микротемами» (новыми мыслями автора). Наблюдает за последовательностью абзацев в тексте. Исправляет неправильный порядок следования абзацев. Озаглавливает текст. Ставит вопросы к тексту.

Наблюдает за языковым оформлением писем в зависимости от адресата. Редактирует тексты. Анализирует вариант образцового письма. Пишет письмо по образцу.

Наблюдает за порядком изложения мысли в тексте письма. Редактирует неправильные тексты. Составляет план текста по заданному содержанию. Обобщает результаты обсуждения письма девочки.

Списывает текст по алгоритму списывания без ошибок. Корректирует написанное. Объясняет свой выбор.

Пишет изложение после предварительной подготовки. Отвечает на вопросы к тексту. Составляет примерный план. Объясняет смысл выражений. Подбирает синонимы к словам. Выбирает из текста опорные слова и выражения.

Отвечает на вопросы. Составляет примерный план. Объясняет возможные лексико-орфографические затруднения. Подбирает синонимы к словам. Выбирает из текста опорные слова. Записывает изложение. Проверяет написанное.

IV. Резервные уроки

8. Тематическое планирование коррекционного курса    «Русский язык»

2020 – 2021 учебный год

4 класс

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата прохождения

План

факт

«Правописание»-1ч

1.

Вспоминаем изученные орфограммы.

Отработка навыка определения орфограмм: орфограммы корня, приставки, суффикса, окончания, применять алгоритмы проверки.

Анализирует орфограммы корня, приставки, суффикса, окончания. Объясняет  правописание   и  способ  проверки   безударных  гласных  и  парных согласных в  корне   слова.

Применяет  на  практике  правила   проверки безударных    гласных   и   парных   согласных в   корне   слова.

1

04.09

2.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Отработка алгоритма проверки написания окончаний имен существительных 2 склонения.

Классифицирует  существительные   по   родам.

Наблюдает   за   существительными   и устанавливает , изменяются  ли    они    по родам.

Формулирует    вывод     по   результатам наблюдений.

Продолжает    высказывания ,    данные   в учебнике.

Определяет    род   и    число, склонение     имен существительных.

Толкует    (объясняет   значение    слов    и устойчивых    фразеологических    выражений.

1

11.09

Как устроен наш язык- 1ч

3.

 Морфологический разбор имени существительного.

Отработать алгоритма морфологического разбора имени существительного.

Выполняет морфологический разбор имени существительного.

1

18.09

Правописание- 1 ч

4.

 Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Отработать алгоритма написания окончаний имён прилагательных.

Наблюдает,     анализирует    и     устанавливает: изменяются    ли прилагательные   по   числам;    что изменяется    в   прилагательном при изменении     числа      ( формы числа прилагательного )

Объясняет    в   процессе   наблюдений   и анализа,    почему  окончания  прилагательных  в   единственном   числе называются    родовыми.

Применяют    полученные   знания     на практике:  определяет    род   и  число  имени  прилагательного.

1

25.09

«Правописание» 1 ч

5.

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Отработка алгоритма  написания окончаний имён прилагательных.

Наблюдает,     анализирует    и     устанавливает: изменяются    ли прилагательные   по   числам;    что изменяется    в   прилагательном при изменении     числа      ( формы числа прилагательного )

Объясняет    в   процессе   наблюдений   и анализа,    почему  окончания  прилагательных  в   единственном   числе называются    родовыми.

Применяют    полученные   знания     на практике:  определяет    род   и  число  имени  прилагательного;    

1

02.10

«Развитие речи» 1 ч

6.

Текст. Учимся писать письма.

Отработка умения озаглавливать текст, выделять главную мысль  текста, оставлять  предложения и последовательно передавать содержание текста.

Составляет    рассказ    на   заданную   тему.

Определяет   тип    текста.

Подготавливает    свой вариант     выполнения     задания,    обсуждает и    оценивает  результат    выполнения работы.

1

09.10

«Правописание» - 1ч

7.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Отработка понятия однородные члены предложения, умения ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Наблюдает за знаками препинания при однородных членах предложения.

Применяет правило.

1

16.10

«Как устроен наш язык»-1ч

8.

 Глагол.

Отработка умения  находить глаголы, задавать вопросы к глаголам.

Наблюдает  за глаголами. Выделяет    в    предложении

  (в тексте)  и записывает  глаголы,   обозначающие  действие    предмета  и   изменение   признака предмета.

1

23.10

Резерв- 1 ч

9.

(Правописание). Контрольный  диктант по теме:

« Правописание не с глаголами».

Отработка умения писать частицу НЕ с глаголами.

Применяет полученные знания.

30.10

«Правописание»-2 ч

10.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Знакомство  с алгоритмом написания ь в глаголах после шипящих.

Определяет   по    таблице   личные   окончания   глаголов   в    форме  1, 2, 3 – го  лица   единственного   и    множественного числа.

Наблюдает и устанавливает,   как изменяются   окончания      глаголов   во 2 лице, единственное число.

1

13.11

11.

Правописание –тьсяи -тся в глаголах.

Отработка умения писать –ться и -тся в глаголах.

применяет правило написания

  -тся, -ться

1

20.11

12.

 Правописание глаголов.

Развитие  орфографической зоркости при написании глаголов.

Наблюдает за правописанием глаголов.

1

27.11

13.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Отработка правописания безударных окончаний глаголов.

Наблюдает за правописание безударных окончаний глаголов.

Применяет правило правописания безударных окончаний глаголов.

1

04.12

Резерв- 1 ч

14.

Списывание по теме «Правописание глаголов».

Проверка практического умения правописания безударных окончаний глаголов.

Применяет правила списывания текста. Проводит анализ предложений.

Осуществляет самопроверку.

1

11.12

«Как устроен наш язык»-1 ч

15.

Прошедшее время глагола.

Отработка умения определять глаголы прошедшего времени, задавать вопросы глаголам прошедшего времени.

Определяет прошедшее время глаголов.

1

18.12

Правописание- 1 ч

16.

Правописание суффиксов глаголов.

Отработка умения писать суффиксы глаголов.

Применяет правило написания суффиксов в глаголах.

1

25.12

«Как устроен наш язык»-1 ч

17.

Повелительное наклонение глагола.

 Отработка умения различать глаголы повелительного наклонения.

Определяет повелительное наклонение глаголов.

Образует глаголы повелительного наклонения.

1

22.01

15.01

Резерв- 1ч

18.

(Правописание).

Диктант (текущий) по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».

Проверка навыка правописания окончаний глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов, безударных личных окончаний глаголов.

Применяет изученные правила.

1

29.01

22.01

«Как устроен наш язык»-2 ч

19.

Повторение изученных признаков глагола на основе морфологического разбора  (проверь себя).

Отработка морфологического разбора глагола.

Анализирует признаки глагола.

Выполняет морфологический разбор.

1

05.02

29.02

20.

Наречие.

Отработка умения  находить наречие, как часть речи, задавать вопросы.

Дает определение – наречие.

Анализирует основные признаки части речи-наречия.

Образует наречие.

1

12.02

05.02

«Развитие речи»-  1ч

21.

 Текст. Учимся писать письма. Отработка умения определять   главную мысль текста :записывать текст с расстановкой знаков препинания в нем, высказывая свои мысли, впечатления.

Составляет    рассказ    на   заданную   тему.

Определяет   тип    текста.

Работает в    паре:  подготавливает    свой вариант     выполнения     задания,    обсуждает и    оценивает  результат    выполнения работы.

1

19.02

12.02

«Правописание» 1 ч

22.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Отработка навыка написания ь знака после шипящих у наречий.

Применяет правило правописания мягкого знака в наречиях.

1

26.02

19.02

«Развитие речи»-  1ч

23.

Текст. Учимся писать письма.

Отработка  умения определять   главную мысль текста :записывать текст с расстановкой знаков препинания в нем, высказывая свои мысли, впечатления.

Составляет    рассказ    на   заданную   тему.

Определяет   тип    текста.

Работает в    паре:  подготавливает    свой вариант     выполнения     задания,    обсуждает и    оценивает  результат    выполнения работы.

1

05.03

26.02

«Правописание» 1 ч

24.

Правописание числительных.

Отработка  умения записывать  числительные.

Применяет правило правописания имени числительного.

1

12.03

05.03

«Как устроен наш язык»-1 ч

25.

 Связь слов в предложении. Словосочетание.

Отработка умения устанавливать связь слов в предложении при помощи вопроса.

Составляет    словосочетания прилагательных  с    существительными  в именительном ,    родительном , дательном , винительном , творительном   и    предложном падежах.

Наблюдает    (анализирует ) и устанавливает, как изменяется   прилагательное   в  словосочетании    с     существительным    при изменении    падежа   существительного. Анализируем виды связей слов в словосочетаниях.

1

19.03

12.03

Резерв- 1 ч

26.

Проверочная работа по теме: «Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании».

Отработка  умения устанавливать связь слов в предложении при помощи вопроса, находить словосочетания.

Применяет  знания ,устанавливает связь слов в предложении при помощи вопроса, находит словосочетания.

1

02.04

19.03

«Правописание»-2 ч

27.

 Правописание слов в словосочетаниях.

Отработка умения устанавливать связь слов в словосочетаниях  при помощи вопроса.

Составляет словосочетания.

1

09.04

09.04

28.

 Правописание слов в словосочетаниях.

Отработка правописания слов в словосочетаниях.

Составляет    словосочетания.

Наблюдает    (анализирует ) и устанавливает, как изменяется   прилагательное   в  словосочетании    с     существительным    при изменении    падежа   существительного.

Анализируем виды связей слов в словосочетаниях.

1

16.04

16.04

Правописание- 4 ч

29.

 Знаки препинания в сложном предложении.

Отработка навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.

Знает правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Расставляет знаки препинания в сложном предложении.

1

23.04

23.04

30.

Как связаны части сложноподчинённого предложения. 

Отработка умения устанавливать связь частей сложного предложения.

1

30.04

30.04

31.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Отработка навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.

1

07.05

07.05

32.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Отработка навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.

1

14.05

14.05

Резерв- 2 ч

33.

Окончания имен прилагательных.

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Отработка правописания  орфограмм в окончаниях имен прилагательных.

Выполняет упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных за курс начальной школы. Работает с наглядными схемами, памятками. Применяет  правила  правописания частей речи. Работает с предложениями, текстом. Выполняет морфологические разборы частей речи. Проводит синтаксический разбор предложения.

1

21.05

21.05

34.

Морфология.

(Как устроен  наш  язык).

Морфологический разбор глаголов и наречий.

Повторение  навыков морфологического разбора глаголов, наречий.

1

28.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса«Математика» (Вариант АООП НОО 7.1.)

Адаптированная образовательная  программа ( коррекционного курса) «Математика»разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Росси...

Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...