Адаптированная рабочая программа коррекционного курса«Математика» (Вариант АООП НОО 7.1.)
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная образовательная программа ( коррекционного курса) «Математика»
разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598); адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4b_ravodina_s.i._matematika_1.docx | 82.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа №1 им Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.,
«______» _____________ 2020
__________________________
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса«Математика»
(Вариант АООП НОО 7.1.)
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчик:
Раводина С.И.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ___от «____»____20 Протокол № ___ от «____» _____20
Березовка
2020
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа ( коррекционного курса) «Математика»
разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598); адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.); программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.);авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2012г., положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционного курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»; в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа коррекционного курса «Математика»
адресована обучающимся 4 класса. Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией Березовского района данной обучающейся рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1).
Психологические особенности
Уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная помощь педагога. Мотивация к учебной деятельности недостаточно сформирована. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, детям требуется обучающая помощь; самостоятельный перенос осуществляет с использованием алгоритма под контролем педагога.
Общий уровень познавательной деятельности ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое. При выполнении новых заданий наблюдается возврат к пройденному материалу, что свидетельствует о несформированном умении удерживать условия задачи, применять изученный материал в новой теме. Память удерживает небольшой объем материала, при постоянном его повторе. С большим трудом осуществляют мыслительные операции при использовании схем, алгоритмов, слов- подсказок, таблиц, кратких записей. Мыслительные процессы на основе символико- знаковой системы не сформированы. Операции обобщения, исключения, сравнения, умозаключения не сформированы. Ребята высказывают свое мнение только по наводящей подсказке вопрос- ответ. Темп психических процессов медленный, переключаемость с одного вида деятельности на другой затруднена, быстро утомляются. Отмечаются трудности в восприятии целостного объекта. Затрудненно образное мышление. Внимание нецеленаправленно, повышенная отвлекаемость наблюдается, трудности сосредоточения на задании.
Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме. Дети контактны, но диалог поддерживают неуверенно, дают односложные ответы.
Особенности освоения содержания:
Испытывают затруднения в решении арифметических задач. С трудом и в сопровождении педагога выстраивают логическую цепочку решения задач.
В силу своих индивидуальных особенностей необходим постоянный повтор тем на сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел. Применения алгоритма сложения, вычитания, умножения и деления. В программу обучения включены темы разделов для реализации пробелов предметных знаний.
Учитывая особенности обучающихся с ЗПР, на уроке обеспечивается восприятие, осмысление и запоминание учебного материала, и умений его применять, но формируются умения учащихся учиться, осуществляется переключение с одной сенсорной системы на другую, включение игровых ситуаций, отдых и релаксация.
С целью формирования учебной мотивации у обучающихся, используются разнообразные приемы для активизации учебной деятельности: использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на поиск закономерностей, хорошо усвоенных учащимися, индивидуальная самостоятельная работа с использованием раздаточного индивидуально подобранного материала (использовать красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты).
Чтобы организовать внимание ребенка с ЗПР, на уроке обеспечивается вовлечение его в деятельность, пробуждение интерес к процессу и результатам деятельности:
- уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;
- учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;
- подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;
- использовать разнообразные формы поощрения;
- создавать положительное отношение к уроку; разнообразить формы домашних заданий.
Основными целями коррекционного курса математики являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
В результате обучения математике реализуются следующие задачи:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- развитие вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел
- развитие математической речи;
- развитие умения решать задачи на пропорциональное деление (Егор)
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках математики заключается в следующем:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
3.Общая характеристика коррекционного курса «Математика»
Начальный курс математики является курсом, интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
4. Описание коррекционного курса «математика»в учебном плане
В соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянов (Вариант 7.1) на изучение данного коррекционного курса « Математика» в 4 классе выделено - 136 часов (3 часа осваивает программу с классом, один час коррекционные занятия). Количество часов на данный индивидуальный коррекционный курс – 34 часа в год.
Программа рассчитана:
Класс | Количество часов |
4 класс | 34 |
5. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Математика»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот коррекционный курс играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ коррекционного курса «Математика»
При изучении коррекционного курса «Математика» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «математика» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
При изучении учебного предмета «математика» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
При изучении коррекционного курса «Математика» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Выпускник научится:
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
- вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;
- владеть компьютерным письмом на русском языке;
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать диаграммы, планы территории и пр.;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Предметные результатыкоррекционного курса «Математика»
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1– 2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
7. СОДЕРЖАНИЕ коррекционного курса «Математика»
НА 2020- 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 класс
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Число и счет. | Целые неотрицательные числа Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа. Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов. Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М. Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами. Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения | Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды. Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке. Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Читать числа, записанные римскими цифрами. Различать римские цифры. Конструировать из римских цифр записи данных чисел. Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения | Личностные УУД: 1.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия; 2.Уважает ценности семьи; 3.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни; 4. Выполняет нормы и требования школьной жизни; 5.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности; 6.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию; 7.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения; 8. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе. Регулятивные УУД: 1.Принимает и сохраняет учебную задачу; 2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; 4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; 6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи; 7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, 8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, 9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке; 10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД: 1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ; 3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 4. Строит сообщения в устной и письменной форме; 5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач; 6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); 7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 8. Осуществляет синтез как составление целого из частей; 9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; 14.Устанавливает аналогии; 15.Владеет рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД: 1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; 2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); 3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; 4.Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии 5.Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; 6.Формулирует собственное мнение и позицию; 7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; 9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров; 10.Контролирует действия партнёра. |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства | Сложение и вычитание Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора) | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами | |
Умножение и деление Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число. Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора) | Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами | ||
Свойства арифметических действий Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв) | Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях | ||
Числовые выражения Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них). Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями | Анализировать составное выражение, выделять в нём структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий. Конструировать числовое выражение по заданным условиям | ||
Равенства с буквой Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15, 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные | Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву. Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления. Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями. Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи | ||
Величины | Масса. Скорость Единицы массы: тонна, центнер. Обозначения: т, ц. Соотношения: 1 т = 10 ц, 1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения: км/ч, м/мин, м/с. Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t, S = v · t, t = S : v | Называть единицы массы. Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах. Вычислять массу предметов при решении учебных задач. Называть единицы скорости. Вычислять скорость, путь, время по формулам | |
Измерения с указанной точностью Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью | Различать понятия «точное» и «приближённое» значение величины. Читать записи, содержащие знак. Оценивать точность измерений. Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения | ||
Масштаб. План Масштабы географических карт. Решение задач. | Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Различать масштабы вида 1 : 10 и 10 : 1. Выполнять расчёты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты. | ||
Работа с текстовыми задачами | Арифметические текстовые задачи Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение. Понятие о скорости сближения (удаления). Задачи на совместную работу и их решение. Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара. Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения. | Выбирать формулу для решения задачи на движение. Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого. Моделировать каждый вид движения Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях. Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи. Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения. Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений). Искать и находить несколько вариантов решения задачи | |
Геометрические понятия | Геометрические фигуры Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины). Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки | Различать и называть виды углов, виды треугольников. Сравнивать углы способом наложения. Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла. Выполнять классификацию треугольников. Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение. Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения. Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части. Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки | |
Пространственные фигуры Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Пирамида, цилиндр, конус. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.). Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды. Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса. Изображение пространственных фигур на чертежах | Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях. Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, рёбер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название основания, боковая поверхность). Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду. Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже | ||
Логико-математическая подготовка | Логические понятия Высказывание и его значения (истина, ложь). Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность. Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов | Приводить примеры истинных и ложных высказываний. Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность. Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи | |
Работа с информацией | Представление и сбор информации Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2, 3). Простейшие графики. Таблицы с двумя входами. Столбчатые диаграммы. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам | Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм. Заполнять данной информацией несложные таблицы. Строить простейшие графики и диаграммы. Сравнивать данные, представленные Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей. Конструировать последовательности по указанным правилам |
8. Тематическое планирование коррекционного курса «Математика»
2020 – 2021 учебный год
4 класс
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы | Дата прохождения | |
План | Факт | ||||
Число и счет -2ч. | |||||
1. | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. Отработка умения представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых | Выделяет и называет в записях многозначных чисел классы и разряды. Называет следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке. Использует принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Читает числа, записанные римскими цифрами. Различает римские цифры. Конструирует из римских цифр записи данных чисел. Сравнивает многозначные числа способом поразрядного сравнения. | 1 | 07.09 | |
2. | Сравнение многозначных чисел. Решение примеров. Отработка алгоритма сложения многозначных чисел. | 1 | 14.09 | ||
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства-2 ч | |||||
3. | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы сложения. Повторение разрядов многозначных чисел. | Складывает многозначные числа в пределах миллиарда. Проверяет сложение многозначных чисел. Применяет переместительно свойство сложения. Выполняет вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Проверяет проверку вычитания многозначных чисел | 1 | 21.09 | |
4. | Проверка правильности выполнения вычитания. Закрепление изученного материала. Отработка алгоритма вычитания многозначных чисел. | 1 | 28.09 | ||
Работа с текстовыми задачами. Задачи на движение –2ч | |||||
5. | Скорость равномерного прямолинейного движения. Отработка алгоритма вычитания многозначных чисел. | Знает понятия: время , скорость , расстояние. Знает единицы их измерения. Применяет формулы при решении простых задач на движение. | 1 | 05.10 | |
6. | Задачи на движение. Вычисление расстояния по формуле S = v · t Отработка применения формулы нахождения расстояния. | 1 | 12.10 | ||
Геометрические понятия. Координатный угол- 2 ч. | |||||
7. | Построение точки с указанными координатами. Практическая работа. Отработка построения точек по указанным координатам. | Знает понятия: координатный угол, координата, оси координат. Находит и строит координатные точки. | 1 | 19.10 | |
8. | Построение простейших графиков, столбчатых диаграмм. Практическая работа. Отработка навыка построения диаграмм. | Работает с информацией, таблицами, диаграммами, графиками. | 1 | 26.10 | |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Свойства арифметических действий-3ч | |||||
9. | Сочетательные свойства умножения. Отработка применения сочетательного свойства умножения. | Знает переместительное свойство сложения и умножения. Применяет эти свойства при решении. Знает сочетательное свойство сложения и умножения. Применяет эти свойства при решении. | 1 | 09.11 | |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Распределительные свойства умножения-2 ч | |||||
10. | Распределительные свойства умножения. Отработка применения распределительного свойства умножения. | Знает распределительное свойство умножения. Применяет это свойства при решении. Умножает числа на 1000, 10000,100000. Склеивает модель параллелепипеда и куба по их развертке. Знает понятие – развертка. | 1 | 16.11 | |
11. | Анализ контрольной работы. Умножение на 1000, 10000, … Отработка вычислительного навыка умножения круглых чисел. | 1 | 23.11 | ||
Величины. Единицы массы-1ч | |||||
12. | Единицы массы: тонна и центнер. Обозначения: т, ц. Отработка единиц массы. Обозначение т, ц. | Знает единицы массы. Соотносит их. | 1 | 30.11 | |
Работа с текстовыми задачами. Задачи на разные виды движения- 2 ч | |||||
13. | Задачи на движение в противоположных направлениях. Закрепление. Отработка решения задач на движение в противоположных направлениях. | Решает задачи на разные виды движения ( противоположного, встречного, параллельного движения) | 1 | 07.12 | |
14. | Задачи на разные виды движения двух тел. Отработка решения задач на движение. | 1 | 14.12 | ||
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное- 1 | |||||
15. | Анализ контрольной работы. Умножение многозначного числа на однозначное. Отработка алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. | Применяет алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число, на двузначное число, трехзначное число. Выполняет проверку умножения многозначного числа на однозначное число, на двузначное число, трехзначное число. | 1 | 21.12 | |
16. | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на двузначное. Отработка алгоритма умножения на двузначное число. | 1 | 28.12 | ||
17. | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. Отработка алгоритма умножения на трехзначное число. | 1 | 11.01 | ||
18. | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. Отработка алгоритма умножения на трехзначное число. | 1 | 18.01 | ||
Геометрические понятия. Конус- 1 ч | |||||
19. | Анализ контрольной работы. Конус. Отработка навыка умножения многозначных чисел. | Знает понятие конус. Составляет конус с развертки. | 1 | 25.01 | |
Работа с текстовыми задачами Задачи на разные виды движения-1 ч | |||||
20. | Задачи на разные виды движения двух тел. Самостоятельная работа. Отработка алгоритма решения задач на движение. | Решает задачи на разные виды движения ( противоположного, встречного, параллельного движения) | 1 | 01.02 | |
Логико-математическая подготовка Высказывание- 2 ч | |||||
21. | Истинные и ложные высказывания. Закрепление. Отработка навыка составления истинных и ложных высказываний. | Знает понятие – высказывание. Различает истинные и ложные высказывания. Составляет высказывания | 1 | 08.02 | |
22. | Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний Контрольный устный счет (математический диктант) №3. Отработка навыка составления составных высказываний. | 1 | 15.02 | ||
Логико-математическая подготовка Задачи на перебор вариантов- 1 ч | |||||
23. | Решение логических задач перебором возможных вариантов. Самостоятельная работа. Отработка навыка решения логических задач. | Решает логические задачи на перебор вариантов. | 1 | 22.02 | |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Деление суммы на число- | |||||
24. | Деление на 1000, 10000,… Отработка навыка деления на круглые числа. | Применяет свойство деления суммы на число. Делит на 1000, 10000, 100000. | 1 | 01.03 | |
Геометрические понятия Масштаб. Цилиндр. – 1 ч | |||||
25. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Цилиндр. Отработка навыка деления многозначного числа на однозначное и круглые числа. | Знает понятие цилиндр. Составляет цилиндр с развертки. | 1 | 15.03 | |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Деление многозначных чисел- | |||||
26. | Деление на двузначное число. Отработка алгоритма деления на двухзначное число. | Знает алгоритм деления на однозначное число, на двузначное число, на трехзначное число. Применяет алгоритм деления на однозначное число, на двузначное число, на трехзначное число. Применяет способы проверки деления. | 1 | 31.03 | |
27. | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на двузначное число. Отработка алгоритма деления на двухзначное число. | 1 | 01.04 | ||
28. | Способы проверки правильности результатов вычислений. Отработка навыка проверки деления. | 1 | 02.04 | ||
29. | Текущая проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». Отработка алгоритма деления на двухзначное число. | 1 | 05.04 | ||
30. | Способы проверки правильности результатов вычислений. Отработка навыка проверки деления. | 1 | 12.04 | ||
Геометрические понятия Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей- 1ч | |||||
31. | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Отработка навыка работы с циркулем и линейкой. | Делит отрезки с помощью циркуля и линейки, на равные части. | 1 | 19.04 | |
Равенство- 1 ч | |||||
32. | Составление буквенных равенств. Отработка навыка составления буквенных равенств. | Знает понятие равенство, равенство содержащее переменную. Решает уравнения. Применяет правила нахождения компонентов. | 1 | 26.04 | |
Геометрические понятия. Треугольник – 1 ч | |||||
33. | Виды треугольников . Отработка навыка построения треугольников. | Знает виды треугольников. Выполняет построение углов и треугольников. | 1 | 17.05 | |
Резерв- 1ч | |||||
34. | Контрольная работа по теме «Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью». Отработка навыка решения задач с единицами измерения. | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)
Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...
адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)
Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....
Адаптированная Рабочая программа по физкультуре. Вариант 4.1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВОКРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Рассмотрено»на заседании МОРуков...
Адаптированная рабочая программа по математике, вариант 2.1 (Слабослышащий)
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по математике, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся...
Адаптированная рабочая программа по технологии (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...
адаптированная рабочая программа по чтению. Вариант 1.
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для первого этапа обучения(1-4 классы) разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся ...
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата...