Проект
проект
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию
учащихся 4 класса
"Мы - защитники природы"
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Мы – защитники природы»
Руководитель проекта: Ковалёва В.А., классный руководитель 4 класса
Участники проекта: коллектив 4 класса, педагоги и родители
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный (социально значимый).
Срок реализации проекта: 01.02.2021г. - 30.04.2021 г.
Девиз проекта:
Мы природу охраняем,
Все живое сберегаем.
Какой для планеты будет 21 век,
Зависит и от тебя, человек!
Актуальность разработки и реализации проекта.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у школьников. Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов является одной из составных частей работы общеобразовательного учреждения для решения главной задачи – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Родители не достаточно уделяют внимание экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей младшего школьного возраста. Во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей: отсутствие у родителей свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе, невозможность содержания домашних питомцев.
Главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга. Всё начинается с детства, и всё в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья, а для этого необходимо воспитывать в детях основы экологического сознания.
В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.
Учащиеся попытаются помочь в решении экологических проблем в своём родном крае, школе и дома. В результате реализации проекта усваиваются основные понятия, навыки самостоятельной и коллективной работы, учащиеся применяют знания о природе в новой ситуации, выполняют правила личной экологической безопасности.
Цели проекта:
- Формирование экологической культуры школьников, расширение представления о природе, взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.
- Привитие навыков культурного поведения в природе, воспитание любви к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых.
Задачи проекта:
- знакомить школьников с удивительными загадками и тайнами жизни птиц;
- развивать познавательные умения учащихся и родителей;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Основные принципы обучения и воспитания
- личностно-ориентированного подхода в обучении
- непрерывности, систематичности
- максимального разнообразия предоставленных возможностей
- межпредметных связей
- эмоционально-ценностных ориентаций
- учёта возрастных особенностей
Педагогические технологии
- Личностно-ориентированные
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Информационные
Основные формы
- экскурсии
- целевые прогулки
- экологические акции
- практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек
- экологические викторины
- экологические праздники
Методы
- наблюдения и практические работы
- дидактические игры
- беседы
- работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод
- прогнозирование и проектирование
Типы занятий
- практические
- внеклассные мероприятия
- экскурсии
- классные часы
- трудовые десанты
Основные направления деятельности
- анализ экологической ситуации в городе (Краснодарском крае);
- комплектование основных знаний о природе и животных Краснодарского края;
- проектно-практическая деятельность.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Как сберечь наш общий дом – планету Земля?
Проблемные вопросы:
1.Почему мы часто встречаемся со словом «экология»?
2.Как происходит загрязнение окружающей среды?
3.Как сберечь природу?
Учебные вопросы:
1. Что такое «экология»?
2. Кто такой «эколог» и чем он занимается?
3. Что называется окружающей средой?
4. Что значит бережно относиться к природе?
5. Какое влияние оказывает человек на природу?
6. Как надо вести себя в природе?
Пути реализации проекта:
- Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.
- Организация работы по изучению местных экосистем.
- Практическая природоохранная деятельность.
- Пропаганда природоохранных идей; разработка и проведение открытых мероприятий по данной тематике.
- Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.
Этапы и план работы по реализации социального проекта
«Мы – защитники природы»
Этап | Задача этапа | Содержание работы | Сроки |
I этап мотивационный | - создать проблемную ситуацию; - изучить экологическую обстановку в городе. | Экскурсии: -по улицам города; - в городской парк. | 01.02.– 15.02. |
II этап организационный | - разработка методического обеспечения реализации социального проекта; - разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования. | Разработка плана работы. | 15.02.- 28.02. |
III этап подготовительный | - создание экологической среды в классе; - привлечение педагогов, воспитанников, родителей к предстоящей работе; - подготовка к реализации социального проекта. | Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми и родителями. Знакомство учащихся с планом и сроками реализации этапов проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Обоснование, предсказание путей реализации проекта на классных родительских собраниях. | 15.02.- 28.02. |
IV этап основной V этап итоговый | - формирование экологических знаний и представлений, а также основ экологического образования через проведение экологических акций, тематических бесед; - внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов, направленных на расширение знаний школьников о растительном и животном мире. - обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога. | Уход за комнатными растениями в классе. Урок развития речи «Хвойные деревья. Ель, сосна». Трудовой десант (уборка территории школьного двора). Уход за клумбой школьного двора «Наша красивая клумба!». Беседа по Кубановедению: «Лабинск 100 лет назад». Трудовой десант (уборка территории школьного двора). Открытый урок чтения и развития речи А. Н. Плещеев «Весна». Беседа по Кубановедению: «История названий улиц Лабинска». Уход за клумбой школьного двора «Наша красивая клумба!». Участие в конкурсе чтецов «Весна, весна и всё ей радо …». Классный час на тему: «Урок доброты на сказочной цветочной поляне!». Трудовой десант (уборка территории школьного двора). Беседа по Кубановедению: «Их именами названы улицы города». Уход и озеленение клумбы школьного двора «Наша красивая клумба!». Экскурсия на станцию юннатов «Экзотические животные». Участие в конкурсе рисунков «Берегите природу – наш дом». Экологический практикум «Птицы – наши друзья». (Изготовление скворечников). Беседа по Кубановедению: «Сельское хозяйство родного города». Уход и озеленение клумбы школьного двора «Наша красивая клумба!». Экологическая викторина «Птицы – наши друзья». Экскурсия к водоёму. Викторина для 1-4 классов (декада начальных классов) «Насекомые». Участие в городском субботнике (уборка территории улицы, на которой расположена школа). Беседа «Вода в жизни человека». Операция «Забота» (установление скворечников на деревьях школьного двора). 1. Обсуждение результатов реализации проекта на классном собрании, заседании МО классных руководителей, определение перспектив дальнейшей работы. 2. Презентация социального проекта «Мы – защитники природы» на общешкольном родительском собрании. | 16.02. 19.02. 20.02. 22.02. 28.02. 02.03. 05.03. 07.03. 12.03. 16.03. 19.03. 20.03. 21.03. 23.03. 28.03. 06.04. 09.03. 11.04. 13.04. 16.04. 19..04. 20.04. 21.04. 23.04. 27.04. до 30.04. |
Планируемые результаты реализации социального проекта «Мы – защитники природы»:
В результате реализации социального проекта ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
- ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
- будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;
- будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- будут принимать участие в конкурсах экологического направления;
-будут пропагандировать экологические знания среди других детей;
- учащиеся научатся анализировать и делать выводы;
- повысится экологическая культура родителей;
- у родителей появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
Критерии оценки результатов реализованного социального проекта «Мы – защитники природы»:
а) количественные показатели успешности:
в проекте были задействованы учащиеся 4 класса, родители, воспитатели;
б) успешность и эффективность реализации проекта:
степень удовлетворённости учащихся от участия в проекте на заключительном этапе реализации проекта – достаточно высокая;
в) показатели социального развития личности:
наблюдается положительная динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал (расширение представлений об экологических проблемах, знаний о растениях и животных);
г) технологические показатели:
уровень организации – высокий; управление проектом - чёткое и эффективное;
д) конечный результат достигнут.
Выводы:
Разработанный и реализованный социальный проект «Мы – защитники природы» доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнёров проекта была направлена на достижение общего результата. Ценность проекта заключается в реальности использования продуктов на практике, социализации учащихся.
В ходе выполнения поставленных задач учащиеся учились находить и анализировать полученную информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы, опыт решения реальных проблемных ситуаций. Реализация социально значимого проекта открыла значительные возможности для повышения качества экологического воспитания школьников, усилила у них мотивацию к обучению, сформировала положительные коллективные отношения.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Реализованный социально значимый проект «Мы – защитники природы» предусматривает дальнейшее развитие. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся об экологии, практической помощи на территории школьного двора , клумбах, созданию живого уголка в ОУ.
Материально-техническое обеспечение социального проекта «Мы – защитники природы»
Печатная литература:
- Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
- Классный руководитель М.: №7, 2006. №3, 2007.
- Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
- Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе /Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016.
7. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу». - Москва «Просвещение»
2002.
8. Картушина М.Ю. «Зелёный уголок здоровья». Москва «Просвещение», 2005 г.
9. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
10. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образованиядетей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
11. Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002 г.
Электронные пособия и интернет – ресурсы:
- DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2014.
- DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2014.
3. DVD «Азбука безопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.
4. Дидактическая игра «Расскажи о предмете». http://www.maam.ru/detskijsad/igra-raskazhi-o-predmete.html
5. Дидактическая игра «Хорошо – плохо». https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-horosho-ili-ploho-1713669.html
6. Дидактическая игра «Что из чего сделано?». http://www.maam.ru/detskijsad/iz-chego-yeto-sdelano.html
7. Дидактическая игра «Найди друзей». http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-naidi-druzei.html
СРЕДСТВА ИКТ
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....