Курс "Русский язык 1-4 классы"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1», Положения о рабочей программе МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1», годового календарного учебного графика МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» на 2021-2022 учебный год.
Учебный план МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» предполагает 34 часа в -3, 4 классах.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы
4кл. «Занимательная лингвистика»
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
- дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Планируемые результаты.
4 класс
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельноформулироватьтему и цели урока;
- составлять планрешения учебной проблемы совместно с учителем;
- работатьпо плану, сверяя свои действия с целью,корректироватьсвою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатыватьипреобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоватьсясловарями, справочниками;
- осуществлятьанализ и синтез;
- устанавливатьпричинно-следственные связи;
- строитьрассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- Высказыватьиобосновыватьсвою точку зрения;
- Слушатьислышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- Договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- учащиеся должны знать:
- -отличительные признаки основных языковых единиц;
- - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- -слова, словосочетания, предложения, текста;
- -основные орфографические и пунктуационные правила;
- -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- учащиеся должны уметь:
- -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- - различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- -пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
4 класс
«Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | ||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
3 | Звуки не буквы! | 1 |
4 | Звучащая строка. | 1 |
5 | Банты и шарфы. | 1 |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
7 | Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 |
Лексикология (27 часов) | ||
8 | Имена вещей. | 1 |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
12 | Многозначность слова. | 1 |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
15 | Как возникают названия. | 1 |
16 | Слова – антиподы. | 1 |
17 | Фразеологические обороты. | 1 |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 |
19 | Капитан и капуста. | 1 |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 |
29 | Словарь- грамотей. | 1 |
30 | Научная этимология. | 1 |
31 | Какие бывают имена? | 1 |
32 | Древнерусские имена. | 1 |
33 | Отчество и фамилия. | 1 |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 |
Итого - 34 часа |
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема5.Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7.Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8.Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9.О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10.В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11.Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12.Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14.Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15.Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16.Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17.Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18.Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19.Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования словкапитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.Работа со словарем.Сравнение значения слов.
Тема20.«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21.Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22.Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23.Словауходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25.Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26.Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема27.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковойпаронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29.Словарь- грамотей.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30.Научная этимология.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена?(1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32.Древнерусские имена.(1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33.Отчество и фамилия.(1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34.Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения. 9 класс» (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 9 классе....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.
Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2
Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...