Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (интеллектуальное направление)
рабочая программа
Рабочая программа "Юный шахматист" является программой внеурочной деятельности, которая направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Рабочая программа имеет следующее содержание: пояснительная записка, результаты освоения программы, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, материально - техническое обеспечение курса по внеурочной деятельности.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._shahmaty.docx | 98.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара
(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)
«30 №-а шöр школа»
Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение
(«30 №-а ШШ» МВУ»)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный шахматист»
(интеллектуальное направление)
Начальное общее образование,
срок реализации программы – 4 года
Составлена на основе авторской программы «Шахматы в школе»
(авторы: Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.)
Сыктывкар,
2017
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………. | 3-5 |
2. | Результаты освоения программы ………………………………. | 5-9 |
3. | Содержание курса ………………………………………………. | 9-11 |
4. | Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности ……………………………………… | 11-22 |
5. | Материально-техническое обеспечение курса по внеурочной деятельности …………………………………………………….. | 22-23 |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373, Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-2960, «Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 30» г. Сыктывкара», Основной образовательной программой начального общего образования (утвержденной с изменениями и дополнениями приказом по школе от 30.08.2017г. № 04/574) и на основе авторской программы основе «Шахматы в школе» (авторы: Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.- М. Просвещение, 2017).
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Использование методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Конкурсы решения позиций.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
- Шахматные праздники.
Формы внеурочной деятельности
Индивидуальная — связана с изучением теоретических и практических вопросов.
Парная — осуществляется во время решения шахматных задач, комбинаций и этюдов, шахматных партий.
Массовая — участие в шахматных турнирах на разных уровнях.
Способы определения результативности программы
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определённую прочность знаний и умений применять их на практике.
Формы контроля
Контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания могут проводиться в соревновательной обстановке.
Виды контроля:
- текущий контроль (оценка уровня/степени освоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль может проводиться один раз в четверть/полугодие, в конце учебного года в форме тестирования, выполнения заданий по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний;
- итоговый контроль проводится в конце изучения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы» с целью определения уровня/степени освоения планируемых образовательных результатов. Итоговый контроль может быть проведен в форме комплексной работы.
Оценивание результатов:
Система оценивания результатов освоения учебного занятия (модуля) «Шахматы» определяется в соответствии с локальным актом общеобразовательной организации.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу по программе на всём протяжении её реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста качества знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности реализации программы учебного занятия (модуля) осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания могут проводится в торжественной соревновательной обстановке.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Таким образом, программа рассчитана на 34 часа.
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Шахматы в школе», включающего в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.
Исходя из задач, форм и содержания, внеурочная деятельность осуществляется через организацию деятельности групп продленного дня.
Результаты освоения программы
В результате реализации программы «Юный шахматист» учащиеся начальной школы в процессе обучения достигнут определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Личностные результаты освоения программы учебного занятия «Юный шахматист» отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
- Формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- готовность и способность к саморазвитию;
- уважительное отношение к сопернику;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся будет уметь:
- планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД
Учащийся будет уметь:
- с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владеть способом структурирования шахматных знаний;
- выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера;
- находить необходимую информацию;
- моделировать и владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД
Учащийся будет уметь:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- донести свою позицию до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра;
- учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметными результатами изучения курса «Юный шахматист» являются:
Учащийся получит возможность:
- использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
- знать историю развития шахмат;
- иметь представление о роли шахмат и их значении в жизни человек;
- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущих шахматистов мира;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста-спортсмена;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России.
- приобрести навыки организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Учащийся будет уметь:
- владеть терминологией шахматной игры;
- понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала.
Первый год обучения
Учащийся получит возможность:
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
- названия шахматных фигур:
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- «цену» каждой шахматной фигуры;
- Усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём.
Учащийся будет уметь:
- объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- записывать шахматную партию;
- играть целую шахматную партию с соперником от начала до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
Второй год обучения
Учащийся будет уметь:
- видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
Третий год обучения
Учащийся получит возможность:
- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»;
- знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- знать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
- способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термин «дебют».
Учащийся будет уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- проводить элементарные комбинации.
Четвёртый год обучения
Учащийся получит возможность:
- основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов в практической игре;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Учащийся будет уметь:
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;
- атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- реализовывать материальное преимущество;
- применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
В результате курса у учащегося произойдёт:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Распределение часов по разделам, по годам обучения
Разделы программы | Количество часов | Итого | |||
Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | Четвёртый год обучения | ||
| 78 | ||||
| 1 29 | 2 13 | 1 12 | 1 19 | 5 73 |
| 57 | ||||
| - 3 - | 16 3 - | 16 4 1 | 11 2 1 | 43 12 2 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Проекты (первый – четвёртый год обучения)
№ | № занятия | Тема |
Первый год обучения | ||
1 | 15 | Проект «Любимая шахматная фигура». |
2 | 31 | Проект «Необычные шахматы». |
Всего | 2 | |
Второй год обучения | ||
1 | Проект: «Легенды о шахматах». | |
2 | Проект: «Чемпионы мира по шахматам». | |
Всего | 2 | |
Третий год обучения | ||
1 | 13 | Проект «Толкование шахматных определений». |
2 | 21 | Проект: «Самое любимое правило взятия фигур». |
Всего | 2 | |
Четвёртый год обучения | ||
1 | 9 | Проект: «Миттельшпиль или эндшпиль?» |
2 | 31 | Проект: «Удивительные положения в шахматной игре». |
Всего | 2 |
Содержание курса «Юный шахматист».
Содержание занятий в первый год обучения (33 часа)
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Сведения из истории шахмат.
Краткая история шахмат. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу.
Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Базовые понятия шахматной игры.
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигу. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии (5 ч). Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практико – соревновательная деятельность.
Соревнования между учащимися класса. Игровая практика
Содержание занятий во второй год обучения (34 часа)
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Сведения из истории шахмат.
Краткая история шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Базовые понятия шахматной игры.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практико – соревновательная деятельность.
Конкурсы решения позиций. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.
Соревнования между учащимися класса. Игровая практика
Содержание занятий в третий год обучения(34 часа)
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Сведения из истории шахмат.
Краткая история шахмат. Коротко о дебютах
Базовые понятия шахматной игры.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.
Практико – соревновательная деятельность.
Конкурсы решения позиций. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.
Соревнования между учащимися класса. Игровая практика. Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии.
Содержание занятий в четвёртый год обучения(34 часа)
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Сведения из истории шахмат.
Краткая история шахмат. Коротко о миттельшпиле и эндшпиле.
Базовые понятия шахматной игры.
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Комбинация для достижения ничьей.
Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Правило “квадрата”. Оппозиция. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практико – соревновательная деятельность.
Конкурсы решения позиций. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия.
Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности
Первый год обучения
(33 часа)
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности
Второй год обучения
(34 часа)
№ урока | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Количество часов |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | 15 ч | ||
Краткая история шахмат. Шахматы проникают в Европу. Проект: «Легенды о шахматах». | Познавательная деятельность. Имеют представление об истории возникновения шахмат в Европе. Проектная деятельность. Сбор, оформление и защита найденной информации. | 1 | |
Краткая история шахмат. Проект: « Чемпионы мира по шахматам. | Познавательная деятельность. Имеют представление о чемпионах мира по шахматам. Проектная деятельность. Сбор, оформление и защита найденной информации. | 1 | |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Игровая деятельность «Назови вертикаль», «Назови горизонталь». «Назови диагональ». «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. | 1 | |
Обозначение шахматных фигур и терминов. | Познавательная деятельность. Познакомится с правилами записи начального положения фигур. Игровая деятельность «Какого цвета поле?» «Кто быстрее». | 1 | |
Запись начального положения. | 1 | ||
Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | Познавательная деятельность. Познакомится с правилами записи партии. Игровая деятельность «Вижу цель». | 1 | |
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. | Познавательная деятельность. Познакомится с понятием «Сравнительная сила фигур». Игровая деятельность «Кто сильнее», «Обе армии равны». | 1 | |
Сравнительная сила фигур. | 1 | ||
Достижение материального перевеса. | Познавательная деятельность. Познакомится с понятием «Достижение материального перевеса». Игровая деятельность. «Выигрыш материала». | 1 | |
Способы защиты. | Познавательная деятельность. Познакомится с понятием «Способы защиты». Игровая деятельность «Защита». | 1 | |
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | Познавательная деятельность. Знакомство с техникой матовая короля. Игровая деятельность «Шах или мат», «Мат или пат». | 1 | |
Ферзь и ладья против короля. | Игровая деятельность «Мат в один ход», «В угол». | 1 | |
Король и ферзь против короля. | Игровая деятельность. «В угол». | 1 | |
Король и ладья против короля. | Игровая деятельность «Ограниченный король». | 1 | |
Достижение мата без жертвы материала. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «дебют». Игровая деятельность «Объяви мат в два хода». | 1 | |
Практико – соревновательная деятельность. | 16 | ||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «матовые комбинации, тема отвлечения». Игровая деятельность.«Объяви мат в два хода». | 1 | |
Матовые комбинации. Тема завлечения. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема завлечения». | 1 | |
Матовые комбинации. Тема блокировки. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема блокировки». | 1 | |
Тема разрушения королевского прикрытия. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема разрушения королевского прикрытия». | 1 | |
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема освобождения пространства и уничтожения защиты». | 1 | |
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | Игровая деятельность. «Выигрыш материала». | 1 | |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема отвлечения. Тема завлечения». | 1 | |
Тема уничтожения защиты. Тема связки. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема уничтожения защиты. Тема связки». | 1 | |
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.». | 1 | |
Тема превращения пешки. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «Тема превращения пешки». | 1 | |
Патовые комбинации. Сочетание тактических приемов. | Познавательная деятельность. Повторение понятия «Патовые комбинации». | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода дебюте. | Игровая деятельность «Объяви мат в два хода». | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «эндшпиль». Игровая деятельность «Объяви мат в два хода». | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Познавательная деятельность. Знакомство с понятием «миттельшпиль». Игровая деятельность «Объяви мат в два хода». | 1 | |
Защита от мата. | Игровая деятельность «Защитись от мата». | 1 | |
Комбинации на вечный шах. | Решение заданий. | 1 | |
32-34 | Шахматный турнир между учащимися параллели. | Игровая практика. | 3 |
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности
Третий год обучения
(34 часа)
№ урока | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Количество часов |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | 13 ч | ||
Краткая история шахмат. Коротко о дебютах. | Познавательная деятельность. Имеют представление об истории дебюта. | 1 | |
Основы дебюта Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | Познавательная деятельность. Имеют представление об основах дебюта. | 1 | |
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Познавательная деятельность. Имеют представление невыгодности раннего ввода фигур в игру. | 1 | |
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Познавательная деятельность. Имеют представление о понятии «на мат». | 1 | |
Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | Познавательная деятельность. Имеют представление о способах отражения. | 1 | |
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». | Познавательная деятельность. Имеют представление о копировании ходов. | 1 | |
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Познавательная деятельность. Имеют представление о принципах игр в дебюте. | 1 | |
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство» | Познавательная деятельность. Имеют представление о принципах быстрейшего развития фигур. | 1 | |
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | Познавательная деятельность. Имеют представление о принципах игр в дебюте. | 1 | |
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Познавательная деятельность. Имеют представление о принципах игр в дебюте. | 1 | |
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Познавательная деятельность. Имеют представление о принципах игр в дебюте. | 1 | |
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Познавательная деятельность. Имеют представление о связках в дебюте. | 1 | |
Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты Проект «Толкование шахматных определений». | Проектная деятельность. Сбор, оформление и защита найденной информации. | 1 | |
Практико – соревновательная деятельность. | 21 | ||
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
| Познавательная деятельность. Повторить обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Игровая деятельность «Назови вертикаль», «Назови горизонталь». «Назови диагональ». «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. | 1 | |
Ходы фигур, взятие. | Познавательная деятельность. Повторить ходы и взятие фигур. | 1 | |
Рокировка. | Познавательная деятельность. Повторить правила рокировки. | 1 | |
Превращение пешки. Взятие на проходе. | Познавательная деятельность. Повторить «Тема превращения пешки» | 1 | |
Шах, мат, пат. | Познавательная деятельность. Повторить правила взятие фигур. | 1 | |
Начальное положение. | Познавательная деятельность. Повторить правила записи партии. Игровая деятельность «Вижу цель». | 1 | |
Шахматная нотация. | 1 | ||
Проект: «Самый любимое правило взятия фигур» | Проектная деятельность. Сбор, оформление и защита найденной информации. | 1 | |
Обозначение шахматных фигур и терминов Запись начального положения. | Познавательная деятельность. Повторить правила записи начального положения. Игровая деятельность «Вижу цель». | 1 | |
Краткая и полная шахматная нотация. | Познавательная деятельность. Повторить правила краткой и полной шахматной нотации. | 1 | |
Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. | Познавательная деятельность. Повторить правила записи партии. | 1 | |
Пример матования одинокого короля. | Познавательная деятельность. Повторить примеры матования короля.. | 1 | |
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. | Познавательная деятельность. Повторить матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | |
Практика матования одинокого короля (игра в парах). | Познавательная деятельность. Повторить примеры матования короля.. Повторить матовые комбинации. | 1 | |
Решение задания «Мат в 1 ход». | 1 | ||
Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | Познавательная деятельность. Повторить «Темы освобождения пространства и уничтожения защиты». | 1 | |
30-34 | Шахматный турнир между учащимися начальной школы. | Игровая практика. Шахматный праздник. | 5 |
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности
Четвёртый год обучения
(34 часа)
№ урока | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Количество часов |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | 20 ч | ||
Краткая история шахмат. Коротко о миттельшпиле и эндшпиле. | Познавательная деятельность. Имеют представление о миттельшпиле и эндшпиле. | 1 | |
Основы миттельшпиля Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | Познавательная деятельность. Имеют представление об основах миттельшпиля. | 1 | |
Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | Познавательная деятельность. Имеют представление о связках в миттельшпиле, о двойном ударе. | 1 | |
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | Познавательная деятельность. Имеют представление об открытом нападении и двойном шахе. | 1 | |
Основы эндшпиля Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. | Познавательная деятельность. Имеют представление об основах эндшпиля. | 1 | |
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | Познавательная деятельность. Имеют представление о матовых комбинациях в 3хода, о темах завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 | |
Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | Познавательная деятельность. Имеют представление о темах разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 | |
Темы связки, «рентгена», перекрытия. | Познавательная деятельность. Имеют представление о темах связки, «рентгена», перекрытия. | 1 | |
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Проект «Миттельшпиль или эндшпиль?» | Познавательная деятельность. Имеют представление о комбинациях. Проектная деятельность. Сбор, оформление и защита найденной информации. | 1 | |
Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | Познавательная деятельность. Имеют представление о патовых комбинациях. | 1 | |
Классическое наследие. | Познавательная деятельность. Имеют представление разных партиях: «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. | 1 | |
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. (простые случаи). | Познавательная деятельность. Имеют представление о простых случаях ходов фигур. Ферзь против ладьи. | 1 | |
Ферзь против слона. | Познавательная деятельность. Имеют представление простых случаях ходов фигур. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 | |
Матование двумя слонами (простые случаи). | Познавательная деятельность. Имеют представление о простых случаях матования двумя слонами. | 1 | |
Матование слоном и конем (простые случаи). | Познавательная деятельность. Имеют представление о простых случаях матования слоном и конём. | 1 | |
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. | Познавательная деятельность. Имеют представление о правиле «квадрата». | 1 | |
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | Познавательная деятельность. Имеют представление об оппозиции. | 1 | |
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | Познавательная деятельность. Имеют представление о ходе пешки против короля. | 1 | |
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. | Познавательная деятельность. Имеют представление о ключевых полях на доске. | 1 | |
Удивительные ничейные положения. | Познавательная деятельность. Имеют представление о ничейных положениях: два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | 1 | |
Практико – соревновательная деятельность. | 15 | ||
Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | Решение задания «Сделай ничью». | 1 | |
Классическое наследие. | Решение задания. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. | 1 | |
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. | Решение задания. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 | |
Ферзь против слона. Ферзь против коня. | Решение задания. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 | |
Матование двумя слонами. | Решение задания. Матование двумя слонами (простые случаи). | 1 | |
Матование слоном и конем. | Решение задания Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 | |
Пешка против короля. | Решение задания. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». | 1 | |
Пешка против короля. Оппозиция. | Решение задания. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. | 1 | |
Пешка против короля. | Решение задания. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 | |
Пешка против короля. | Решение задания. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. | 1 | |
Удивительные ничейные положения. Проект «Удивительные положения в шахматной игре». | Решение задания. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | 1 | |
32-34 | Шахматный турнир между учащимися школы. | Игровая практика. Шахматный праздник. | 3 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по внеурочной деятельности «Юный шахматист»
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |
Книгопечатная продукция | |||
УМК обеспечиваются: Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.) – Шахматы в школе. М.: Просвещение, 2017. Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.) – Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017. Методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2017. | К К М | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. | |
Печатные пособия | |||
Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.) – Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017. | |||
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой | Д | ||
Средства обучения | |||
Наборы шахмат. | К | ||
Технические средства обучения | |||
Классная доска | Д | ||
Компьютер | Д | ||
Интерактивная доска (по возможности) | Д | ||
Мультимедийный проектор | Д | ||
Принтер | Д | ||
Сканер | Д | ||
Мобильный класс | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Министерство образования и науки Российской Федерации http://old.mon.gov.ru | |||
Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru | |||
Коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) | |||
Учительская газета http://www.ug.ru | |||
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru | |||
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.klyaksa.net | |||
Газета "Первое сентября". Начальная школа. ttps://my.1september.ru/newuser/ | |||
Дидактические игры на уроках в начальной школе «Игротека» http://www.teremoc.ru/game_terem/igroteka.htm | |||
Оборудование класса | |||
Ученические двухместные столы, стулья. | К | ||
Стол учительский с тумбой. | К | ||
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. | К | ||
Магнитная доска. | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Внеурочная деятельность "Юный шахматист " для 2-ого класса
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действо...
Внеурочная деятельность "Юный шахматист" 2 класс, 3 класс, 4 класс
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный шахматист", 1 класс
Рабочая программа по курсу «Юный шахматист» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования М...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
Обучение игре в шахматы для начинающих...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению...