Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный шахматист"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Юный шахматист | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании приказом по МБОУ педагогического совета школы «Средняя школа № 1» (Протокол от __.08.2019 г. № 1) от _________ г. № ___ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный шахматист» на 2019- 2020учебный год Класс 3 Б Количество часов на год всего 34ч.; в неделю 1 ч. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе УМК «Шахматы в школе. 1-4 классы» Э.Э. Уманской, Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой, созданный при поддержке фонда «Шахматы в школе» (полное название, автор, издательство, год издания) - Рабочая тетрадь (полное название, автор, издательство, год издания)
Александрова Ирина Алексеевна учитель начальных классов, 1 кв. категория (ФИО полностью, должность, квалификационная категория) (подпись) |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры; ориентация на моральные нормы и их выполнение;
формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся научатся: играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с
шахматной нотацией; рокировать; объявлять шах; ставить мат;
владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
находить способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
обучающиеся получат возможность научиться:
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути ее достижения;
проводить элементарные комбинации;
Формы проведения занятий: соревнования, конкурсы решения
позиций, шахматные праздники.
Содержание учебного предмета
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат | 1 |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 20 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Конкурсы решения позиций | 4 |
4. | Соревнования | 8 |
5. | Шахматные праздники | 1 |
Общее количество часов | 34 |
3 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение»,«спёртый мат». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
№ урока | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания |
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. | История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Личностные: формирование основ российской, гражданской идентичности; ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; наличие чувства прекрасного; формирование основ шахматной культуры; ориентация на моральные нормы и их выполнение; формирование основ шахматной культуры; понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; уважительное отношение к иному мнению; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации; - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности; - умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр. | |||
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) | Уметь матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ладьей и королем, ферзём, королём и ладьёй | ||||
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | Видеть элементарные шахматные комбинации, иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. | ||||
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) | Видеть шахматные комбинации: связку, знать, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. | ||||
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
6 | Тактический приём «завлече- ние» | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. | ||||
7 | Тактический приём «отвлечение» | |||||
8 | Тактический приём «уничто- жение защиты» | |||||
9 | Тактический приём «спёртый мат» | Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. | ||||
10 | Сочетание тактических приё- мов | |||||
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
12 | Борьба за инициативу | Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат» | ||||
13 | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля. | Умеют атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
14 | Атака на рокировавшегося короля | |||||
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Расставляют позицию для решения упражнений. Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. | ||||
16–19 | Шахматный турнир | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | Анализируют партию, выбирают правильные ходы, находят план выигрыша. | ||||
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | Умеют разыгрывать пешечный эндшпиль: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. Умеют решать позиции на мат в два хода, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | |||||
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | |||||
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой. | |||||
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | |||||
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | |||||
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение | ||||
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | Умеют анализировать партию и разыгрывать подобную данной | ||||
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | |||||
30-33 | Шахматный турнир Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
34 | Шахматный праздник | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Юный шахматист»
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» по общеинтеллектуальному направлению Шахматы в школе 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (интеллектуальное направление)
Рабочая программа "Юный шахматист" является программой внеурочной деятельности, которая направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» 2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» предназначена для обучающихся начального общего образования (2 классы). Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального нап...