Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21.12.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
4А-21.12.19г.
4Б-25.12.19г.
4В-21.12.19г.
Тема: «Основы дебюта. Виды дебюта».
Цели:
а) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;
б) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;
в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;
Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;
Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;
Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;
- приводить примеры некоторых дебютов;
- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.
Оборудование: , шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная призентация-урок начальной стадии шахматной партии - борьба за центр.
Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, мобилизация, борьба за центр.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Планируемый результат |
Организационный момент | «Шахматы» И.А.Зайцев. Они сильнее многих увлечений, В них места нет ни скуке, ни тоске, Ведь происходит столько приключений За полчаса на шахматной доске! Здесь короли, укрывшись в рокировке, Командуют сражением фигур. Слоны и кони, как на стометровке, Пытаются сбежать от грозных тур. А пешки, превращаясь в королевы, Из пехотинцев, рядовых солдат, К чужому королю пылая гневом, Ему вдруг объявляют шах и мат. Спасенья нет! Сражение сурово. Но шахматы ведь тем и хороши – Расставим мы фигурки снова, Игрою мудрой насладимся от души! - Чем интересна эта игра? - Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении? | Слушают стихотворение,отвечают на вопросы. | Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам. | - понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни. |
Игра «Угадай фигуру » | (Фигуру в мешочке на ощупь определить, показать и рассказать о ней.) | Играют,отгадывают фигуру. | ||
Актуализация знаний | - Почему король слабее ферзя, но главнее его? - Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру - Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи? - Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон? - Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур? - Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? | 1.(Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.) 2.(Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.) 3.(а1 и h1, а8 и h8) (Нет.) 4.(Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.) 5. (Между ладьёй и слоном.) (Конь ходит буквой «Г».) 6.(Прямо по вертикали.) (Нет,) | Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии. | Делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии. |
Повторение | Разминка. Ответить: «ДА» или «НЕТ» Согласны ли вы, что:
|
| Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других; Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке. | - понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни. |
Сообщение темы занятия, постановка учебных задач. | О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.) - Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта. - Что такое дебют? - Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки? - Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание (эндшпиль). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат. | (Начальная стадия игры или начало партии.) (Гамбит.) | Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; | - усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание. |
Физкультминутка | А теперь тихонько встали, Руки медленно подняли, Пальцы сжать, потом разжать, Наклониться вправо, влево, И садиться вновь за дело. | |||
Изучение нового. | - Ознакомимся с общими принципами в дебюте: а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте. б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки. в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку. г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными. д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов. е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять. ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.) - Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке: Итальянская партия. Защита двух коней. Венская партия. - Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.) | Работа по учебнику. | Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии; Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других; Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке. | - усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание; - приводить примеры некоторых дебютов; - понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни. |
Закрепление | Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр. - У кого получился дебют с захватом центральных полей? - Кто провёл дебют, не потеряв фигуры или пешки? - А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру? - Легко ли играть в дебюте? Почему? | Работают в парах с досками. | Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии; Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам; Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке. | - усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание; - приводить примеры некоторых дебютов; - понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни. |
Рефлексия. | Продолжите фразы Сегодня на занятии у меня получилось…. Мне нужно постараться в….. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 1 класс. Тема: "Дорожные знаки".
Конспект занятия внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 1 класс. Тема: "Дорожные знаки". В данной методической разработке с помощью разноуровневых заданий проводится обобщение знаний учащихс...
Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс. Тема: «Где мы будем играть?»
Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс Тема: «Где мы будем играть?»...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Основные виды и формы торговли" (3 класс)
Цели деятельности учителя: - развивать самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений;продолжить развитие экономического мышления обучающихся;- способствовать экономическому воспитан...
Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»
Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...
Конспект занятия внеурочной деятельности на тему Семейные реликвии 3 класс
Занятие внеурочной деятельности...