Внеурочная деятельность "Юный шахматист " для 2-ого класса
рабочая программа (2 класс) по теме

Каменкова Лилия Рафаиловна

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\107CANON документы\РП\IMG_7661.JPG                                 

                             Пояснительная записка

   Рабочая программа курса «Шахматный клуб» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, авторской  программы И. Г. Сухина «Шахматы - школе».

                                           Цели и задачи курса

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • - формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • - воспитание  потребности в здоровом образе жизни.

                                   Место курса в учебном плане

    Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю)

                                     Содержание курса

Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

    Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, например, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

   В процессе занятий дети познакомятся с  правилами   поведения за шахматной доской, правилами игры, узнают имена некоторых знаменитых шахматистов.

   Дети получат представление о ценности шахматных фигур, узнают  способы защиты от мата, техники  достижения мата, научатся решать простейшие  шахматные задачи.  

   Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. Всё это  требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.                             

Формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

                      Расхождение авторской и рабочей программ

Рабочая программа соответствует распределению часов авторской программы, которая  используется в полном объеме.

                      Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения  фактов и явлений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты

К концу учебного года дети научатся :

  • называть  шахматные фигуры, горизонтали, вертикали, поля;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  •  правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры;
  •  определять ценность шахматных фигур;

К концу учебного года дети получат возможность научиться:

  •  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  •  решать   элементарные шахматные  задачи.

 

                               Учебное оборудование:

Магнитная  шахматная доска с набором фигур.

Наборы шахматных фигур.  

 

                            Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Введение

Шахматная доска

4 ч

08.03

2

Шахматные фигуры

15.09

3

Начальная расстановка фигур

22.09

4

Ходы и взятие фигур

29.09

5

Знакомство с шахматными фигурами

 Ладья. Ладья в игре

10 ч

06.10

6

 Слон. Слон в игре

13.10

7

Ладья против слона

20.10

8

Ферзь. Ферзь в игре

27.10

9

Ферзь против ладьи и слона

10.11

10

 Конь. Конь в игре

17.11

11

Конь против ферзя, ладьи слона

24.11

12

Пешка. Пешка в игре

01.12

13

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

08.12

14

Король. Король против других фигур

15.12

15

Стратегия и тактика шахматной партии

Цель шахматной партии

20 ч

22.12

16

Шах

12.01

17

Мат

19.01

18

Ставим мат

26.01

19

Ставим мат

02.02

20

Ничья, пат

09.02

21

Рокировка

16.02

22

Игра всеми фигурами из начального положения

23.02

23

Шахматная партия

02.03

24

Ценность шахматных фигур. Способы защиты

09.03

25

Мат одинокому королю. Две ладьи против короля

16.03

26

Мат одинокому королю. Ферзь и ладья против короля.        

Ферзь и король против короля

        

06.04

27

 Мат одинокому королю. Ферзь и король против короля

13.04

28

Мат одинокому королю. Ладья и король против короля

20.04

29

Темы  матовых комбинаций. Тема отвлечения

27.04

30

Тема завлечения

04.05

31

Тема блокировки

11.05

32

 Тема разрушения королевского прикрытия

18.05

33

Шахматные комбинации и сочетание приемов.

25.05

34

Шахматный турнир

31.05

                          Учебно-методические средства обучения:

  1. Сухин И.  Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М.: Сов. Россия, 1970 г.
  2. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М.: ФиС, 1999 г.
  3. https://ru.lichess.org/ 
  4.  http://chesswood.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...