Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
план-конспект занятия (2 класс)
Обучение игре в шахматы для начинающих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_yunyy_shahmatist.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный шахматист» во 2 классе
Первый год обучения. Занятие № 2
Тема: « Шахматная доска»
Цели занятия:
1. Познавательные. Сформировать представление о составных частях шахматной доски: шахматные поля, горизонтали, вертикали, названия шахматных полей.
2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения.
б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.
в) Развивать знаково-символическую функцию.
3.Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к партнерам по игре в шахматы.
Оборудование: 1. Демонстрационная доска
2. Шахматные доски для учащихся
3. Квадраты и прямоугольники из бумаги, соответствующие по размеру клеткам на шахматной доске для игры «Морской бой».
Комплект для каждой шахматной доски:
Квадраты: 1 – 3 шт. Прямоугольники, по размеру покрывающие 2 клетки шахматной доски – 2 шт., 3 клетки – 2 шт., 4 клетки – 1 шт.
Аналогичный комплект для демонстрационной доски.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Орг. момент. Сообщение темы занятия | На свете есть забавная Волшебная игра. В неё с утра до вечера Играет детвора Там мчатся кони резвые Трубят поход слоны. И клетки чёрно – белые Чудес и тайн полны - О какой игре идёт речь? - Мы продолжаем знакомство с удивительной игрой - игрой в шахматы. Вы уже узнали историю шахмат и проверили, смог ли царь одарить мудреца. Возможно ли это? - А сегодня мы узнаем, как называются участники игры в шахматы, как нужно ориентироваться на шахматной доске. | - Эта игра - шахматы. - Нет, царь не смог отдать ему столько риса, сколько он просил. Мы поняли это, пытаясь разложить зернышки на доске. | |
2. Новый материал. | - В шахматы играют 2 противника. Их так называют, потому что они находятся в противоборстве, а также потому что они сидят один напротив другого. Сядьте, пожалуйста, и вы напротив друг друга. - В классе все мы друзья, поэтому давайте лучше называть товарища, с которым играем в шахматы, партнером по игре, согласны? - Итак, партнеры готовы? -Что находится между вами? - На шахматной доске ведется шахматное сражение, или шахматная партия. - Какую форму имеет шахматная доска? - Что интересного вы заметили в разметке шахматной доски? - Все квадраты на шахматной доске называются: поля. А по цвету мы будем их называть, независимо от оттенка, черными и белыми. - Что больше: шахматная доска или шахматное поле? - Да, конечно! Посмотрите внимательно: могут ли быть рядом два черных или два белых поля? - А сейчас мы научимся правильно размещать перед собой шахматную доску. - Найдите, пожалуйста, самое первое поле в самом нижнем ряду. Покажите мне его! Молодцы! А теперь самое важное: Это поле должно быть черного цвета! - Поверните шахматную доску так, чтобы первым слева было черное поле. Теперь шахматная доска располагается правильно! - Для того, чтобы научиться играть в шахматы, нужно хорошо ориентироваться на шахматной доске, то есть, знать, как называются ее элементы. - Мы начинаем путешествие по шахматной доске! Приготовьте вашу кисть левой руки: поставьте ее на указательный и средний пальчики. Вот и готов наш путешественник! - Как мы его назовем? - Поставьте Шахматика на то самое первое черное поле самого нижнего ряда. Все готовы? И пошел Шахматик вправо по самой нижней дорожке: черное поле, белое, черное, белое. До конца дорожки дошел! Эта дорожка называется горизонталь. - Помните, мы ходили смотреть горизонт? Горизонт, так же, как и горизонталь лежит перед нами. - Каждая горизонталь имеет свой номер! Посмотрите, где он подписан?
- Да, это зависит от того, где вы сидите. По какой горизонтали гулял твой Шахматик? - А твой? - Сколько всего горизонталей на шахматной доске? - Ребята, кто сидит ближе к первой горизонтали, внимание! Вы будете командой №1. - Пусть ваш Шахматик прогуляется по третьей горизонтали! На старт! Внимание! Марш! - А теперь ребята, кто сидит ближе к восьмой горизонтали! Вы – команда №2. Пусть ваш Шахматик прогуляется по по седьмой горизонтали! - Продолжаем путешествие! - Опять наш Шахматик стоит на первом черном поле самой ближней к вам горизонтали. Помогайте друг другу найти нужное поле! Все справились? - На этот раз Шахматик идет вперед! - Считают громко вслух шаги ребята 1-ой команды! - А теперь посчитают вслух шаги ребята 2-ой команды!
- У всех по восемь шагов? Дорожки, по которым мы гуляли сейчас, называются вертикали! Вы когда-нибудь слышали слово «вертикаль»? - Конечно, вертикально – значит, снизу вверх или сверху вниз. - Проверьте, пожалуйста, во всех вертикалях по 8 полей? - Каждая вертикаль тоже имеет свое название! - Кто догадается, где его можно найти? Посмотрите внимательно, посовещайтесь друг с другом! - Молодцы! Вертикали имеют названия латинских букв: А, В, С, D, E, F, G, H. - Повторите все вместе! - Очень хорошо! - А теперь самое важное! Свое имя на шахматной доске имеет каждое поле (каждый квадратик). Сегодня мы научимся определять эти имена! - Сначала называем букву (имя вертикали), например, А. Потом – номер горизонтали, например, 4. Найдите, пожалуйста, поле А4! - Молодцы! - Наш Шахматик отправляется путешествовать по полям. Приготовились? Начали! Я называю поля: В6, С8, Е2, F3, H7, A5, D1,G4. - Молодцы, ребята! Правильно провели Шахматика! | Дети рассаживаются парами один напротив другого. - Да. - Готовы! - Шахматная доска - Шахматная доска квадратной формы. - Мы видим квадраты двух цветов: белые и коричневые. - Шахматная доска больше, чем шахматное поле. - Нет, черные и белые поля чередуются. - А у меня белое! - Например, Шахматик. - Да. - Да, помним.
- У меня слева. - А у меня справа. - По первой. - По восьмой. - Восемь горизонталей. - Да! - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8! - 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1! - Да! - Да! Мы располагаем лист вертикально. - Да, во всех по восемь полей. - Внизу под всеми полями находятся буквы, наверное, это и есть названия вертикалей. - А, В, С, D, E, F, G, H. - Вот поле А4! Дети передвигаются по шахматным полям. | |
3.Практическая работа Цель: «Отработать умение называть поля на шахматной доске» | - Точно так же все шахматные фигуры двигаются по шахматным полям и мы должны точно знать их местонахождение. Чтобы потренироваться правильно ориентироваться на шахматной доске, я предлагаю вам сыграть в игру «Морской бой» - Партнеры, сидящие напротив, вернитесь на свои места: каждая пара теперь работает вместе. Наша шахматная доска превращается в море. В конвертах, лежащих на столе, находятся прямоугольники и квадраты: это ваши корабли: трехпалубные, двухпалубные и однопалубные. На шахматной доске расположите корабли так, чтобы они не соприкасались друг с другом. - Вы играете со мной. Я свои корабли уже разместила. Готовы? - Начинаем! - Мой выстрел: B8. Находите это поле на шахматной доске. Если там ваш корабль, он подбит. Если пусто – значит я выстрелила мимо. - Теперь ход Саши и Валеры. Ваш выстрел, называйте любое поле! - Меткие стрелки! Мой однопалубный корабль подбит! Игра продолжается, опрашивается каждая пара по цепочке. | Дети садятся парами. Ученики достают из конвертов фигуры, размещают фигуры на шахматной доске. - Наш корабль подбит! - Мимо! Мимо! - Ученики называют, к примеру, В1. | |
4. Проверка знаний
5.Подведение итогов занятия | - Наше путешествие по шахматной доске заканчивается! Остается проверить наши знания! - Я буду задавать вопросы каждой паре. Вы можете отвечать вместе (хором) или кто-то один. Главное, как можно быстрее! Начинаем!
- Молодцы! Я очень рада вашим успехам! - Чему научило вас наше занятие? - Что вызвало вопросы? Что особенно понравилось? Что не понравилось? - Чему нам нужно еще научиться? Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (II вид, 6 класс I отделение)
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (групповое занятие)...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»
Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"
Музыкально-ритмические занятия - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....
Конспект занятия на развитие слухового восприятия и обучение произношению.
Конспект занятия на развитие слухового восприятия и обучение произношению....