Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный шахматист", 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)

Дорохова Анна Евгеньевна

Рабочая программа по курсу «Юный шахматист» разработана на основе ФГОС  НОО,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Головатовской средней  общеобразовательной  школы  Азовского района с  учётом рабочей программы учебного курса «Шахматы в школе» на основе осмысления опыта работы  с обучающимися младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yunyy_shahmatist_1a_1b.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

с. Головатовка, Азовского района

                               (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Головатовская   средняя  общеобразовательная  школа Азовского района

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Головатовской СОШ                  

Приказ от         №        

Подпись руководителя                Е.В.Гайденко

Печать

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по  курсу                 «Юный шахматист»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 1 «А», 1 «Б»  классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов   - _32, 31

 

Учитель              -     Дорохова Анна Евгеньевна___________________

(ФИО)

Программа        составлена     в     соответствии     с          требованиями                     _____ФГОС_____ начального            общего                образования_____

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2018 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Юный шахматист» разработана на основе ФГОС  НОО,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Головатовской средней  общеобразовательной  школы  Азовского района с  учётом рабочей программы учебного курса «Шахматы в школе» на основе осмысления опыта работы  с обучающимися младших классов.

Один из приоритетов государственной политики в области образования - ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы - прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации - предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы...» (В. А. Сухомлинский).

В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.

Шахматная игра как полифункциональный предмет - это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на: общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

-         массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

-         приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

-         открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

-         выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

-         приобретению знаний из истории развития шахмат;

-         постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

-         овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

-         освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

-         знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

-        изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

-         представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

-         первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

-         приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

-         воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

-         формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Место в учебном плане

Курс введен в часть учебной программы, формируемой ОО, в рамках  спортивно – оздоровительного направления.

Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю. Объем учебного времени, отводимого на изучение курса «Юный шахматист» в 1-ом классе, – 1 час в неделю, всего 33 часов в год. В программу внесены изменения. Согласно учебному календарному плану и с учетом праздничных дней -  1 «А» класс -32  часа; 1 «Б» класс -31  час. Сжатие программы произошло за счет  темы «Шахматный турнир».

В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому модулю.

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Общая характеристика

Учебный курс «Юный шахматист» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Юный шахматист» - курс, который использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.

В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Главная задача педагога по шахматам - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.

Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

  • компактность оборудования:        шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
  •  возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
  •  высокая степень травмобезопасности.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

Ценностные ориентиры содержания

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи содержание программы «Юный шахматист» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:

-         воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;

-         формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

-         обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;

-         развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-         воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;

-         развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;

-         формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-         воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

-         информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

Планируемые результаты

Программа «Юный шахматист» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

-         формирование основ российской, гражданской идентичности;

-         ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

-         наличие чувства прекрасного;

-         формирование основ шахматной культуры;

-         понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

-         наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-         готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-         уважительное отношение к иному мнению;

-         приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-         воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-         умение управлять своими эмоциями;

-         дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-         формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

-         оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1.        Познавательные УУД:

-         умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

-         владение способом структурирования шахматных знаний;

-         способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

-         умение находить необходимую информацию;

-         способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

-         умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

-         способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2.         Коммуникативные УУД:

-         умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

-         способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

-         умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

-         возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.         Регулятивные УУД:

-         умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-         способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Юный шахматист».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

-         приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

-         владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

-         приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

В результате освоения программы «Юный шахматист» обучающиеся должны знать/применять:

-         правила техники безопасности во время занятий;

-         историю возникновения и развития шахматной игры;

-         имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

-         вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

-         историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;

-         историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

-         приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

-         уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-         знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

-         иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

-         ориентироваться на шахматной доске;

-         играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-         правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

-         правильно расставлять фигуры перед игрой;

-         различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-         рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

-         знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

-         знать «цену» каждой шахматной фигуры;

-         усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

-         владеть способом взятия на проходе;

-         записывать шахматную партию;

-         уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

-         уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

-         защищать свои фигуры от нападения и угроз;

-         решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

-         ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

-         разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

-         реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

-         владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

-         понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

-         знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

-         уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

-         принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

-         владеть основными шахматными понятиями;

-         владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

-         находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два - три хода;

-         знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

-         уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

-         разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

-         уметь реализовывать материальное преимущество;

-         принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание изучаемого курса

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Модуль I

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Дебютные ловушки.

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

  •  шахматную доску и её структуру;
  •  обозначение полей линий;
  •  ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  •  основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

  •  играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  •  записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  •  находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  •  оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  •  планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  •  определять общую цель и пути её достижения;
  •  решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Модуль II

Повторение

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

  •  Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
  •  Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи-лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:

  •  выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

  •  ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
  •  понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  •  сравнивать и анализировать действия других игроков;
  •  разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Модуль III

Повторение

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах

Тактические приёмы и комбинации.

Определение комбинации

Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

К концу изучения модуляIII учащиеся должны знать:

  •  основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

  •  осуществлять простейшие комбинации;
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата. 

Модуль IV

Атака в шахматной партии

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:

  •  понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
  •  слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;

уметь:

  •  занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
  •  блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
  •  использовать базовые понятия. 

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Тематическое планирование

Модуль I

Фигуры и шахматная доска (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой.

Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка.

Начальная позиция.

Запись шахматных позиций.

Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха.

Открытый, двойной шах.

Мат.

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Пат.

«Бешеные» фигуры.

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Полная и краткая нотация.

Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Классификация дебютов.

Анализ учебных партий.

Раннее развитие ферзя.

Дебютные ловушки.

Модуль II

Повторение (6 ч)

Ходы и взятия фигур.

Понятия шаха, мата и пата.

Задачи на ценность.

Правила записи ходов.

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита (6 ч)

Понятие о защите.

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса (10 ч)

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль (9 ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.

Практическая игра (3 ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

Модуль III

Повторение (3 ч)

Способы защиты от нападения.

Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)

Тактические приёмы и комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва.

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.

Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (2 ч)

Модуль IV

Атака в шахматной партии (3 ч)

Король в центре.

Атака позиции короткой рокировки.

Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции (3 ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии (22 ч)

Что делать после дебюта.

Слабые поля. Временные и постоянные слабости.

Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.

Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта.

Открытие и закрытие линий.

Два слона. 7 и 8 горизонтали.

Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.

Слабость комплекса полей.

Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2018-2019 уч. год

№ п/п

1 «А»

1 «Б»

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

04.09

1

06.09

1

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат

11.09

1

13.09

1

Шахматная доска

18.09

1

20.09

1

Горизонталь

25.09

1

27.09

1

Вертикаль

02.10

1

04.10

1

Диагональ

09.10

1

11.10

1

Шахматная нотация

16.10

1

18.10

1

Шахматные фигуры и начальная позиция

23.10

1

25.10

1

Ладья

13.11

1

08.11

1

Слон

20.11

1

15.11

1

Ферзь

27.11

1

22.11

1

Конь

04.12

1

29.11

1

Пешка

11.12

1

06.12

1

Превращение пешки

18.12

1

13.12

1

Король

25.12

1

20.12

1

Ценность фигур

15.01

1

27.12

1

Нападение

22.01

1

17.01

1

Взятие. Взятие на проходе

29.01

1

24.01

1

Шах и защита от шаха

05.02

1

31.01

1

Мат

19.02

1

07.02

1

Пат – ничья

26.02

1

21.02

1

Рокировка

05.03

1

28.02

1

Основные принципы игры в начале партии

12.03

1

07.03

1

Мат двумя ладьями одинокому королю

19.03

1

14.03

1

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

02.04

1

21.03

1

Мат ферзем и королём одинокому королю

09.04

1

04.04

1

Материальное преимущество

16.04

1

11.04

1

Нарушение основных принципов игры в начале партии

23.04

1

18.04

1

Партии-миниатюры

30.04

1

25.04

1

Запись шахматной партии

07.05

1

16.05

1

Шахматный этикет

31.

32.

14.05

21.05

2

23.05

1

Шахматный турнир

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

№____от___________2018 г.

___________ Е.В. Андрющенко

подпись руководителя МО

Заместитель директора по ВР

_______________Е.В. Ковган

подпись

______          ___________ 2018 г.

дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...