Методическая разработка на тему: «Что такое мюзикл? Постановка мюзикла "Звуки музыки"»
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Мюзикл, как синтетический жанр искусства, в котором в нерасторжимом единстве сосуществуют музыка, пение, танец, драматургия, представляет собой широкое поле деятельности для выявления и развития творческих способностей детей. Он является одним из средств развития индивидуальных черт личности и опытом коллективного взаимодействия.
Цель методической разработки помочь сформировать представление о жанре мюзикл и познакомить учащихся начальных классов с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки» для дальнейший постановки на сцене. Адаптированный текст мюзикла представлен в конце методической разработки (автор: Голаева София Игоревна).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_myuzikl_postanovka_myuzikla_zvuki_muzyki.docx | 40.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 188 с углубленным изучением мировой художественной культуры имени Героя Советского Союза Леонида Георгиевича Белоусова Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Что такое мюзикл? Постановка мюзикла «Звуки музыки»
Методическая разработка
Голаева София Игоревна
Учитель внеурочной деятельности,
руководитель театральной студии «Созвездие»,
ГБОУ СОШ № 188 с углубленным изучением МХК
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
2021
Вступление.
Мюзикл, как синтетический жанр искусства, в котором в нерасторжимом единстве сосуществуют музыка, пение, танец, драматургия, представляет собой широкое поле деятельности для выявления и развития творческих способностей детей. Он является одним из средств развития индивидуальных черт личности и опытом коллективного взаимодействия.
Мюзикл появился и получил широкое развитие в Америке в XX веке. Пытаясь интегрировать и отображать все самое новое и лучшее, он всегда подчеркивал связь с актуальным, популярным в культуре. Поэтому мюзикл с самого начала своего возникновения представлял собой яркие образцы музыкального искусства. Благодаря возможности отражения многих современных тенденций в культуре мюзикл становится особенно актуальным для подрастающего поколения.
Жанр мюзикл активно используется в киноиндустрии. Так многие учащиеся через просмотр фильмов («Вестсайдская история» (1961), «Моя прекрасная леди» (1964), «Звуки музыки»(1965), «Призрак оперы» (2004), «Мэри Поппинс возвращается» (2019) и др.) и особенно мультфильмов («Красавица и чудовище» (1991), «Король лев» (1994), «Рапунцель: Запутанная история» (2010), «Холодное сердце» (2013)) соприкасаются с особенностями жанра мюзикл.
Для определения образовательного потенциала мюзикла для младшего школьного возраста выделяются следующие задачи:
- познакомить учащихся с жанром мюзикл через различные виды деятельности: беседа, просмотр видео, посещение музыкального спектакля;
- провести различные упражнения и тренинги, направленные на знакомство с элементами мюзикла;
- проделать работу с адаптированным текстом мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Звуки музыки»: разбор сюжета, определение основных идей, изучение персонажей, их характеров, образы, мысли и др.;
- поставить мюзикл на сцену.
Несмотря на то, что ведущим видом деятельности для 7-10 летнего возраста еще является игровой, мною был выбран достаточно серьезный мюзикл «Звуки музыки» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II. Работа осуществлялась на материале фильма-мюзикла «Звуки музыки», снятого в 1965 году режиссером Робертом Уайзом. Причины выбора данного материала:
- несложный сюжет с типичной ситуацией (бедная и добрая гувернантка устраивается в богатый дом овдовевшего офицера для воспитания его детей);
- акцентирование внимания сюжета на взаимодействие детей и взрослых: выявление актуальных проблем и для нашего времени (недостаточно внимания и любви родителей и т.д.);
- присутствует много интересных и целостных сцен, которые можно предложить учащимся для постановки;
- яркие и красочные характеры многих персонажей;
- присутствуют красивые песни, самая знаменитая среди них песня «До-Ре-Ми», которую можно попробовать спеть с учащимися;
- в мюзикле есть военная тема: можно отвести отдельный урок и рассказать о событиях Второй мировой войны, приурочив к празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне.
Этот мюзикл был предложен учащимся для разбора (анализа) сюжета, персонажей, их характеров, мыслей и идей, с возможностью последующей постановки его на сцене. Сам мюзикл написан на либретто Ховарда Линдси и Рассела Крауза, по мотивам автобиографии Марии фон Трапп «The Story of the Trapp Family Singers», тем не менее, пришлось адаптировать текст, чтобы второклассникам было легче читать и понимать его. Так как в этом возрасте еще низкие навыки чтения, есть трудности с произношением и пониманием некоторых слов.
Цель: Сформировать представление о жанре мюзикл и познакомить учащихся начальных классов с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки».
Основные задачи:
- Образовательные: формирование представления о жанре мюзикл и его особенностях и отличиях от других жанров театра.
- Воспитательные: воспитать командные взаимоотношения, уважительные отношения друг к другу, умение слышать и слушать друг друга.
- Развитие: развитие образного мышления, фантазии, воображения, внимания.
Образовательные ресурсы: Адаптированный текст мюзикла «Звуки музыки» для школьной постановки. Текст адаптирован мной (Голаевой Софией Игоревной) и представлен в конце методической разработки.
План занятия:
1. Постановка цели занятия – 2 мин.,
2. Проведение разминочных упражнений – 8 мин.,
3. Изучение нового материала – Жанр мюзикл – 5 мин.,
4. Работа с текстом, разбор мюзикла «Звуки музыки» (1 этап) – 10 мин.,
5. Творческое применение знаний и умений - импровизационное разыгрывание первых сцен мюзикла «Звуки музыки» - 8 мин.,
6. Подведение итогов занятия - рефлексия – 2 мин.
Планируемые результаты:
Предметные. Знание и понимание жанра мюзикл и его особенностей. Первая стадия знакомства с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки».
Метапредметные. Самостоятельный поиск мюзиклов (желание узнать больше), желание сходить на постановку какого-нибудь мюзикла в театр или посмотреть его через экран.
Личностные. Сформировать интерес к участию в постановке мюзикла, желание работать в коллективе.
Ход занятия и методы обучения
- Постановка цели занятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! У нас с вами сегодня интересная тема. Мы будем говорить о замечательном жанре мюзикл. Ну что, ребята, вы готовы? Тогда начнем наше занятие с разминки.
- Проведение разминочных упражнений
Сначала проводится пластический тренинг. В театральной деятельности большую роль занимает сценическое движение. Без движения невозможно никакое представление. Тренинги по сценическому движению предусматривают широкое развитие психофизических особенностей организма, приобретение навыков правильного дыхания, саморегуляции и самоконтроля. Одно из самых распространенных упражнений в театральной педагогике это «броуновское движение», которое направленно на усовершенствование сложно координационных навыков и многозадачности. Учащиеся должны ходить в хаотичном движение, ища все время свободное пространство и заполняя его, и пытаться смотреть в глаза, проходящему навстречу человеку. При этом они не разговаривают и все время находятся в движении. Скорость движения задает учитель, регулируя ее:
- «нулевая скорость»- очень медленный шаг (почти на месте),
- «первая скорость» – медленный шаг,
- «вторая скорость» – обычный шаг,
- «третья скорость» – ускоренный шаг,
- «четвертая скорость» – почти бегом.
Также для активизации внимания и памяти упражнение усложняется дополнительными командами, которые задает учитель. Когда учитель говорит:
- «Хоп» - подпрыгнуть,
- «Раз» - присесть на корточки,
- Учитель делает один хлопок в ладоши – подпрыгивание.
Благодаря этому пластическому тренингу учащиеся разогревают мышцы тела, снимают напряжение, подготавливаются к основной части занятия.
Речевой тренинг. Это работа над постановкой дыхания, дикцией, артикуляцией, звучанием. Одно из главных направлений развития речи это - развитие речевого аппарата. Проводится гимнастика для губ, языка через следующие упражнения: губы в «трубочку»-«улыбочку»(чередование), губы вправо-влево, «лошадка»(цоканье языком), «болтушка», «бр-р-р» как пропеллер(сброс губ), «уборка» языком и др. Дальше следует уделить внимание артикуляции. Чем лучше развит артикуляционный аппарат, тем четче и внятнее речь. Используется упражнение, в котором нужно проговаривать сочетание разных звуков: ПТКУ-ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ. Во время тренировки звуки нужно произносить ярче и сильнее, чем в бытовой речи. Закрепляем речевой тренинг с помощью произнесение скороговорок: «Бобр добр для бобрят», «У нас большой переполох, в саду расцвел чертополох», «Белые бараны били в барабаны».
- Изучение нового материала – Жанр мюзикл
Учитель рассказывает о жанре мюзикле и его особенностях. Ведет беседу с учащимися о том, какие они видели мюзиклы в театре или по телевизору. Для активизации их знаний и деятельности применяется метод беседы, который позволяет задать вопросы ученикам: «Видели вы когда-нибудь спектакли, в которых танцуют и поют? Расскажите, что там было?», «Вы смотрели когда-нибудь мультики, в которых много танцевальных сцен с красивыми песнями? Что это за мультики? Про что они? В каких сценах персонажи пели? А может, вы помните фильмы?». Такие вопросы вызывают большой интерес у учащихся, и они с удовольствием вспоминают спектакли, на которые ходили, мультфильмы и фильмы, которые смотрели, ищут сцены, в которых пели и танцевали актеры.
После словесного метода, для того чтобы создать наглядный образ изучаемого явления, сформировать более конкретные представления о жанре, применяется метод демонстрации. Учащимся показывают фрагмент из мультфильма «Холодное сердце» (2013), в котором Анна и Принц Южных Островов Ханс Вестергорд с танцевальными элементами пели песню о себе. С помощью этого наглядного примера многим ребятам становится легче отвечать на вопросы об особенностях жанра мюзикл и его отличиях от других театральных жанров при проведении фронтального опроса как метода закрепления изученного материала. Тем не менее, учитывая специфику возраста, мною были даны только начальные представления о жанре мюзикл.
4. Работа с текстом, разбор мюзикла «Звуки музыки»
Знакомство с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки». Учитель раздает адаптированный текст детям – мюзикл «Звуки музыки». Чтение и первичный разбор ролей. Распределение между учащимися ролей для первичного прочтения, не закрепляя их за ними. Разбор первой и второй сцены мюзикла «Звуки музыки». Ученики работают с текстом и анализируют его.
5. Творческое применение знаний и умений - импровизационное разыгрывание первых двух сцен.
Разыгрываются первые две сцены: «Знакомство с Марией», «Дом капитана Георга фон Траппа. Знакомство с семьей». Каждый выбирает понравившийся ему персонаж и разыгрывает его. Когда учитель второй раз читает текст, то дети, услышав своего героя, начинают вставать и оживлять своих персонажей. Учитель помогает ребятам сделать музыкальную композицию, но с минимальным участием. Важно оценить импровизацию учащихся и проанализировать ее.
6. Подведение итогов занятия – рефлексия.
Учитель: - Вы все молодцы! Я вижу, как вы старались, и с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше! Понравился ли вам мюзикл? Хотите ли вы узнать, что дальше? Отлично, в следующий раз мы уже попробуем разобрать и поставить следующую сцену! Вы готовы?
Домашнее задание: Послушать дома песню «Звуки музыки» и на английском «The Sound of Music», попробовать самостоятельно разобрать текст песни на русском языке: о чем поет Мария?
Диагностика достижения планируемых результатов: Учащиеся познакомились с особенностями мюзикла, сформировали представление о жанре мюзикл и начали свое знакомство с началом мюзикла «Звуки музыки».
Мюзикл «Звуки музыки»
Адаптированный текст для постановки: Голаева София Игоревна
Главные персонажи:
- Мария, круглая сирота, но очень веселая и честная девушка, 21 год.
- Капитан Георг фон Трапп, барон, истинный аристократ и храбрый офицер, большой патриот Австрии, после смерти жены оставшийся один с проблемой воспитания семерых детей.
- Макс Детвайлер, друг капитана фон Траппа, музыкальный продюсер, всякий раз подчеркивающий, что искусство должно быть вне политики.
- Франц, дворецкий капитана фон Траппа, скрыто симпатизирует нацистам
- Фрау Шмидт, домоправительница капитана фон Траппа, сочувствующая детям капитана, что они "не играют, а маршируют".
Дети:
- Лизль фон Трапп, 16 лет, красивая девушка, влюбленная в Рольфа
- Фридрих фон Трапп, 14 лет, непослушный ребенок, делает все по-своему
- Луиза фон Трапп, 13 лет, с виду незаметная, но на деле очень смелая.
- Курт фон Трапп, 10—11 лет, самый активный из детей, старающийся быть похожим на отца
- Бригитта фон Трапп, 9 лет, много читает, стеснительная
- Марта фон Трапп, 6—7 лет, слегка картавит из-за смены зубов
- Гретль фон Трапп, 5 лет, младший ребёнок, милый.
- Сцена первая. Знакомство с Марией.
На вершине холма. Кругом летают птички, выглядывают различные звери: кролики, белочки, бобры.
Мария: Ах, как прекрасно здесь! Какой красивый холм! Здесь и чистое озеро, и белочки прыгают по деревьям, и кролики скачут друг за другом, и бобры приветливо смотрят на меня, и птицы надо мной кружатся и поют. И мне так хочется петь…
Холмы оживают под музыки звуки,
Под старый мотив, что до боли знаком.
И в сердце моем нет места для скуки,
Когда мы с холмами вместе поем
Звери разговаривают между собой.
Белочки: Это Мария. Она такая добрая, приветливая. Всегда улыбается.
Кролики: Она такая молодая. Ей всего 21 год. Зато всем помогает. Какая хорошая!
Бобры: Слышал, она хочет стать монахиней. Пойти в монастырь. И петь песни только для Бога.
Птицы: Голос Марии такой замечательный! Мы так обожаем, когда она поет. Мы хотим петь вместе с ней.
Мария: Ох, мои любимые звери, любимые деревья и холмы. Меня посылают в дом морского капитана, чтобы я стала гувернанткой для его семерых детей. Увижу ли я вас? (Поет)
В час грусти к холмам я одна убегаю,
В надежде услышать старую песнь.
Мне музыки звуки печаль заживляют,
Я вновь буду петь.
- Сцена вторая. Дом капитана Георга фон Траппа. Знакомство с семьей.
Мария стучится в дверь. Дворецкий открывает дверь и приглашает ее во внутрь. Мария с любопытством осматривается.
Мария: Ох, какой чудесный дом! Сколько чудесных комнат. А что там? (хочет заглянуть в комнату)
Капитан: Кто вам разрешил заходить в запрещенную комнату?
Дворецкий: Капитан, я везде вас искал. Это новая гувернантка.
Капитан: Так, вы двенадцатая гувернантка по счету, и надеюсь, вы будете лучше других. Прошлая пробыла здесь два часа!
Мария: Что не так с детьми, сер?
Капитан: С детьми все нормально, проблема в гувернантках! Они не умели поддерживать дисциплину. А без дисциплины дом не может существовать. Запомните это!
Мария: Да, сер.
Капитан: Каждый день вы будете заниматься с ними, я не позволю им играть! А теперь давайте я вас познакомлю с ними. (Свистит в свисток)
Дети маршем выходят друг за другом от старшего до младшего. Строятся в линию. Злобно смотрят на новую гувернантку.
Капитан: Это ваша новая гувернантка. Назовите ваше имя по свистку.
Каждый ребенок по свистку выходит вперед и называет свое имя: четко и громко.
Капитан: Возьмите свисток.
Мария: Нет, мне это не надо. Свист годится для собак, кошек и других животных, но не для детей. Это слишком унизительно. Тем более у них такие прекрасные имена.
Капитан уходит. Затем за ним уходят дети, маршируя.
- Сцена третья. Комната Марии.
Мария: - Ох, эти дети! (Вынимает что-то из кармана – очередная детская пакость). Они совершенно меня не любят. Но они такие несчастные, им так хочется свободы.
Звуки грозы и грома. По одному дети входят в комнату Марии. Им страшно. Она их успокаивает.
Гретль: Мария, можно к тебе. Мне так страшно.
Мария: А где все остальные?
Гретль: Они все спят. Они не боятся грозы.
Появляется в дверях Марта, за ней Бригитта. Им страшно.
Марта: Ой, там так страшно.
Бригитта: И мне тоже страшно.
Сильный удар грома. Появляются все остальные дети.
Мария: Смотри все здесь. Ну-ка залезайте все на кровать.
Марта: Почему гром злиться? Мне поэтому так страшно.
Мария: Когда мне грустно или страшно, я стараюсь думать о хороших вещах.
Бригитта: Какие это хорошие вещи?
Мария: Хорошие вещи – цветы, зеленые луга, небо полное звезд… (поет)
Капли дождя на розах и усы котёнка,
Начищенные до блеска медные чайники
и тёплые шерстяные рукавицы,
Коричневые бумажные пакеты,
перевязанные лентами –
Вот немногие из моих любимых вещей.
Когда укусит собака,
Когда ужалит пчела,
Когда мне станет грустно,
Я просто вспоминаю свои любимые вещи,
И уже не чувствую себя так плохо.
Песня «My Favorite Things» (не целиком). Дети тоже начинают петь. Кидают друг другу подушку (можно также накидывать и одну строчку). Входит капитан вместе с домоправительницей.
Капитан: (сердито) Что здесь происходит? В такой час! В комнате гувернантки! Быстро по кроватям!
Мария: (печально) Сер, простите.
Капитан: Чтобы больше того не было!
Мария: Да, сер.
Капитан уходит
Домоправительница: Не беспокойтесь, ложитесь спать, завтра он уезжает надолго.
- Сцена четвертая. Пикник на холме.
Мария сидит на пледе вместе с Лизль, Гретой и Мартой. Остальные играют в мяч. Фридрих подбегает к Марии.
Грета: А мы можем делать это каждый день, Мария?
Мария: Тогда вам быстро надоест.
Фридрих: Мне не было так весело с тех пор, когда я намазал зубной пастой лицо бывшей гувернантке.
Мария: Я не понимаю, как такие милые дети могут устраивать такие ужасные проделки.
Бриггита: Это легко!
Марта: Да!
Лизль (расстроено): А как нам иначе заполучить внимание отца.
Мария (огорчено): Понятно. (немного позже) Что ж идите все сюда (все подходят). Давайте что-нибудь сделаем для папы, когда он приедет.
Фридрих: Папа не хочет, чтобы мы пели.
Мария (радостно): Может, мы сможем его переубедить. Какие вы песни знаете?
Курт: Мы не знаем никаких песен.
Мария: Ни одной?
Луиза: Да. Мы даже не знаем, как петь.
Мария: Что ж тогда начнем с самого начала. Когда вы читаете, вы начинаете с
Гретль: А, Б, В…
Мария: А когда вы поете вы начинаете с До, Ре, Ми (все повторяют – 2 раза)
Мария: А если все ноты - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. (видит , что дети не поняли). Попробуем упростить! До – это..
Фридрих: Дорога, длинная дорога.
Мария: Ре – это..
Бриггита: Река, которая течет под мостом.
Мария: Ми – это..
Марта: Мир, который вокруг нас.
Мария: Фа – это..
Курт: Факел, который сияет в ночи.
Мария: Соль – это..
Грета: Соль стоит с перцем.
Мария: Ля – это..
Луиза: Лягушка, что сидит в болоте.
Мария: Си – это..
Лизль: Сирень, которая растет весной.
Мария: И вот мы вернулись снова к До, Ре, Ми…
(повтор)
- Сцена пятая. Возвращение капитана.
Приезд капитана с другом.
Макс: Эх, мне нужно кого-нибудь найти, кто сможет блеснуть на народном фестивале творчества.
Капитан: Они получат известность, а ты деньги.
Мария: Здравствуйте, ваши дети кое-что приготовили для вас.
Капитан: Правда?
Дети поют «The Lonely Goatherd». Все восхищаются. Капитан обнимает своих детей.
Макс: Это превосходно! Очаровательно! Я нашел кто, сможет выиграть на народном фестивале творчества.
Капитан: (удивлено) Кто же, Макс?
Макс: Твои дети, конечно же.
Капитан: Нет, забудь. Семья фон Трапп никогда не будет выступать перед публикой.
Макс: Но, это будет успех!
Капитан: Нет.
Дворецкий приносит записку.
Дворецкий: (протягивает записку) Это вам, сер.
Капитан читает.
Лизль: (взволнованно) Что там, папа?
Капитан: Мария, увидите детей, пожалуйста, и вернитесь.
Мария: Да, сер.
Уводит детей. Капитан снова читает письмо. Возвращается Мария с домоправительницей.
Капитан: Я должен сообщить вам срочную новость. Меня вызывают на морскую военную службу немедленно. Но я не желаю служить Германии, поэтому я принял решение – бежать! Прямо сейчас!
Макс: Всем домом? Это невозможно.
Мария: Сер, дети легли спать, они устали.
Домоправительница: Как же мне успеть, все упаковать?
Макс: Если мы прямо сейчас выйдем, нас поймают. Но у меня есть идея!
Мария: (догадалась) Народный фестиваль!
Капитан: (подумав) Так и быть.
- Сцена шестая и последняя. Фестиваль.
На сцену выходит вся семья фон Трапп вместе с Марией поют песню «The Lonely Goatherd» и прощальную песню «So Long, Farewell».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи...
Методическая разработка на тему: «Что такое доброта?»
Конспект занятияна тему: «Что такое доброта?» Санкт-Петербург2018...
методическая разработка по теме "Инфинитив и герундий" для 9 класса на основе современной британской музыки"
в настоящее время главной задачей учителя является не просто "дать знания" обучающимся, но и пробуди...
Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"
Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе....
Методическая разработка по теме: «Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»
Методическая разработка по теме:«Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Что такое хорошо, что такое плохо"
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.Задачи:Разви...
Методическая разработка на тему "Зима и музыка"
Цель: Дать понятие выразительности и изобразительности в разных видах искусства....