Методическая разработка на тему "Зима и музыка"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Цель: Дать понятие выразительности и изобразительности в разных видах искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_i_muzyka.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Зима и музыка»

     Цель: Дать понятие выразительности и изобразительности в разных видах искусства.       Задачи: 

  • Обучать умению анализировать выразительные средства музыки,   изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии).
  • Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи
  • Развивать умение услышать и выразить в словах замысел композитора.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Вид урока: Традиционный.

Информационно-методическое обеспечение: Музыкальный центр, фортепиано, хрестоматия музыкального материала и учебник для 4-го класса, медиапроектор.

Музыкальное содержание: П.И.Чайковский «Зимнее утро», «У камелька», Г.Свиридов «Поет зима, аукает», Ц.Кюи, стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Понятия, термины:  Средства музыкальной выразительности, оркестр, смешанный хор.

Ход урока:

  1. Организационный момент: Музыкальное приветствие.
  2. Основная часть:

Учитель:  Сейчас у нас самое холодное время года - зима. Но, несмотря на холод, многие любят это время года, особенно вы, дети, потому что зимой много развлечений, которых не бывает ни весной, ни летом, ни осенью. Какие зимние развлечения вы любите?

Дети: Рассказывают о любимых зимних развлечениях.

Учитель: Однако все знают, что зима бывает разная. Солнечная, морозная, ясная погода может смениться вьюгой, метелью. Этому времени года посвящено много разных произведений искусства и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

        Мороз и солнце; день чудесный!

                   Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

                   Пора, красавица, проснись:

                   Открой сомкнуты негой взоры

                   Навстречу северной Авроры

                   Звездою севера явись!

Кто автор этих стихов?

Дети: Автор этих стихов А.С.Пушкин.

Учитель: О чем рассказывается в этом стихотворении?

Дети: В стихотворении рассказывается о красоте солнечного, морозного зимнего утра.

Учитель: Какое настроение выражено в стихотворении?

Дети: В стихотворении выражена радость, восхищение, восторг.

Учитель: Какие слова наиболее ярко выражают настроение?

Дети: Мороз и солнце; День чудесный!

Учитель: Посмотрите на картину. Созвучно ли настроение, переданное в стихотворении и на картине?

Дети: Созвучно. В стихотворении день ясный, солнечный, морозный, на картине солнце яркое, слепящее, краски светлые.

Учитель: Послушайте музыкальное произведение. Этой музыкой композитор хотел нарисовать картину природы (изобразительные элементы) или передать настроение?

Слушание: П.И.Чайковский «Зимнее утро»

Дети: В этой музыке нет изобразительных элементов. Здесь передается настроение, хотя под начальную «подпрыгивающую» мелодию можно представить, как кружится снежок. (При ответе на этот вопрос мнения детей обычно расходятся. Каждый получает возможность высказать свой вариант ответа, зная, что его выслушают с вниманием и интересом, потому что индивидуальное восприятие произведения искусства является самым ценным опытом, который ребенок получает, общаясь с прекрасным.)

Учитель: Это музыкальное произведение написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Называется оно «Зимнее утро».

Какое настроение автор выразил в своей музыке?

Дети: В музыке выражено радостное, светлое настроение и, как будто, нетерпение, а в середине мелодия звучит как просьба.

Учитель: Как вам кажется, где находится герой, о котором рассказывает музыка: в помещении или на улице?

Дети: Музыка подвижная, а не «застывшая», значит герою тепло и он находится в помещении.

Учитель: Как можно понять, что это утро?

Дети: Здесь есть мажор, музыка светлая, как будто светит солнышко.

Учитель: О ком рассказывает музыка, о взрослом или о ребенке?

Дети: Мелодия непоседливая, «скачущая» то вверх, то вниз, темп быстрый. Так двигается ребенок.

Учитель: Это музыкальное произведение П.И.Чайковский включил в цикл пьес «Детский альбом». Пьесы этого цикла рассказывают о разных событиях из жизни ребенка. На каком инструменте было исполнено «Зимнее утро»?

Дети: На фортепиано.

Учитель: Послушайте еще одно стихотворение А.С.Пушкина.

        Буря мглою небо кроет

         Вихри снежные крутя,

         То, как зверь она завоет,

         То заплачет, как дитя…

Учитель: Какие слова помогают поэту создать образ снежной бури?

Дети: Буря, мгла, вихри снежные.

Учитель: Какой должна быть музыка, рисующая картину бури?

Дети: Музыка, рисующая картину бури должна быть быстрая, грозная, стремительная, громкая.

Учитель: Послушайте музыкальное произведение Г.Свиридова-русского композитора «Поет зима, аукает»

Слушание Г.Свиридов «Поет зима, аукает»

Учитель: Подходит к этой музыке то описание характера, которое мы дали?

Дети: Характер музыки соответствует тому описанию, которое мы дали: Это подчеркивается средствами музыкальной выразительности: мелодия скачками, ритм неровный, динамика форте, темп быстрый.

Учитель: Кто исполняет это произведение?

Дети: Это произведение исполняет оркестр и смешанный хор.

Учитель: Что такое оркестр, смешанный хор?

Дети: Оркестр-это коллектив исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах. Смешанный хор-это коллектив певцов, состоящий из мужских и женских голосов.

Учитель: Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

Дети: На картине изображена зимняя буря.

Учитель: Какое настроение, какие чувства вызывает эта картина?

Дети: Настроение переданное картиной мрачное, жуткое, что подчеркивается темными красками. Небо затянуто серыми тучами. Зловещее впечатление создает отблеск солнца на фоне снежной пурги.

Учитель: Созвучно ли настроение картины и музыки?

Дети: Да, картина и музыка вызывают похожие настроение и чувства.

Учитель: За окном буря, метель, вьюга, а в комнате тепло и уютно. Сидя у камина (камелька), так приятно отдохнуть долгим зимним вечером.

Слушание: П.И.Чайковский «У камелька»

Какое настроение передано в музыке?

Дети: В музыке передано настроение покоя, уюта, радости, что подчеркивается средствами музыкальной выразительности: мелодия поступенная, динамика меццо-форте, пиано, ритм ровный.

Учитель: Кто исполняет это музыкальное произведение?

Дети: Это музыкальное произведение исполняет фортепиано.

Учитель: Написал это музыкальное произведение тоже П.И.Чайковский. Называется оно «У камелька» (У камина) и входит в цикл произведений «Времена года»

  1. Вокально – хоровая работа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с песней, тоже рисующей картину зимней природы, но сначала подготовим свой голосовой аппарат к пению.

Распевка: «Зима»

                  «Колокольчики»

                  «Морозный день»

Во время прослушивания песни определите, при помощи каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал нам зимнюю картину в песне?

Дети: Медленный темп, минорный лад, характер спокойный, задумчивый…

Учитель: Сегодня мы выучим 1 куплет песни.

Разучивание 1-го куплета.

  1. Заключительная часть: Повторение и закрепление.

Учитель: О чем мы говорили сегодня на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы говорили о музыкальных произведениях, рисующих картины зимней природы.

Учитель: С какими произведениями мы познакомились?

Дети: Мы познакомились с пьесами П.И.Чайковского «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом» и «У камелька» из цикла «Времена года», музыкальным произведением Г. Свиридова «Поет зима, аукает» и песней Ц.Кюи на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли композиторам нарисовать такие разные музыкальные картины?

Дети: Средства музыкальной выразительности: мелодия - главная музыкальная мысль, темп – скорость исполнения, динамика – громкость звука, ритм – чередование длинных и коротких звуков, тембр – окраска звучания голоса или музыкального инструмента, штрихи, лад.

Учитель: Что такое оркестр и смешанный хор?

Дети: Оркестр-это коллектив исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах. Смешанный хор-это коллектив певцов, состоящий из мужских и женских голосов.

Учитель: Какие картины зимней природы нарисовали композиторы в своих музыкальных произведениях?

Дети: В своих произведениях композиторы нарисовали картину солнечного, морозного зимнего утра, картину зимней бури и уютную картину зимнего вечера у камина.

  1. Рефлексия:

Учитель: Какое из музыкальных произведений, услышанных на уроке, вам понравилось больше всего?

  1. Домашнее задание:

Нарисуйте иллюстрацию к тому произведению, которое вам понравилось больше всего. Рассмотрите картины русских художников, изображающие зимние пейзажи и расскажите в классе о тех, которые вам запомнились. Подберите стихотворение  русского поэта, не звучавшее в классе, которое, по вашему мнению, передает то же настроение, что и одно из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка открытого урока по музыке "В современных ритмах. Мюзикл"

Данный урок проводится в разделе "В музыкальном театре" в 4 классе. Представляет собой урок-исследование. Разработан с учетом требований ФГОС...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, с...

Методическая разработка. Конспект урока по музыке для 2-го класса по теме "Молитва"

Методическая разработка содержит конспект урока музыки в коррекционной школе и презентацию к уроку. Класс: 2 классТема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…»Те...

методическая разработка.Презентация к уроку музыки во 2 классе «Молитва»

Методическая разработка. Презентация к уроку музыки во 2 классе по теме «Молитва»...