Методическая разработка на тему: «Что такое доброта?»
методическая разработка (1 класс)

Прокофьева Снежана Андреевна

 

Конспект занятия

на тему: «Что такое доброта?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018

 

Конспект занятия

на тему: «Что такое доброта?».

для обучающихся 1-4 классов

 

Цель: сформировать у учащихся представления о толерантности и добром отношении к окружающим людям.


Задачи:

- формировать у детей понятий о толерантности и доброте;
- учить правильному общению;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций;

-  воспитывать чувство уважения друг к другу.


Оборудование и наглядность:

- Презентация «Что такое доброта?».

- Мультипликационные фильмы: «Гадкий утенок».
- Песня «Улыбка», «Дорогою добра».
- Листы бумаги и цветные карандаши.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия


1.Организационный момент.
 Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! (Дети прослушивают песню «Улыбка»).

 2. Вступительная беседа.

Воспитатель: Какая песня начинает наше занятие? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…) (ответы детей)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…

3. Сообщение темы урока

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

-Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Сегодня мы поговорим с вами о Доброте. Тема нашего занятия «Что такое доброта?». Он посвящен двум, казалось бы незаметным датам.  16 ноября отмечается Международный день толерантности, 3 декабря – Международный день инвалидов.

4. Работа по теме

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
 

-  В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Воспитатель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки? (ответы детей)

-А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном утёнке. (Просмотр м/ф «Гадкий утёнок»)

Беседа
 Воспитатель: Ребята, скажите, виноват ли утенок в том, что он родился большой и неуклюжий? (Нет)
- А встречали ли вы людей, которые не похожи на других?

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

Воспитатель: У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
-Молодцы. Вы справились с этим испытанием.

«Наши поступки»

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь ?
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение ) (ответы детей)

-Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе?

-(Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе «рыцари» он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем )

-Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать) (ответы детей)
-Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили )

Воспитатель: Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?» Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?

(Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )

Игра-тренинг «Не будь таким, как все»

- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

-Как называется наша страна? (Россия).

- А какие народы живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети - инвалиды…).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру? (Да) (ответы детей)

- Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.

(Проводится игра)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)
- Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей
Воспитатель: Что такое дружба?
(Дети читают стихи)
Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом -  даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

 Пословицы о дружбе и доброте
Воспитатель: Какие пословицы о доброте вы нашли?

* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит. и т.д.

 

Объясним пословицы о дружбе.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть на нашу выставку рисунков. Тема «Как мы умеем дружить».

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (воспитатель разделяет рисунки на две группы)

(Дети работают под музыку «Дорогою добра»)
 

6.Итог

Рефлексия
Воспитатель: Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
- Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”.
Воспитатель: Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

- Оцените свои знания, выберите цветочек и положите в корзинку. Молодцы, Ребята! Всем большое спасибо! И наше занятие я хотела бы закончить такими строчками:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!
-А теперь давайте послушаем песню песню «Если добрый ты».

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.10_konspekt_itogovoy_besedy_chto_takoe_dobrota.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему: «Что такое доброта?»

Санкт-Петербург

2018

Конспект занятия

на тему: «Что такое доброта?».

для обучающихся 1-4 классов

Цель: сформировать у учащихся представления о толерантности и добром отношении к окружающим людям.


Задачи: 

- формировать у детей понятий о толерантности и доброте;
- учить правильному общению;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций;

-  воспитывать чувство уважения друг к другу.


Оборудование и наглядность: 

- Презентация «Что такое доброта?».

- Мультипликационные фильмы: «Гадкий утенок».
- Песня «Улыбка», «Дорогою добра».
- Листы бумаги и цветные карандаши.


Ход занятия


1.Организационный момент.
 
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! (Дети прослушивают песню «Улыбка»).

 2. Вступительная беседа.

Воспитатель: Какая песня начинает наше занятие? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…) (ответы детей)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…

3. Сообщение темы урока

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

-Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Сегодня мы поговорим с вами о Доброте. Тема нашего занятия «Что такое доброта?». Он посвящен двум, казалось бы незаметным датам.  16 ноября отмечается Международный день толерантности, 3 декабря – Международный день инвалидов.

4. Работа по теме

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?
(ответы детей)

-  В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Воспитатель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки? (ответы детей)

-А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном утёнке
. (Просмотр м/ф «Гадкий утёнок»)

Беседа
Воспитатель: Ребята, скажите, виноват ли утенок в том, что он родился большой и неуклюжий? (Нет)
- А встречали ли вы людей, которые не похожи на других?

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют?
(Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

Воспитатель: У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
-Молодцы. Вы справились с этим испытанием.

«Наши поступки»

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь ?
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
 (ответы детей)

-Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе?

-(Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе «рыцари» он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем )

-Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
 (ответы детей)
-Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили )

Воспитатель: Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?» Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?

(Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )

Игра-тренинг «Не будь таким, как все»

- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

-Как называется наша страна? (Россия).

- А какие народы живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети - инвалиды…).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру? (Да) (ответы детей)

- Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.

(Проводится игра)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)
- Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей

Воспитатель:
 Что такое дружба?
(Дети читают стихи)
Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом -  даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

 
Пословицы о дружбе и доброте
Воспитатель: Какие пословицы о доброте вы нашли?

* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит. и т.д.

Объясним пословицы о дружбе.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть на нашу выставку рисунков. Тема «Как мы умеем дружить».

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке.
(воспитатель разделяет рисунки на две группы)

(Дети работают под музыку «Дорогою добра»)

6.Итог

Рефлексия
Воспитатель: Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
- Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”.
Воспитатель: Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили. 

- Оцените свои знания, выберите цветочек и положите в корзинку. Молодцы, Ребята! Всем большое спасибо! И наше занятие я хотела бы закончить такими строчками:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!
-А теперь давайте послушаем песню песню «Если добрый ты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Что такое хорошо, что такое плохо"

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.Задачи:Разви...

Методическая разработка воспитательского часа " Что такое " Буллинг"?

Цель занятия: знакомство с понятием «буллинг», с мерами предупреждения и предотвращения данного явления в социальной группе – класс.Задачи: познакомить с понятиями физическое и...

Методическая разработка классного часа "Что такое доброта"

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями....

Методическая разработка на тему: «Что такое мюзикл? Постановка мюзикла "Звуки музыки"»

Мюзикл, как синтетический жанр искусства, в котором в нерасторжимом единстве сосуществуют музыка, пение, танец, драматургия, представляет собой широкое поле деятельности для выявления и развития творч...

Методическая разработка классного часа "Что такое совесть"

Тема классного часа: «Что такое совесть»Цель: создание условий для овладения теоретическими знаниями (осмысление понятия «совесть») и расширения представлений учащихся об ответ...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...