Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_igrovye_priemy_na_uroke_muzyke.docx | 197.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУСОШ № 213 Фрунзенского района с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме
«Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки»
Степановой Анны Ивановны
«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский.
Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней и младшей школе.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Цель: применения игровых приемов: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
- повышение качества подготовки детей на основе использования в учебном процессе игровых приёмов;
- организация самостоятельной работы детей по формированию основополагающих знаний школьного курса;
- повышение эффективности урока через использование игровых приемов.
Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и энергия учителя. А использование на уроках музыки игровых приемов, игровых ситуаций и, наконец, музыкально-дидактических игр даёт возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечитьповышение эффективности занятий. Опыт подсказывает, что игровой метод наиболее целесообразен для обучающихся, так как их интерес к игре достаточно велик.
«Игра — в значительной степени основа всей
человеческой культуры».
Анатолий Васильевич Луначарский
Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру 1.«Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его.Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.
2.Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звук «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Г.К. Селевко разделяет игры следующим образом:
по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
по характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.
Также в данной разработке представлены этапы разработки игровой технологии и большое место уделено вопросу применения игровых технологий на уроках музыки. Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
3.«Узнай песню». Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.
4.«Поймай темп». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка прерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.
То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается очень смешно.
5. «Бубенчики»
Жили- были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон.
У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик Дан, пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому. В разных регистрах звучат интонации, а дети должны отгадать имя бубенчика.
Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы. |
На уроках я даю детям разгадывать шарады, ребусы, загадки.
1. В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)
2. Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба), и т. д.
Классификация игр на формирование УУД
Направление | Название игры | На что направлено (УУД) |
Предметное | «Кто дольше слышит звук» «Кто быстрей?» | Познавательное (на внимание), личностное |
Ролевое | «Узнай песню» | Коммуникативное, познавательное, личностное |
Ролевое | «Поймай темп» | Коммуникативное (чувство ритма), личностное |
Предметное | «Бубенчики» «Лисичка, птичка, медведь» | Познавательное (высота звука), личностное |
Игра-драматизация | «Играем в оркестр» | Познавательное, коммуникативное, личностное |
Предметное | «Угадай инструмент» «А+Б» | Познавательное (накопление слухового опыта), личностное |
Предметное | «Музыка и движение» | Познавательное (пластическое интонирование) |
Предметно-дидактическое | «Громко и тихо» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Сюжетное | «Инсценировка» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Ассоциативная игра | «Эмоции» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Предметно-дидактическое | Шарады, ребусы, загадки. | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют: Коммуникативные УУД:
- умение слышать, слушать, понимать собеседника;
- выполнять согласованно совместные дела, распределять роли;
- взаимно контролировать действия друг друга;
- уметь договориться;
- правильно выражать свои мысли;
Познавательные УУД:
- сравнивать, искать хитроумные решения;
- находить закономерности;
Регулятивные УУД:
- планировать, оценивать правильность выполнения действий;
Личностные УУД–
- фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;
Игровые технологии на внеклассных мероприятиях заключается в постановке сказок:
«Азбука»
«Муха-цокотуха»
«Теремок- портфель»
«Репка на новый лад»
«Пожар в лесу»
«Случай в царстве дневника», где использовались коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…
В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Используемая литература:
1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва НИИ школьных технологий, 2005.
3. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Ростов–на - Дону «Феникс». 2004.
4. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Лазанье по канату в три приема" (Сюжетный урок) 3 класса
Особенность данного урока «Лазанье по канату способом в три приёма», для учащихся 3 класса проведён согласно установленным Стандартом образовательных направлений....
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...
методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Формы, методы и приёмы обучения на уроках в начальной школе...
ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"
Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"...