Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-го класса
рабочая программа по чтению (1 класс)
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1 - го класса
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск Пуровского района
Исаева Светлана Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Учебник В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина и др. «Азбука» в 2-х частях, (с приложением на CD-диске) Москва. Просвещение, 2018 г.;
- Учебник « Литературное чтение» для 1 класса начальной школы /Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ - Москва: Просвещение, 2018 г.;
- Рабочая тетрадь по литературному чтению. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2019 г.;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
- развитие уменияустанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
- понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
- овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
- определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
- накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
- понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
- развитие умение сопереживать героям;
- умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
- осознание цели речевого высказывания;
- умение задавать вопрос по услышанному произведению;
- умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
- умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
- формирование запаса литературных художественных впечатлений;
- понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
- актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
- развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:
- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
- кодировать и перекодировать информацию;
- осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
- обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
- распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
- словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
- в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
- в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
- в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
- в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
- в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
- в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
- в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
- формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.
Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Критерии оценивания
В 1-м классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | |
План | Факт | |||
1 четверть | ||||
Подготовительный этап. Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение. (15 часов) | ||||
1 | 1 | Русская народная сказка «Теремок» | ||
2 | 1 | Русская народная сказка «Репка» | ||
3 | 1 | Русская народная сказка «Колобок» | ||
4 | 1 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | ||
5 | 1 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | ||
6 | 1 | К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха» | ||
7 | 1 | К.И.Чуковский «Мойдодыр» | ||
8 | 1 | Загадки, песни, потешки | ||
9 | 1 | Русская народная сказка «Волк и лиса» | ||
10 | 1 | Русская народная сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||
11 | 1 | К.И.Чуковский «Айболит» | ||
12 | 1 | Л.Н.Толстой «Маша и медведь» | ||
13 | 1 | Л.Н.Толстой «Лиса и журавль» | ||
14 | 1 | Русская народная сказка «Курочка Ряба» | ||
15 | 1 | Стихи А.Л.Барто | ||
Знакомство с учебником. Аудирование. Говорение. (17 часов) | ||||
16 | 1 | «Азбука» – первая учебная книга. | ||
17-18 | 2 | Речь устная и письменная. Предложение. | ||
19-20 | 2 | Практическое ознакомление с предложением. | ||
21-22 | 2 | Слова в предложениях. | ||
23-24 | 2 | Слово и предложение. | ||
25-26 | 2 | Слог. | ||
27 | 1 | Ударение. Ударный слог. | ||
28 | 1 | Звуки в окружающем мире и в речи. | ||
29 | 1 | Звуки в словах. | ||
30-31 | 2 | Слог-слияние. | ||
32 | 1 | Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Слово и предложение». | ||
Подготовительный этап. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Слоги в словах. Звуки речи. (8 часов) | ||||
33-34 | 2 | Слово и предложение. | ||
35-37 | 3 | Слово и слог. | ||
38-40 | 3 | Гласные и согласные звуки. | ||
Букварный период. Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с опорой на схему. (16 часов) | ||||
41-42 | 2 | Гласные звуки и буквы а, А. | ||
43-44 | 2 | Гласные звуки и буквы у, У. | ||
45-46 | 2 | Гласные звуки и буквы о, О. | ||
47-48 | 2 | Гласный звук и буква ы. | ||
49-50 | 2 | Гласные звуки и буквы и, И. | ||
51-52 | 2 | Согласные звуки и буквы н, Н. | ||
53-54 | 2 | Согласные звуки и буквы с, С. | ||
55-56 | 2 | Звуковой анализ слова. | ||
Повторение и закрепление пройденного за полугодие. (6 часов) | ||||
57-60 | 4 | Закрепление изученного материала. | ||
61-62 | 2 | Практические упражнения в чтении слогов. | ||
Букварный период. Обучение чтению слов. Освоение согласных и гласных звуков и букв (54 часа). | ||||
63-64 | 2 | Звуки и буквы к, К. | ||
65-66 | 2 | Звуки и буквы т, Т. | ||
67-68 | 2 | Звуки и буквы л, Л. | ||
69-70 | 2 | Звуки и буквы р, Р. | ||
71-72 | 2 | Звуки и буквы в, В. | ||
73-74 | 2 | Звуки и буквы п, П. | ||
75-76 | 2 | Звуки и буквы м, М. | ||
77-78 | 2 | Звуки и буквы з, З. | ||
79-80 | 2 | Звуки и буквы б, Б. | ||
81-82 | 2 | Звуки и буквы д, Д. | ||
83-84 | 2 | Звуки и буквы г, Г. | ||
85-86 | 2 | Звуки и буквы ч, Ч. | ||
87-88 | 2 | Звуки и буквы ш, Ш. | ||
89-90 | 2 | Звуки и буквы ж, Ж. | ||
91-92 | 2 | Звук и буква й. | ||
93-94 | 2 | Буква ь. | ||
95-96 | 2 | Звуки и буквы е, Е. | ||
97-98 | 2 | Звуки и буквы я, Я. | ||
99-100 | 2 | Звуки и буквы ё, Ё. | ||
101-102 | 2 | Звуки и буквы х, Х. | ||
103-104 | 2 | Звуки и буквы ю, Ю. | ||
105-106 | 2 | Звуки и буквы ц, Ц. | ||
107-108 | 2 | Звуки и буквы э, Э. | ||
109-110 | 2 | Звуки и буквы щ, Щ. | ||
111-112 | 2 | Звуки и буквы ф, Ф. | ||
113-114 | 2 | Звуки и буквы ъ. | ||
115-116 | 2 | Закрепление изученного материала. | ||
Я и мои друзья (4 часа) | ||||
117-118 | 2 | Рассказы о детях Ю. Еролаева, М. Пляцковского. | ||
119-120 | 2 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | ||
О братьях наших меньших (8 часов) | ||||
121-122 | 2 | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. | ||
123-124 | 2 | Рассказы В. Осеевой. | ||
125-126 | 2 | Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского. | ||
127-128 | 2 | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | ||
Повторение и закрепление пройденного за год (4 часа). | ||||
129-132 | 4 | Отработка техники чтения. Обобщение изученного материала за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , УМК "Начальная школа 21 века" (вариант 7.1.)
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для обучающихся 2а класса с ЗПР (вариант 7.1.) ...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ 1 класс (вариант 7.1)
АООП для обучающихся с ОВЗ по литературному чтению (вариант 7.1)...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 1 класс вариант 5.1
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читател...
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями в речи (ТНР), на основе общеобразовательной программы ...