Материал для создания рабочей программы по русскому языку.
рабочая программа (4 класс)
Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по русскому языку. 4 класс. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
4 КЛАСС
На основе авторской программы М. С. Соловейчик (учебно – методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация ХХI век»).
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Общая характеристика предмета «Русский язык» в 4 классе.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
В четвёртом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, на основе знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.
Таким образом, курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Программы общеобразовательного учреждения
- Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 376 с.
- Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – 10-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 176 с.
- Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – 10-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 176 с.
- Соловейчик М. С.
К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник 1 к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч 1./ Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. – 13-е изд.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 96 с.
- Соловейчик М. С.
К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник 2 к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч 2./ Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. – 13-е изд.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 80 с.
- Соловейчик М. С.
К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник 3 к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч 3./ Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. – 12-е изд.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 64 с.
Планируемые предметные результаты освоения программы
по русскому языку в 4-ом классе
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно- познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами – в пределах изученного;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения, в частности, изменяя лицо рассказчика;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й, ]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й, ] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (а основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).
Выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звуко- буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);
– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
- выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– понимать особенности строения сложных предложений.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
– строить словосочетания разных видов;
– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;
– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы), в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);
– списывать текст и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание учебного курса.
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно- познавательных задач.
Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.
Построение несложного рассуждения (рассуждение- объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.)
Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.
Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.
Фонетика и графика. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика). Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.
Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).
Морфология
Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.
Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.
Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов, типа: место, дело, ёж и т.п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?»
Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).
Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).
Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; окончания глаголов личные и родовые.
Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.
Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвони ´ шь, посла ´ ла, начала ´ …), над ´ верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.
Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи.
Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.
Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).
Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.
Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.
Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин)
• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
• безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
• раздельное написание не с глаголами;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с не- проверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извини- те, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.
Учебно-тематический план.
№ тем | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 ч. |
2. | Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»). | 14 ч. |
3. | Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»). | 5 ч. |
4. | Проверяем себя. | 3 ч. |
5. | Пишем объявления. | 3 ч. |
6. | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных. | 32 ч. |
7. | Части речи: что мы о них знаем? | 14 ч. |
8. | Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | 20 ч. |
9. | Новое о строении предложений | 12 ч. |
10. | Учимся рассуждать | 7 ч. |
11. | Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове»): - Слово и его значение. - Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание. | 23 ч.: 8 ч. 15 ч. |
12. | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 14 ч. |
13. | Перелистаем учебник | 3 ч. |
ИТОГО | 170 часов |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и родному (русскому) языку.
4 класс.
(5 / (4) часов в неделю. 153 часа)
№ урока | Темы уроков | Дата (план.) | Дата (факт.) |
I четверть (35 ч.) | |||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.) | |||
Начинаем повторять… («Перечитаем письмо») | |||
Повторение основных грамматических понятий. («Обо всём понемногу») | |||
Систематизация основных орфографических правил. | |||
Повторение изученного о речи. («Всё ли ты помнишь о речи?») | |||
Повторение изученного о речи.(«Всё ли ты помнишь о речи?») | |||
Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению. («Делаем дневниковые записи») | |||
Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения. («Что ты знаешь о словах?») | |||
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?) Звуки и буквы в слове: значение и строение слова. | |||
Состав слова и его значение. | |||
Разграничение слов по частям речи. Повторение изученного о формах глагола. | |||
Входной контрольный диктант. | |||
Анализ диктанта.Упражнение в выполнении различных грамматических действий. | |||
Совершенствование грамматических и орфографических умений. («Готовимся к проверке своих умений») Орфографические умения как правильные орфографические действия. | |||
Орфографические умения как правильные орфографические действия. | |||
Орфографические умения как правильные орфографические действия. | |||
Контрольная работа по результатам повторения. Диктант. | |||
Работа над ошибками. Тренировочно-проверочные работы. | |||
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе Изложение №1: обучение пересказу от другого лица. | |||
Работа над ошибками. Повторение. | |||
Написание воспоминаний «Летние встречи». | |||
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (17 ч.) | |||
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») | |||
Продолжение знакомства со словосочетаниями | |||
Составление словосочетаний и включение их в предложение | |||
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | |||
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | |||
Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений | |||
Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания?) Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | |||
Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | |||
Подчинение имени существительного глаголу, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | |||
Подчинение имени существительного глаголу, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | |||
Подчинение имени существительного другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | |||
Подчинение имени существительного другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | |||
Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач | |||
Контрольная работа за 1-ю четверть. Контрольное списывание №1. | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | |||
II четверть (29 ч.) | |||
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») (5 ч.) | |||
Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») | |||
Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») Анализ работы. | |||
Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи») | |||
Правописание наречий | |||
Продолжение освоения наречия как части речи | |||
Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи | |||
Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | |||
Проверяем себя (4 ч.) | |||
Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя») | |||
Совершенствование и самопроверка приобретённых умений | |||
Диктант. | |||
Работа над ошибками. Знакомство с особенностями построения объявлений | |||
Пишем объявления (2 ч.) | |||
Знакомство с особенностями построения объявлений. Создание текстов-объявлений. | |||
Создание текстов-объявлений. | |||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (22 ч.) | |||
Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») | |||
Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») | |||
Формирование умения определять склонение имени существительного. | |||
Закрепление изученного. | |||
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении. | |||
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое») | |||
Закрепление изученного. | |||
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») | |||
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. | |||
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. | |||
Закрепление изученного. | |||
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | |||
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | |||
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | |||
Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного. | |||
Этюд по картине А. Пластова «Первый снег». | |||
III четверть (48 ч.) | |||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (10 ч.) | |||
Изложение№2 «Так приходит зима». | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | |||
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | |||
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | |||
Контрольная работа за полугодие. Диктант. | |||
Работа над ошибками. | |||
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») | |||
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») | |||
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») | |||
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | |||
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | |||
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | |||
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | |||
Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») | |||
Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») | |||
Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.) | |||
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена») | |||
Продолжение повторения изученного. | |||
Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения. | |||
Секреты имён числительных Количественные числительные и их изменения по падежам. Изменение имён числительных по падежам. | |||
Сложные числительные и особенности их изменения. Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений. | |||
Сложные числительные и особенности их изменения. Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений. | |||
Диктант. | |||
Работа над ошибками. Учимся пользоваться личными местоимениями | |||
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. | |||
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. | |||
Повторение изученного о глаголе Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание. | |||
Образование неопределённой формы. Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать. | |||
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») | |||
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») | |||
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (23 ч.) | |||
Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…») | |||
«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?») | |||
Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме | |||
Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям | |||
Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | |||
Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») | |||
Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме | |||
Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | |||
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | |||
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | |||
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | |||
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | |||
Контрольная работа за 3-ю четверть. Диктант. | |||
Работа над ошибками. Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов. | |||
Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов. | |||
Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»). | |||
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). | |||
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). | |||
IV четверть (41 ч.) | |||
Новое о строении предложений (7 ч.) | |||
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). | |||
Подробное изложение № 3: обучение деловому повествованию. | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений. | |||
Контрольная работа. Контрольное списывание №2. | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений. | |||
Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»). | |||
Однородные члены предложения Знакомство с понятием «однородные члены предложения». | |||
Союзы и знаки препинания при однородных членах. Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. | |||
Предупреждение ошибок ив построении предложений с однородными членами. Использование в речи предложений с однородными членами. | |||
Предложения бывают сложными Общее знакомство со сложными предложениями. | |||
Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. | |||
Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?». | |||
Учимся рассуждать (7 ч.) | |||
Знакомство с построением рассуждения. | |||
Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. | |||
Обучение написанию объяснительной записки. | |||
Обучение построению рассуждений (на материале правил письма). | |||
Письменный пересказ текста-рассуждения. | |||
Конструирование текста-рассуждения. | |||
Создание текста-рассуждения. | |||
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (8 ч.) | |||
Слово и его значение. Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | |||
О словах, которые выходят из употребления. | |||
Объясняем происхождение некоторых слов. | |||
Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов») | |||
Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём. | |||
Синонимы и антонимы; выбор точного слова. | |||
Подробное изложение №4: обучение словесному рисованию. | |||
Работа над ошибками. Повторение. | |||
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание (14 ч.) | |||
Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») | |||
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. | |||
Рассказываем истории некоторых выражений. | |||
Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») | |||
ВПР. | |||
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. | |||
Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений). | |||
Совершенствование комплекса орфографических умений. | |||
Проверяем свои умения («Проверяем себя») | |||
Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста. | |||
Совершенствование комплекса орфографических умений. | |||
Промежуточная аттестация. | |||
Культура речи: повторение и обобщение. | |||
Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»). |
Родной (русский) язык.
№ урока | Темы уроков | Дата (план.) | Дата (факт.) |
Размышляем, рассказываем, сочиняем (17 ч.) | |||
Наблюдения за способами связи предложений в тексте. | |||
Обучение связи предложений в тексте. | |||
Особенности повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. | |||
Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. | |||
Подробное изложение: обучение словесному рисованию. | |||
Подробное изложение: обучение словесному рисованию. | |||
Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений. | |||
Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение. | |||
Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов. | |||
Письменные пересказы и создание сочинений-сказок. | |||
Написание сочинений-рассуждений. | |||
Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков. | |||
Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков. | |||
Ещё один рассказ по серии картинок. | |||
Промежуточная аттестация. | |||
Анализ работы. Работа над ошибками. | |||
Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… |
Всего за год – 170 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...