Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
статья
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.rar | 249.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения
в начальных классах.
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Многие педагоги систематизируют виды работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы.
Виды работ:
- Чтение всего текста (по заданию учителя)
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
- Чтение текста, меняя интонацию.
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
- Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.
Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом можно достигнуть значительных успехов в усовершенствовании техники чтения.
Приведем пример урока чтения по произведению Л.Н.Толстого «Белка и волк»
Л.Н.Толстой «Белка и волк»
Ход урока
Для того, чтобы узнать чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки (Слайд 2.3)
Рассмотрите картинки, что вы можете сказать о этих животных, дайте им характеристику (слайд 4)
Сделайте предположение, о ком или о чём мы будем с вами сегодня читать (предположения зафиксировать)
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Л.Н.Толстого «Белка и волк». Что вы помните об этом авторе? (слайд 5), какие произведения он написал?
Сейчас я вам раздам тексты, познакомьтесь с ними самостоятельно (карточка с текстом) Пока будете читать подчеркните слова или выражения, которые вам не понятны.(Слайд 6)
Давайте уточним, какие слова или выражения вам были не понятны (словарная работа)
Скажите, о ком вы прочитали, кто герой этого произведения. Как можно озаглавить это произведение. (Слайд 6)
Теперь мы поработаем с экраном и подберем характеристики для героев (Слайд 7) Совпали ли наши первоначальные предположения. Почему?
Ребята скажите, если бы мы сейчас стали инсценировать это произведение, кстати к какому жанру мы его отнесем? (басня), сколько бы человек нам понадобилось? (3)
Значит выбираем трех человек и пробуем прочитать по ролям, готовимся к инсценированию.
Посмотрите на экран, следующее наше задание, работа с пословицами, составьте пословицу и объясните. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд 8) Подумайте, почему мы говорим сегодня об этих пословицах.
Что в вашем понимании Добро? (Слайд 9)
Просмотрите еще раз текст, кто из вас хочет попробовать пересказать басню?
Давайте подведем итоги, Совпали ли наши предположения о тексте?
Чему он нас учит? Хотелось бы вам еще раз прочитать этот текст самостоятельно?
Д/з: подготовиться к инсценировке, нарисовать иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"
Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младш...
Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал посвящен методам и приемам групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...
Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...
Памятка " Виды работ с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе"
Памятка для учителя...
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...