выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР
презентация к уроку

Мельникова Ольга Владимировна

выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности при подготовке учащихся к ВПР

 

ВПР в 4 классах пишется по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

 Рособрнадзор сообщает:

  • ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
  • ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
  • ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС.

Обстоятельно изучив все материалы ВПР, мы понимаем, что начинать подготовку к этой работе надо уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений.

Что касается подготовки непосредственно четвероклассников, то, вопреки желанию Рособрнадзора (этому органу не нравится, что детей готовят к ВПР), учитель правильно сделает, если объявит обучающимся цель: продемонстрировать свои успехи на ВПР ещё в начале учебного года, призвав учеников к совместной работе. Можно заранее познакомить детей с критериями оценки работ на ВПР, научить их видеть предмет проверки в своей работе — за что ставят баллы.

Остановимся подробнее на каждом предмете:

Русский язык

При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.

Помимо этого, проверялось соблюдение пунктуационных норм.

Анализ грамматических ошибок показал, что большая их часть была на правописание падежных окончаний существительных и правописание безударных личных окончаний глаголов.

Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв.

При выполнении грамматического задания на нахождение однородных членов, учащиеся допустили больше всего ошибок. Почти все ребята справились с заданием на нахождение главных членов предложения.

Что касается второй части, то чаще всего дети испытывают затруднения в заданиях, связанных с работой над текстом. Ребятам сложно определять тему и главную мысль текста, разделить текст на смысловые части, составить план, сформулировать вопрос однокласснику по содержанию приведенного текста.

Трудным для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию опираясь на слова из выражения, а не на смысл.

Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.

Следует включить в работу некоторые пункты: (слайд)

  • методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой раньше это называлось «чтение с пометками»; цель такого чтения сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

  • работу со структурными частями текста (составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение)
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка  
  • работать над определением темы и главной мысли текста
  • И ещё один важный аспект в подготовке к ВПР по русскому языку - работа над ошибками: Одной из самых трудных задач учителя является научить детей классифицировать ошибки, это способствует формированию прочных орфографических навыков.
  • Учебники «Русский язык» УМК «Школа России» не подразумевают подготовку к ВПР в том виде, в котором она представлена.
  • Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к выпускной диагностической работе и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.

                                                  Математика.

При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как:

  • нехватка логических задач  
  • задач на предположение в школьной программе (Во дворе гуляют цыплята и котята. Всего 5 голов и 16 ног. Сколько цыплят и сколько котят?)
  • отсутствие задач на классификацию (пример: разбей на группы именованные числа: 50 дм, 50 мин, 5 т, 50 кв.м, 5м, 5 сут, 50 ц, 50 кв.дм - по принадлежности к величинам. (Ответ: единицы длины, времени, массы, площади).


Чтобы подготовить детей к ВПР по математике учителями был проведён сравнительный анализ некоторых заданий ВПР и заданий учебника, в результате было выявлено, насколько учебник «Математика» УМК «Школа России» готовит к диагностической работе с практической точки зрения. (слайд)

Задание 5   учащиеся вычислили площадь и периметр прямоугольника, но вызвало затруднение выполнить построение прямоугольника с заданными измерениями.

Заданий с формулировкой, представленной в диагностической работе в Учебнике «Математика» 4 класс – нет.

Наиболее трудными оказались задания 9 и 11, которые демонстрируют овладение основами логического и алгоритмического мышления

(слайд)

Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

(слайд)

Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.

Подобные нестандартные задания, повышенной сложности встречаются в учебниках «Математика» 1-4 класс только в разделах «Странички для любознательных» ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ.

(слайд)

Задание 10 выявляет овладение основами пространственного воображения. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.

Анализ учебников по математике показал, что учащиеся не смогут выполнить задания на описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, т.к. темы «Куб», «Шар», «Цилиндр» размещены только в учебнике «Математика» 4 класс в конце 2 части в разделе «Материал для расширения и углубления знаний».

Вывод

1. В некоторых разделах задания учебника одноплановые, не разработана система непрерывного повторения.

2. Авторы учебников « Математика» УМК «Школа России» включают задания подобные заданиям во Всероссийских Проверочных работах, но не в желаемом объёме.

3. Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к Всероссийской Проверочной Работе (ВПР) и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.

Для повышения качества выполнения учебных заданий следует:

  • пересмотреть рабочую программу с целью увеличения количества учебных часов для повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Величины», «Работа с информацией» с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.
  • включения в каждый урок заданий на развитие логического и алгоритмического мышления, на умение читать, сравнивать и записывать величины.
  • включение в работу достаточно большого количества разнообразных заданий повышенного и «высокого» уровня, составленных на материале из разных тем курса с целью показать потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики.

Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:

  1. Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи используя схемы, таблицы.
  2. Взять на особый контроль формирование умения решать задачи, связанные со сравнением величин.
  3. Обратить особое внимание на решение задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  4. Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического мышления, сравнение величин и задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

Окружающий мир.

Тот факт, что успехи детей по ОМ на ВПР ниже или на одном уровне с русским языком и математикой, объясняется всего лишь  двумя часами в расписании и нехваткой уроков по темам, которые раскрывались в некоторых заданиях ВПР («Вещества и материалы окружающего мира», «Знаки», «Проведение экспериментов, наблюдений и опытов», «Профессии», «Мой край»).

Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса могут узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком; распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах; могут использовать знания о строении функционировании организма человека в целом.

У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.

Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.

Вызвало затруднение задание на умение определять территорию, континент на географической карте;

Предложения по устранению недостатков.

1.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.

2.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.

3.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.

Общие рекомендации

При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.

Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.

Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.

Работа с родителями.

О важности подготовки учащихся к комплексным работам говорилось на родительском собрании. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу, я показала несколько заданий, которые привели их мягко сказать в замешательство.

После наглядного знакомства с заданиями ВПР я даю возможность родителям вместе с детьми поработать с демоверсиями проверочных работ (при этом должна быть создана доброжелательная атмосфера сотрудничества в общении между педагогом, обучающимся и его родителями)

Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.

Настрой детей

  • Как я уже говорила в начале выступления, можно представить написание ВПР, как радостное праздничное событие. Объясняя, что в этот день они станут взрослее, получат возможность продемонстрировать себе, учителю и родителям свои учебные достижения за курс начальной школы. Возможно именно такой приём стимулирует и организовывают учеников.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - в конце XIX века русский педагог К. Д.Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя

В рамках подготовки ВПР мною используются кроме стандартного материала демонстрационные материалы с сайта НИКО, «Решу ВПР» и другие, Такие сайты и

программы, как «Отличник», «Знайка», «Инфоурок», «КОМПЭДУ», «Знаника», «Учи.ру». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание 5 выявляет умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. 5. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображен прямоугольник. Найди площадь этого прямоугольника. Изобрази на рисунке прямоугольник, который имеет площадь на 9 см² меньше исходного и весь является его частью

Слайд 3

9. В новогодней гирлянде 21 лампочка. Лампочки идут в таком порядке: одна красная, две синих, три красных, четыре синих и так далее. Какого цвета семнадцатая лампочка? Сколько всего красных лампочек в гирлянде? 11. При записи номеров страниц в детской книжке было использовано 177 цифр (страницы нумеруются с первой). Сколько страниц в книжке?

Слайд 4

10. Из трёх кубиков сложили постройку. Если посмотреть на неё в направлении по стрелке, то будет видна фигура, состоящая из трёх квадратов (рис. 1). Из 27 таких же кубиков сложили куб (рис. 2). Затем с этого куба сняли несколько кубиков (рис. 3). Какая фигура будет видна, если смотреть на получившуюся постройку в направлении по стрелке? Изобрази эту фигуру на клетчатом поле. Один кубик следует изображать одной клеткой.

Слайд 5

Учебник Математика 4 класс 2 часть стр.110-111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."

Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."...