выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР
презентация к уроку
выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.01.20g_._doklad_trudnosti_pri_podgotovke_k_vpr.docx | 26.3 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_10.01.20.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Трудности при подготовке учащихся к ВПР
ВПР в 4 классах пишется по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
Рособрнадзор сообщает:
- ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
- ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
- ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС.
Обстоятельно изучив все материалы ВПР, мы понимаем, что начинать подготовку к этой работе надо уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений.
Что касается подготовки непосредственно четвероклассников, то, вопреки желанию Рособрнадзора (этому органу не нравится, что детей готовят к ВПР), учитель правильно сделает, если объявит обучающимся цель: продемонстрировать свои успехи на ВПР ещё в начале учебного года, призвав учеников к совместной работе. Можно заранее познакомить детей с критериями оценки работ на ВПР, научить их видеть предмет проверки в своей работе — за что ставят баллы.
Остановимся подробнее на каждом предмете:
Русский язык
При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.
Помимо этого, проверялось соблюдение пунктуационных норм.
Анализ грамматических ошибок показал, что большая их часть была на правописание падежных окончаний существительных и правописание безударных личных окончаний глаголов.
Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв.
При выполнении грамматического задания на нахождение однородных членов, учащиеся допустили больше всего ошибок. Почти все ребята справились с заданием на нахождение главных членов предложения.
Что касается второй части, то чаще всего дети испытывают затруднения в заданиях, связанных с работой над текстом. Ребятам сложно определять тему и главную мысль текста, разделить текст на смысловые части, составить план, сформулировать вопрос однокласснику по содержанию приведенного текста.
Трудным для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию опираясь на слова из выражения, а не на смысл.
Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.
Следует включить в работу некоторые пункты: (слайд)
- методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой раньше это называлось «чтение с пометками»; цель такого чтения сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
- работу со структурными частями текста (составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение)
- выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка
- работать над определением темы и главной мысли текста
- И ещё один важный аспект в подготовке к ВПР по русскому языку - работа над ошибками: Одной из самых трудных задач учителя является научить детей классифицировать ошибки, это способствует формированию прочных орфографических навыков.
- Учебники «Русский язык» УМК «Школа России» не подразумевают подготовку к ВПР в том виде, в котором она представлена.
- Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к выпускной диагностической работе и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.
Математика.
При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как:
- нехватка логических задач
- задач на предположение в школьной программе (Во дворе гуляют цыплята и котята. Всего 5 голов и 16 ног. Сколько цыплят и сколько котят?)
- отсутствие задач на классификацию (пример: разбей на группы именованные числа: 50 дм, 50 мин, 5 т, 50 кв.м, 5м, 5 сут, 50 ц, 50 кв.дм - по принадлежности к величинам. (Ответ: единицы длины, времени, массы, площади).
Чтобы подготовить детей к ВПР по математике учителями был проведён сравнительный анализ некоторых заданий ВПР и заданий учебника, в результате было выявлено, насколько учебник «Математика» УМК «Школа России» готовит к диагностической работе с практической точки зрения. (слайд)
Задание 5 учащиеся вычислили площадь и периметр прямоугольника, но вызвало затруднение выполнить построение прямоугольника с заданными измерениями.
Заданий с формулировкой, представленной в диагностической работе в Учебнике «Математика» 4 класс – нет.
Наиболее трудными оказались задания 9 и 11, которые демонстрируют овладение основами логического и алгоритмического мышления
(слайд)
Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
(слайд)
Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Подобные нестандартные задания, повышенной сложности встречаются в учебниках «Математика» 1-4 класс только в разделах «Странички для любознательных» ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ.
(слайд)
Задание 10 выявляет овладение основами пространственного воображения. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
Анализ учебников по математике показал, что учащиеся не смогут выполнить задания на описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, т.к. темы «Куб», «Шар», «Цилиндр» размещены только в учебнике «Математика» 4 класс в конце 2 части в разделе «Материал для расширения и углубления знаний».
Вывод
1. В некоторых разделах задания учебника одноплановые, не разработана система непрерывного повторения.
2. Авторы учебников « Математика» УМК «Школа России» включают задания подобные заданиям во Всероссийских Проверочных работах, но не в желаемом объёме.
3. Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к Всероссийской Проверочной Работе (ВПР) и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.
Для повышения качества выполнения учебных заданий следует:
- пересмотреть рабочую программу с целью увеличения количества учебных часов для повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Величины», «Работа с информацией» с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.
- включения в каждый урок заданий на развитие логического и алгоритмического мышления, на умение читать, сравнивать и записывать величины.
- включение в работу достаточно большого количества разнообразных заданий повышенного и «высокого» уровня, составленных на материале из разных тем курса с целью показать потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики.
Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:
- Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи используя схемы, таблицы.
- Взять на особый контроль формирование умения решать задачи, связанные со сравнением величин.
- Обратить особое внимание на решение задач с основами логического и алгоритмического мышления.
- Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического мышления, сравнение величин и задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Окружающий мир.
Тот факт, что успехи детей по ОМ на ВПР ниже или на одном уровне с русским языком и математикой, объясняется всего лишь двумя часами в расписании и нехваткой уроков по темам, которые раскрывались в некоторых заданиях ВПР («Вещества и материалы окружающего мира», «Знаки», «Проведение экспериментов, наблюдений и опытов», «Профессии», «Мой край»).
Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса могут узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком; распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах; могут использовать знания о строении функционировании организма человека в целом.
У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.
Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.
Вызвало затруднение задание на умение определять территорию, континент на географической карте;
Предложения по устранению недостатков.
1.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
2.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
3.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.
Общие рекомендации
При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.
Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.
Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.
Работа с родителями.
О важности подготовки учащихся к комплексным работам говорилось на родительском собрании. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу, я показала несколько заданий, которые привели их мягко сказать в замешательство.
После наглядного знакомства с заданиями ВПР я даю возможность родителям вместе с детьми поработать с демоверсиями проверочных работ (при этом должна быть создана доброжелательная атмосфера сотрудничества в общении между педагогом, обучающимся и его родителями)
Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.
Настрой детей
- Как я уже говорила в начале выступления, можно представить написание ВПР, как радостное праздничное событие. Объясняя, что в этот день они станут взрослее, получат возможность продемонстрировать себе, учителю и родителям свои учебные достижения за курс начальной школы. Возможно именно такой приём стимулирует и организовывают учеников.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - в конце XIX века русский педагог К. Д.Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя
В рамках подготовки ВПР мною используются кроме стандартного материала демонстрационные материалы с сайта НИКО, «Решу ВПР» и другие, Такие сайты и
программы, как «Отличник», «Знайка», «Инфоурок», «КОМПЭДУ», «Знаника», «Учи.ру».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 5 выявляет умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. 5. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображен прямоугольник. Найди площадь этого прямоугольника. Изобрази на рисунке прямоугольник, который имеет площадь на 9 см² меньше исходного и весь является его частью
9. В новогодней гирлянде 21 лампочка. Лампочки идут в таком порядке: одна красная, две синих, три красных, четыре синих и так далее. Какого цвета семнадцатая лампочка? Сколько всего красных лампочек в гирлянде? 11. При записи номеров страниц в детской книжке было использовано 177 цифр (страницы нумеруются с первой). Сколько страниц в книжке?
10. Из трёх кубиков сложили постройку. Если посмотреть на неё в направлении по стрелке, то будет видна фигура, состоящая из трёх квадратов (рис. 1). Из 27 таких же кубиков сложили куб (рис. 2). Затем с этого куба сняли несколько кубиков (рис. 3). Какая фигура будет видна, если смотреть на получившуюся постройку в направлении по стрелке? Изобрази эту фигуру на клетчатом поле. Один кубик следует изображать одной клеткой.
Учебник Математика 4 класс 2 часть стр.110-111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к ВПР по предметам»
Способы и приёмы работы с обучающимисяпри подготовке к ВПР по предметам...