"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
статья (4 класс) на тему
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна стремиться не вести ребёнка за собой, не управлять им, а следовать за воспитанником, создавать условия для самоопределения, самоидентификации и самореализации, оказывать педагогическую поддержку. В своём выступлении я раскрываю формы и методы воспитательной работы, направленные на решение поставленной задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Выступление на педагогическом совете школы
«Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников»
Автор: Верижникова Т.И.
учитель начальных классов
Саранск, 2009 г.
«Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребёнке»
Ш.М.Амонашвили.
Эти замечательные слова обращены к учителю и обязывают ко многому. Учитель-воспитатель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который признан помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью. Надо, наверное, ещё уметь управлять своими чувствами каждую минуту, каждый час, каждый день общения с детьми.
Порой мы забываем своё детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для учеников. И пусть наша помощь детям не будет крикливой, советы не будут навязчивы. Если хочешь приблизиться к ребёнку и приобщить его к полезным делам, необходимо сбросить с себя «нажитую» взрослость, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребёнка.
Каждый раз, встречая новых первоклассников, испытываю волнение, как в первый раз, и задаюсь вопросом: «Какие они? Смогу ли подобрать ключик к каждому сердечку? А родители? Найдём ли общий язык?»
Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками. Много лет я незримо буду присутствовать в семье каждого ученика. Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят мои ученики и их родители?
Моя задача – создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна стремиться не вести ребёнка за собой, не управлять им, а как бы следовать за воспитанником, создавать условия для самоопределения, самоидентификации и самореализации, оказывать педагогическую поддержку.
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка, направленная на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику развития обученности, воспитанности, выявления личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребёнка.
Наблюдая за поведением детей, необходимо определить их социально-психологический статус, характер межличностного общения со сверстниками, отношение к учёбе и труду. Для выяснения уровня восприятия школы провожу тест «Моё настроение», для определения социально-психологического статуса поможет тест «Скамеечка», чтоб выявить характер межличностных отношений со сверстниками, уместен тест «Найди своё место». Данные тесты выявляют детей, которым необходима срочная поддержка. С такими детьми веду более углубленную работу, направленную на выяснение причин неблагоприятного восприятия школы, замкнутости, тревожности, плаксивости, агрессии и т. п. Далее выстраиваю план индивидуальной работы с такими учащимися и их родителями. Причины того или иного поведения разные и устранение их происходит по-разному. Для устранения одной причины порой бывает достаточно нескольких бесед с ребёнком и с его родителями, на устранение другой уходят месяцы. Для поддержки неуверенного ученика находишь его сильные стороны и даёшь возможность их проявить. Заносчивому «поможешь» найти его «несильные»стороны и т.д.
Для себя я вывела правила, необходимые для осуществления педагогической помощи и поддержки. Я должна:
- правильно оценивать внутреннее (психологическое) состояние учащихся, сочувствовать и сопереживать;
- вызывать у ребёнка желание и стремление быть лучше;
- находить нужный стиль общения с каждым учащимся;
- уметь запустить механизм успеха для каждого учащегося с первых дней существования детского коллектива.
Одной из важных составляющих становления личности младшего школьника является сформированность учебных мотивов. Тестирование показывает, что у некоторых школьников они представлены в лучшем случае в общем, декларативном виде. Со стороны учителя в этом случае эффективными являются методы поощрения любых активных положительных проявлений детей, что, как показывает опыт, незамедлительно сказывается на результатах обучения, поскольку у детей появляется желание учиться, получать знания.
В классе, с которым я начала работать три года назад, особых «звёздочек» не было, за исключением, пожалуй, одного ребёнка. Я предполагала, что только он и будет отличником. Но к концу второго класса к нему присоединилось ещё двое учащихся, на конец первой четверти отличников стало пять, на конец второй – семь, а на конец третьей – девять. Почему такой рост? Да потому что, в классе создалась здоровая конкуренция.
Если раньше я больше уделяла внимания слабоуспевающим учащимся, то в этом классе много работаю с сильными учениками. Это и индивидуальные занятия, групповая подготовка к олимпиадам, конкурсам, вовлечение в исследовательскую работу, восемь учащихся представили свои работы на классной научно-практической конференции.. Результаты работы очевидны, это призовые места во всех школьных олимпиадах, активное участие (16-18 уч.) в международных конкурсах «Кенгуру» и «Медвежонок», участие в российском проекте «Познание и творчество» в номинации «В царстве математики» и т.д.
Уроки строю так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость, незаменимость, чтобы мог показать все свои способности, т.е. раскрывался как личность. Об этом я рассказывала на прошлом педсовете. Сейчас остановлюсь лишь на групповой работе на уроках, т.к. в этом вижу ориентированно-личностный подход. Начинать использовать групповые формы работы надо уже с первого класса, но обязательно нужно прежде установить правила работы в группах, в парах и обучать им детей. Правила эти можно разработать вместе с детьми. Необходимо учить общаться детей, правильно распределять работу в группах. Данные формы работы очень успешно помогают достигать учебных и воспитательных целей. Это можно рассмотреть на фрагментах уроков чтения, русского языка, окружающего мира, экономики. (см. презентацию).
Нельзя не сказать несколько слов о значимости обучения учащихся рефлексии. Рефлексия – это процесс осознания своей деятельности. Если мы научим детей объективно оценивать свою работу, свои поступки, им гораздо легче будет оценивать свои возможности, а, значит, будет желание стремиться к большему. Для формирования правильной самооценки эффективны цветовые сигналы, мимические выражения «человечков», оценочная шкала, различные таблички, «собственные деньги» и т.п. Данные приёмы учат давать объективную оценку себе и окружающим, что, несомненно, помогает самоутвердиться в коллективе.
Желание учиться и достигать в учёбе высоких результатов должно поддерживаться не только учителем, но и сверстниками, а это зависит от складывающихся межличностных отношений и сплочённости детского коллектива. Нужно организовать деятельность детей, способствующую доброжелательному общению и исключению агрессивности.
Большую роль отвожу детскому самоуправлению. Дети уже со второго класса оформляют классный уголок, проводятся, помимо тематических классных часов, отчётные собрания, на которых каждый отчитывается о выполнении поручений, подводятся итоги и всё это фиксируется в классном уголке. Идёт работа внутри каждого звена, а их в классе пять. Выпускается стенгазета, листки-молнии. Всё это формирует ответственность, умение правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей, сплачивает коллектив О сплочённости коллектива говорят наши небольшие победы. За прошлый и этот год класс получал трижды переходящий кубок «Самый классный класс», занимал призовые места в конкурсе строя и песни. Дети учатся организовывать праздничные мероприятия. Все, без исключения, задействованы в различных кружках, секциях. Шесть человек посещают художественную школу и делают успехи. Так, например Кузнецова Татьяна и Исаева Анастасия участвуют в районных и городских конкурсах и получают награды, а мы, в свою очередь, в классе устраиваем их персональные выставки. Пять девочек занимаются хореографией в школе и пять обучаются танцам в ЦЭВ, постоянно принимают участие в районных и городских конкурсах, их успехи также не оставляем без внимания. Полученные грамоты помещаем в классном уголке, а свои таланты они показывают в классных мероприятиях. Есть в нашем классе и спортсмены, которые занимаются в лыжной секции у Новикова А.А. Володя Яшков не единожды завоёвывал призовые места на районных и городских соревнованиях. А Салтаева Анна начала заниматься спортивной ходьбой и уже получила денежное вознаграждение из рук Олимпийской чемпионки И. Станкиной. Четыре ученика обучаются в музыкальной школе на разных инструментах и в будущем, думаю, покажут свои таланты на школьной сцене. На предыдущем педсовете я говорила о первых шагах в сочинительстве, теперь можно сказать о первых результатах. В детской газете «Родничок» был напечатан рассказ Тани Кузнецовой.
Все таланты детей не остаются незамеченными, и это помогает им раскрываться как личности.
Всех этих успехов не было бы, если бы не было поддержки и со стороны родителей. Родители первые мои помощники во всём. Они отзываются на первый мой зов и готовы выполнять все мои просьбы. В этом можно убедиться, посмотрев на слайды. Только в тесном сотрудничестве можно добиться результатов в работе становления личности ребёнка. А учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так будем же ею наслаждаться, обладая великой силой учителя и воспитателя – умением владеть сердцами своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное становление личности младших школьников
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".
Проблемы, рассматриваемые в статье очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. Именно школа является основным звеном...

Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника
Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...

«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»
Аннотация Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения для включения детей в творчески развивающую жизнь. удовлетворение л...
Педагогический опыт "Развитие качеств личности младшего школьника, отвечающих требованиям информационного общества"
Педагогический опыт...

Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.
В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...