Изучение трудных тем русского языка
статья
Предварительный просмотр:
Тема. Актуальность спец. курса «Изучение трудных тем русского языка».
Актуальность спец. курса. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Основной задачей современной педагогики является развитие личности учащихся, усиление гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в обучении.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.
Коллективом учителей начальной школы был разработан и с этого года внедрен в процесс обучения новый спецкурс «Изучение трудностей русского языка» на основе проектной методики В. Лайло.
Необходимость применения данной проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики можно представить следующим образом:
- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по совей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь друг другу. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, не совместимы с этой технологией.
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Если в процессе овладения русским языком на первой ступени общеобразовательной школы (1-4 классы) применять проектную методику, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению русским языком;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Цель работы творческой группы по данному спецкурсу: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику ва системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность ее использования при обучении на первой ступени (1-4 классы) средней общеобразовательной школы.
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала, разрозненность сведений и так далее), были отобраны для отработки именно те приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности обучения.
В программе данной методики, даже самый маленький фрагмент урока не только обучает, но и развивает.
Материал, предназначенный для выборочного диктанта, обращен в средство для развития избирательности памяти; слуховые диктанты – в средство для развития приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты направлялись на развитие точности запоминания. При заучивании словарных слов отрабатываются простейшие приемы запоминания. Правило, заученное коллективно, являлось результатом проведенного анализа или синтеза. Широко используемые в школьной практике опорные схемы объединялись по темам («О шипящих», «О букве ц», «О суффиксах») и обучали школьников одному из приемов, применяемых при воспроизведении заученного материала – припоминаю в системе. И даже физкультминутки, обычно служащие только доля снятия усталости, наполнены упражнениями для развития у учащихся зрительно-двигательной памяти.
На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию. Пол окончании работы учитель собирает и проверяет тетради. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую тетрадь, что дает ребенку возможность наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. (для записи результатов используются последние страницы тетради).
Оценка интеллектуального развития учащегося идет не по принципу абсолюта (сравнения с каким-то стандартом или другими детьми), а каждого учащегося сравнивают с ним самим, то есть результаты контрольных работ сопоставляются с результатом диагностики.
При направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнает о способах ее преодоления – это заставляет его действовать, устранять недостатки.
Хорошо успевающий стремится к совершенству, которому, как известно, нет границ. На творчество и поиск бывает нацелена вся активная сущность ребенка. Он приходит в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, достигать поставленной цели, преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные премы закрепления изученного на уроках русского языка.
Чтобы итог урока не был скучным ,я использую различные игровые приемы....
Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы
Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...
Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"
Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...
Программа "Трудные вопросы русского языка" 4 класс
Программа расчитанна на один дополнительный час русского языка в неделю. Можно использовать как факультативное занятие.Направленность данной программы заключается в систематизации, обобщении, а также ...
Изучение устаревшей лексики русского языка в начальной школе.
Устаревшие слова представляют собой один из больших пластов современной русской лексики, и их подразделяют на архаизмы и историзмы. Архаизмы (от греч.archaios - древний) - слова, вышедшие из повс...
Методическая разработка при изучении темы по русскому языку во 2 классе «Состав Слова» (обобщение) к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Перспектива»
Помощь учителю при подготовке к уроку по русскому языку тема "Состав слова"....
Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация
Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...