Методическая разработка при изучении темы по русскому языку во 2 классе «Состав Слова» (обобщение) к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Перспектива»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Протасова Светлана Викторовна

Помощь учителю при подготовке к уроку по русскому языку  тема  "Состав слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Название предмета: русский язык                                           Учитель: Протасова Светлана Викторовна

 Класс: 2       Урок № 120        Дата: 13.03.2018 г.

УМК «Перспектива»  Учебник  «Русский язык 2 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»

Тема урока:  «Состав слова » (обобщение ).

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации  знаний.

Цель: Обобщение знаний учащихся о составе слова.

Задачи:

Предметные :

- совершенствовать умение находить и выделять части слова;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

- закрепить умение проводить морфемный анализ слов и образовывать слова из морфем;

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД: формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  работать в паре.

Личностные УУД:   осознавать потребность и готовность к самообразованию;  осваивать разные роли и формы общения в разных сообществах, группах.

Наглядность:  карточки с заданиями для домашней работы, презентация,  СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.



Этап (элемент) урока

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

Формируемые универсальные 
учебные действия

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Освоить родной язык трудное дело. Но я надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям и проявите старания

 

Приветствуют. Организуют рабочее место.

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II Актуализация знаний.

1.Чистописание.

Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа». Старайтесь писать аккуратно и красиво.

- Начнём урок с «Минутки чистописания».

(На доске записаны  слакс  отлапь  ёсво  дотлса зёбера  кьвромо

   

Какая  буква повторяется во всех соединениях, кроме одного?

Дайте характеристику звуку, который  обозначается данной буквой. Запишите букву Аа и данные соединения

 Старайтесь писать красиво, аккуратно. Помните про наклон и высоту букв.

 Оцените свою работу смайликом на полях.

Записывают в тетради число и «Классная работа.

Буквы Аа

Работа в тетрадях.

Самооценка. Оценивают по оговоренным критериям простым карандашос карандашиком на полях.

Регулятивные УУД: 

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные:совершенствовать каллиграфические навыки;

2. Словарно-орфографическая работа

 

Мы написали слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и запишите столбиком по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

-В какую группу можно объединить эти слова?  Поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную букву.

Оцените свою работу смайликом.

  Работа в тетрадях.

 класс 
пальт
о 
    овё
с 
солда
т 
берез
а 
морко
вь

(Словарные слова)

(нельзя проверить написание какой-либо буквы)

 

Самооценка.

Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

-  принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

-  появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

III Самоопределение к деятельности

.

-Найдите, спрятавшееся слово.

-Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? 

-Какие значения имеет слово “состав”?

-Что же обозначает это слово?

-Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас?

Сформулируйте тему урока.

-Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

С какой целью мы сегодня будем изучать эту тему?

(Состав)

 (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)

(состав вещества, офицерский состав, состав поезда)

(Соединение всех частей в целое)

Состав слова

Выслушиваются ответы учащихся (Обобщить знания о составе слова)

Познавательные УУД:

—определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение;

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

IV Обобщение и систематизация знаний. 

- Одинаково ли важны для слова все его части?

- Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и окончания?

- Может ли состоять слово из корня и окончания? из корня?

Приведите примеры.

Какая часть слова главная?

Корень

Познавательные УУД:

—определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

Работа по учебнику с.68 «Проверь себя»

-Почему корень – это главная часть слова?

-Как называются слова с одинаковым корнем?

-Собери в группы однокоренные слова. Выделите корень.

Оцените свою работу смайликом.

Работа в тетрадях.

В корне заключено основное значение слов.

Однокоренные.

Самооценка.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

Познавательные УУД:

- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

V. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Очень много мы писали,

И глаза у нас устали.

Работа по зрительному тренажеру  Базарного В.Ф.

*по указке;(1,3)

*за указательным пальцем правой руки;(4)

* за указательными пальцами обеих рук;(5)

* без опоры, только глазами(2,5)

Выполняют движения

Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления

VI Применение знаний и умений в новой ситуации

Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

-А в словах какую часть мы так обозначаем?

-Для чего суффиксы нужны?

-Какая часть слова тоже служит для образования новых слов?

Работа со зрительными метками. (Приложение 1)

-Посмотрите вокруг. Что написано на зрительных метках?

При-, -ход-, -ик-, в-, -енок-, -кот-, -дом-, -ов-, про-, -лес-, -ок-, пере-, -ищ-, -мир-.

-I ряд выписывает приставки, II ряд – корни, III ряд – суффиксы.

-Составить за 2 минуты слова, используя данные части слов.

-Запишем эти слова в тетрадь и разберем по составу. Вспомним алгоритм разбора.

Оцените свою работу смайликом.

(суффикс)

(для образования новых слов)

(приставка) 

Самостоятельная работа по рядам. 

Взаимопроверка

(приставки, суффиксы, корни)

Работа в группах.

 Ответы групп.

Работа в тетради и у доски.

Разбор слов по составу.

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй, 
На основу внимательно смотри, 
Корень, поскорее, ты у нее найди, 
Приставку и суффикс в конце определи.

Самооценка

Познавательные УУД:

- определять  корень, приставку, суффикс и окончание.

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- применять  нужный  алгоритм  для проверки корня;

- образовывать  новые слова с помощью приставки и суффикса;

-различать предлоги   и приставки; - правильно употреблять  окончания и объяснять   его рол для связи слов в предложении или в словосочетании.

Регулятивные УУД:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

- контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при: - определении корня, приставки, суффикса и окончания.

Коммуникативные УУД:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

СД - Электронное приложение к учебнику

Выполнение задания  «Помоги пчелке собрать слово»

Работа в парах

Регулятивные УУД:

 -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

VIIФизкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

А теперь, ребята. Встать

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

Называю слова. Если слово состоит только из корня   – приседаем, если еще есть суффикс и приставка-  гладим по себя по голове.

Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления

Шарады.

Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, 
Приставка та же, что и в слове 
расход.

Корень мой находится в цене. 
В очерке найди приставку мне, 
Суффикс мой в тетрадке все встречали. 
Вся же — в дневнике я и в журнале.

Оцените свою работу смайликом.

Коллективное разгадывание.

Работа в тетрадях.

 (Рассказчик)

(Оценка)

Познавательные УУД:

—находить в словах необходимую морфему ,  отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

IX. Рефлексия.

СД - Электронное приложение к учебнику

Проверочная работа

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД:

 -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

Используя смайлики, оцените свою работу на уроке.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/184/105184324_smaylik.jpg– я был активным, дал много правильных ответов.

 http://rlv.zcache.com/blank_face_smiley_round_sticker-r0c3e31f47c5b45628cd70d33fc807375_v9waf_8byvr_512.jpg– я был не достаточно активным, не все мои ответы были правильными.

 http://skorostop.ru/sp/photos/s/f9/f9bae0d6c54eb63d2724cf0f5bb.jpg– я не был активным, отвечал очень мало.

Самооценка

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

X  Итог урока.  

Я хотела бы, что наш урок был  для вас интересным и познавательным. А каким он стал для вас?

Что было трудно на уроке? Интересно? Непонятно? Хотелось бы еще?

Чем был полезен урок?

Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Надеюсь, что урок мы закончим в хорошем настроении. Всем спасибо за активную работу! Отметки за урок.

Личностные УУД :

- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, - принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

-  появление желания умело пользоваться языком.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

-  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

XI  Домашнее  задание

Карточки для домашней работы. Дифференцированный подход.

Приложение 2 к уроку

                                                                     

Приложение 1

при- -ход- -ик-  в-

-енок-  -кот- -дом-

 -ов- про- -лес-

-ок-   пере-   -ищ-

 -мир-

Приложение 2

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

 

 

 

 

Укажи части слов.

 

http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img5.gif

http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img6.gif

http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img7.gif

http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img8.gif

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

 

 

 

 

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”.

водичка http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водица http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водяной http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водитель http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водоем http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

проводить http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водянистый http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водокачка http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

водопровод http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

заводной http://festival.1september.ru:8080/articles/579129/img4.gif

  Использованная литература:

1. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. И.Ф. Яценко, Т.Н. Ситникова, Н.А. Рылова.

2. Учебник  «Русский язык  2 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» УМК «Перспектива»

3. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

3. http://www.myshared.ru/slide/271503/ Формирование УУД на разных этапах урока.

4.Электронный конструктор урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"

открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Методическая разработка. Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"

Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Методическая разработка: рабочая программа по "русскому языку" 2 класс ФГОС Перспектива

рабочая программа по "русскому языку" 2 класс ФГОС Перспектива...

Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...