Программа "Трудные вопросы русского языка" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Программа расчитанна на один дополнительный час русского языка в неделю. Можно использовать как факультативное занятие.
Направленность данной программы заключается в систематизации, обобщении, а также пополнение знаний учеников по разделам языкознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doplnitelnyy_russkiy_4_klass.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Трудные вопросы русского языка» предназначена для учащихся 4 классов.
Направленность данной программы заключается в систематизации, обобщении, а также пополнение знаний учеников по разделам языкознания.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи, привить детям речевую культуру. Речь – это один из основных способов познания действительности. В школьных программах по русскому языку для начальных классов придается большое значение лексической работе. В основном эта работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением дополнительных занятий.
Программа дополнительного обучения разработана для 4-х классов и занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разносторонне развитие школьников. Данная программа содержит материал, который способствует развитию у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирует у них культуру речевого поведения, дает возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное мотивационное отношение к изучению русского языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности. Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, восприятия и обучения. В подборе материала к занятиям педагог ориентировался на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Целью данной программы является не только расширить и углубить знания учащихся по предмету, но и научить самостоятельной работе в классе над заданиями повышенной сложности, а также активировать их познавательно – мыслительную деятельность.
Основные задачи программы «трудные вопросы русского языка» сводятся к следующему:
- отработать на примерах упражнений повышенной сложности изученные ранее орфограммы,
- расширить знания по отдельным разделам языкознания,
- обучить составлению текстовых заданий и кроссвордов с целью активизации мыслительно-познавательной деятельности и повторения изученного материала,
- совершенствовать умение грамотно объяснять требующие проверки орфограммы и пунктограммы,
- повысить интерес к предмету путем использования на занятиях кроссвордов и ребусов, «веселых» заданий,
- расширить представление о некоторых видах орфограмм,
- обучить пользованию справочной литературой,
- вывести учащихся на более высокий уровень подготовки по предмету,
- приручить к самостоятельному выполнению сложных заданий,
- способствовать обогащению словарного запаса речи учащихся.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1.Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «литературное чтение» и специфические для курса «русский язык») : овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографии и пунктуации; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытии его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2.Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развитие на этой основе языкового чутья детей.
3.Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4.Сведения о частях слова вводится раньше – с первых шагов обучения грамоте в ходе регулярного наблюдения над словами.
5.Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средство выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису.
6.Выдержан единый методический подход к работе с текстом – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
Данная образовательная программа ориентирована на учащихся 4-го класса. Программа спецкурса «трудные вопросы русского языка» предполагает 36 часов (1 час в неделю в течение учебного года). В программу включены как теоретические материалы, так и практические задания, что дает учителю к концу обучения убедиться в результативности изучения данных тем. Завершается предполагаемый курс выполнением тестов итоговым зачетом.
В зависимости от цели и задач, поставленных перед курсом в целом и изучением конкретных разделов и тем, предполагается использование следующих форм проведения занятий:
- практические занятия планируются при изучении тем, связанных с выработкой навыков грамотного письма;
- решение тестовых заданий;
- групповые занятия;
- использование технических средств обучения;
- индивидуальная форма работы;
- зачетное занятие в игровой форме;
Ожидаемые результаты освоения учащимися программы.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
- признаки им. сущ., им. прил., глагола, местоимения; названия и признаки чл. предложения: главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных; однородных членов предложения;
Обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы и другие опасные места; правильно писать слова с безударной гласной, с двойными согласными в корне; с ь для обозначения мягкости; с ь - разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями; по программе графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (55-60 слов) правильно переносить слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффикса и приставки, подбирать однокоренные слова, в том числе и с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах: разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому, выделять из предложения сочетания слов связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным и);
- составлять предложения с однородными членами употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически-грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; читать и понимать учебно-научные тексты;
Методами выявления ожидаемых результатов предполагаются:
Фронтальный, индивидуальный и перекрестные опросы, работа в малых группах, самостоятельно и под руководством учителя, работа с текстами, карточками, тематическими кроссвордами, а также с различными видами словарей и прочих учебных пособий.
Учебно-тематический план программы
«Трудные вопросы русского языка»
Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |
Какие бывают тексты? | 1 | 1 | |
Вспоминаем изученное.Обращение. | 1 | 1 | |
Развиваем умение ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | 1 | |
Ребята по обогащению словарного запаса. Обучение написанию подробного изложения. | 1 | 1 | |
Связь однородных членов с помощью союзов и интонации | 1 | 1 | |
Открываем секреты письма | 1 |
| 1 |
Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 1 | |
Простое и сложное предложение | 1 | 1 | |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | 1 | |
Еще немного из истории слов | 1 | 1 | |
Учимся правильно употреблять слова | 1 | 1 | |
Поговорим о наречии | 1 | 1 | |
Из каких значимых частей состоят слова? | 1 | 1 | |
Правописание слов с –Ь- и –Ъ- | 1 | 1 | |
Поиграем со словами разных частей речи | 1 | 1 | |
Как определить падеж имени существительного? | 1 | 1 | |
Три склонения имен существительных | 1 | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний | 1 | 1 | |
Снова рассказываем и пересказываем | 1 | 1 | |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | 1 | |
Множественное число имени существительного | 1 | 1 | |
Как образуются имена прилагательные? | 1 | 1 | |
Как определить падеж имени прилагательного? | 1 | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний им.прил. | 1 | 1 | |
Склонение прилагательных множественного числа | 1 | 1 | |
Личные местоимения | 1 | 1 | |
Как написать сочинение по картине? | 1 | 1 | |
Склонение личных местоимений 3 лица | 1 | 1 | |
Роль глаголов в нашем языке | 1 | 1 | |
Как определить время глагола? | 1 | 1 | |
Как изменяются глаголы прошедшего времени? | 1 | 1 | |
Правописание –ТЬСЯ- и –ТСЯ- в глаголах | 1 | 1 | |
Возвратные глаголы | 1 |
| 1 |
I и II спряжение глаголов | 1 | 1 | |
Учимся писать сочинение-рассуждение | 1 | 1 | |
Итоговый зачет | 1 | 1 |
Литература для учащихся:
1)Готовимся к ЕГЭ с начальной школы. Русский язык 4-й класс. «Тематические тестовые задания в форме экзамена», Ярославль «Академия развития» 2010г.
2)Т.В.Шклярова, Русский язык 4-й класс, «Сборник упражнений», Москва «Грамотей»
3)Е.В.Попова, «Тестовые задания по русскому языку», Москва «Аквариум» 2001г.
Литература для учителя:
1)О.Е.Жиренко, «Учим русский с увлечением 1-4 класс», Москва, 2005г.
2)О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Практическое пособие по развитию речи», Москва «Аквариум», 1998г.
3)С.В.Савинова, «Нестандартные уроки в начальной школе», Москва «Учитель», 1999г.
4)Г.А.Бакулина, «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва «Владос», 2004г.
5)Л.С.Васильева, «Русский язык. Справочник. Грамматический разбор», Саратов «Лицей», 2004г.
6)О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Справочный курс русского языка», Москва «Астель», 2008г.
7)О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Справочное пособие по русскому языку 1-4 класс», Москва «Астель», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изложение по вопросам для 2 класса
Эа презентация позволяет написатьобучающее изложение ученикам 2 класса. она включает в себя сам текст, вопросы по тексту и трудные слова, которые позволят написать текст грамотно. Это не только ...
Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс
Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...
типы вопросов для 4 класса.УМК Биболетова
помощь в объснении типов вопросов для любого класса....
Частые вопросы по 1 классу
Праворегулирующие вопросы по 1 классу...
Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса
Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса...
Конспект урока по русскому языку развитие речи "Изложение текста по вопросам "Оляпка" 2 класса УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку развитие речи "Изложение текста по вопросам "Оляпка" 2 класса УМК "Школа России"...
Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс
Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по ру...