Доклад на тему "Комплекс занятий, как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
материал (4 класс)

Панфилова Марина Александровна

Доклад  на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями». В нем рассмотрены основные положения диссертационного исследования и представлена разработка комплекса занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Доклад  на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями».

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что согласно нормативно-правовым законам и действующим стандартам регламентированное общение является одним из основных инструментов для развития речи, коммуникабельности, пополнения словарного запаса учеников. Над проблемами регламентированного диалога работали Соловьева Людмила Георгиевна, Фотекова Татьяна Анатольевна,  Лалаева Раиса Ивановна.

Под регламентированным диалогом мы будем понимать переход от спонтанной неосознаваемой речи к контролируемому речевому поведению.  Р.И. Лалаева определяет регламентированную диалогическую речь, как умение слушать и понимать вопросы, самостоятельно задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

  Овладение регламентированной диалогической речью младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями   значительно затруднено, в силу недоступности использования лексики даже бытового характера для данной категории детей. Они с трудом вступают в учебный диалог на уроках, испытывают сложности в учебном взаимодействии с педагогом и сверстниками.

Все выше сказанное определило цель, задачи и гипотезу исследования. Основные методологические характеристики представлены в презентации.

 Для  выявления особенностей регламентированного диалога младших школьников с нарушением интеллектуального развития был проведен констатирующий  эксперимент

Эмпирическое исследование проводилось на базе  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области Няндомская специальная (коррекционная) школа-интернат.  

В исследовании приняли участие   10 учеников начального звена  с легкой умственной отсталостью 11 -12 лет  ГБОУ АО «Няндомской СКОШИ» и учащихся 11-12 лет средней общеобразовательной школы №  2 города Няндома.  

Методика констатирующего эксперимента представлена на слайдах, анализ результатов его проведения позволил нам выделить следующие особенности младших  школьников  с интеллектуальными нарушениями.

-   трудности в формулировке как простых так и косвенных вопросов

-  трудности ответов  на интерпретационные, творческие, оценочные и  практические вопросы.

-   сложности при разыгрывании речевых ситуаций

- трудности при использовании реплик реагирования и поддержания беседы в процессе регламентированного диалога.  Значимость и достоверность результатов констатирующего эксперимента мы проверили с помощью статистического метода Манна-Уитни. Эмпирическое значение Uэмп (10) находится в зоне значимости.  

 Проведённый анализ педагогических условий,  показал, что работе по  развитию регламентированного диалога в структуре образовательного процесса отводится незначительное место. Данные результаты показали необходимость коррекционной работы в данном направлении.

Второй этап – формирующий эксперимент, его цель и задачи представлены на слайде

На данном этапе  нами был разработан и апробирован комплекс занятий  для развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями . Данный комплекс получил название «Лого-круиз». Он содержит   связанные одной тематикой разнообразные упражнения для развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Прошло 10 фронтальных занятий, которые проходили два раза в неделю,  во время внеурочной деятельности, продолжительность занятий составляла 40 минут.  Для каждого занятия мы разработали общую   структуру представленную. на слайде.  

ПОЗВОЛЬТЕ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО РАЗНЫМ ТЕМАМ

Первое  занятие  называлось «Отправление в Лого-круиз», оно было направлено на знакомство младших школьников с интеллектуальными нарушениями с  целями, задачами, видами деятельности и содержанием комплекса занятий с помощью применения игровой технологии.      «Лого-круиз» - это игровое соревнование, для которого необходимо было в начале сформировать дружные команды-экипажи.   На первом занятии учащиеся узнали, что  побывают в 5 странах:  «ВЕНГРИЯ», «ГРЕЦИЯ», «АВСТРИЯ», «ОАЭ», «АРГЕНТИНА».

 Путешествуя по Венгрии младшие школьники   выполнили следующие задания «Час занимательного разговора о Венгрии», в котором  участникам нужно было   ответить на поставленные вопросы: «Объясни значение цветов венгерского флага», «Расскажи о каких достопримечательностях  ты узнал», «Какие животные живут на территории страны и как жители страны защищают их?», «Какими народными промыслами славится Венгрия?» и т.п. Занятие построено так, что каждый из участников оказывается в роли рассказчика, и журналиста, который задает вопросы.

Путешествуя по Австрии мы предложили младшим школьникам  на удочку поймать рыбу из Боденского озера, а на карточке-рыбе была написана тема беседы «Почему Австрию называют самой музыкальной страной?», «Почему  туристы хотят посетить Альпийские горы?»,   «Впечатления от посещения горнолыжного курорта» и т.д.    

Путешествуя по Греции мы провели игру «В греческой таверне».   Мы раздали каждой команде карточки с названием блюд «греческий салат» и «мусака». Участникам команды необходимо познакомиться с рецептом, рассмотреть продукты и представить рецепт развёрнутым рассказом о том, как готовить данное блюдо. Задача игроков в том, чтобы каждый из команды поучаствовал в представлении рецепта. 

Путешествуя по АОЭ  учащиеся выполнили упражнение, которое получило название «Караван историй» Каждая команда получила задание сначала прочитать, а потом пересказать истории, а противоположной команде нужно было не просто отгадать верят или нет услышанному, но еще и объяснить, почему они поверили или нет. Истории мы предложили по следующим темам: «Животные пустыни», «Красота растений пустыни», «Национальная одежда ОАЭ» и т.д.

 Путешествуя по Аргентине учащиеся выполнили упражнение: «Аргентинские сказки по телефону».   По условиям игры ведущему  нужно было позвонить   оператору , который  расскажет ему сказку.   Как только задание было выполнено, ведущий и оператор менялись местами.  

5. В конце каждого занятия мы назначали Главнейшего Путешественника по стране, который мог стать тот учащийся, который заработал самое большое количество игровых монет.

Третий этап эксперимента – контрольный. С помощью представленных диагностических методик, мы смогли наблюдать качественные изменения в регламентированной диалогической речи.

Значимость и достоверность нашего контрольного эксперимента мы проверили с помощью статистического метода Манна-Уитни. Uэмп (44,5) оказалось в зоне незначимости. Это говорит о незначительных изменениях количественных показателей, но при этом изменились качественные показатели данных уровней сформированности, что является важным положительным аспектом при коррекционной работе с младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Мы с уверенностью можем сказать, что проработанные на занятиях упражнения, смогли положительно повлиять на развитие умения входить в контакт с педагогом и другими учащимися. Младшие школьники отвечали более полными предложениями на творческие и оценочные вопросы. Те учащиеся, которые ранее отказывались выполнять  задания, стали отвечать кратко  на  данные вопросы, с  помощью педагога.

 Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, повышение уровня регламентированной диалогической речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Полученные в итоге выполненной работы теоретические и эмпирические результаты дают основание для подтверждения правомерности выдвинутой гипотезы.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет цели: 1. Углублять знания воспитанников с интеллектуальными на...

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Статья Развитие устной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов сказкотерапии.

В статье предложен материал, который будет полезен педагогам, учителям начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями...