Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.
учебно-методический материал на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_palchikovaya_111gimnastika.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Орехово - Зуево

Доклад

Развитие речи у младших школьников

 с интеллектуальными нарушениями  

посредством  пальчиковой гимнастики.

Подготовила: Беляева Марина Геннадьевна –

учитель начальных классов

2 апреля 2017 года

Добрый день, уважаемые коллеги.

 

  1.  Сегодня я представляю вашему вниманию выступление по теме: «Развитие речи у обучающихся с нарушением интеллекта посредством пальчиковой гимнастики».

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной деятельности.

         Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

По мнению известного исследователя детской речи Мариониллы Максимовны Кольцовой, движения пальцев рук исторически, в ходе развития, оказались тесно связанными с речевой функцией.

2.       Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи и у ребёнка.   Взаимосвязь между развитием речи и формированием мелкой моторики рук  подчёркивается многими специалистами.

3.           Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

 На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность:

 

4.        если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.  

5.     “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”

 Я думаю, вы согласитесь со мной, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и  мощным средством, улучшающим  формирование и развитие нервно-психических процессов у детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются игры с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика.

6.       Вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость.

Пальчиковая гимнастика – мощный стимул для развития речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

  1. ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

  1. если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной,  усилится контроль над выполняемыми движениями;

  1. развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;

  1. у детей развиваются воображение и фантазия;

  1. в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

7.       Значение пальчиковой гимнастики для развития ребенка

   Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.

   Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.

   Достигается понимание смысла речи.

   Повышается речевая активность.

   Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.

   Развиваются творческие способности, фантазия.

   Расширяется кругозор ребенка.

   Формируются добрые отношения между ребенком и взрослым.

         Гимнастика должна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и укреплять все мышцы.

Необходимо дифференцированно подходить к подбору упражнений для пальчиковой гимнастики, так как некоторым детям свойственна относительная стабильность в концентрации внимания, поэтому упражнения ребенку можно показывать одновременно для двух рук. В случае, если у школьников  не получается сосредоточиться на одновременном выполнении упражнений двумя руками, то их можно выполнять поочередно то одной, то другой рукой.

Выполняя каждое упражнение нужно озвучивать и объяснять каждое действие, а так же быть терпеливым и не рассчитывать на то, что ребенок с первого раза начнет все делать правильно.

8.       Пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:

  1. Пальчиковые игры с предметами;
  2. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
  3. Пальчиковые игры - манипуляции;
  4. Пальчиковые игры на основе сказок;
  5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

         А сейчас мы остановимся более подробно на каждом из них.

9.

  1. Пальчиковые игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. На слайде представлены некоторые игры с использованием: игрушек-пищалок, пуговиц, мягкого мячика с шипами, карандашей, прищепок.  Рассмотрим примеры таких игр:

а)Игры с игрушками.  Ребёнок  сжимает игрушку и издается звук. Для игры можно придумать самостоятельно небольшой стишок. Например, такой:

Мама утка шла к пруду

 Кря-Кря-Кря   (ребенок сжимает игрушку-пищалку)

 Всех купаться отведу

Кря-Кря-Кря     (ребенок сжимает игрушку пищалку)

А за нею шли утята

Кря-кря-кря    (ребенок сжимает игрушку пищалку)

Очень смелые ребята

Кря-Кря-Кря     (ребенок сжимает игрушку пищалку)

б) Игры с пуговицами. Сначала отбирают самые большие пуговицы и выкладывают дорожки из них. Затем наши пальчики-человечки бегали по этой дорожке вперёд-назад. Потом представляем что это у нас поезд, где каждая пуговица вагон. Нашим пальчикам-человечкам нужно пробежать по всем вагонам, запрыгнуть в определённый вагон по счёту. По такому же принципу играют с маленькими пуговицами. Потом выкладывали «поезд» из пуговиц одинакового цвета, формы. Таким образом, в ходе игры изучались понятия большой-маленький, а так же знакомились с цветами. Позже в большие «вагоны – пуговицы» мы сажали пассажиров – маленькие пуговицы. Наблюдали и соотносили, какие помещаются, а какие нет.

в)Игры с  мячиком с шипами. Дети катают его в ладошках, перекидывают из руки в руку, катают его то левой, то правой рукой по столу и т.д.

г) Игры с прищепками. Для этого нужно вырезать из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал и берутся прищепки разного цвета. Придумываете любой сюжет:

— Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Перед собой он увидел травку.

— Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие. Какого цвета? Зеленого.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

— Подняв голову вверх, он посмотрел на солнышко. Какое оно? Яркое, желтое, круглое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

—Тима пошёл во двор. А во дворе росла ёлочка.  И т.д.

д) Игры с карандашом (ручкой). Коллеги,  предлагаю вам вспомнить одну из таких игр с карандашом (ручкой)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного покатали.

- Продвижение вверх и вниз по карандашу или ручке, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

По карандашу бегу, бегу, бегу,

Съехать вниз скорей хочу.

10.

  1. Пальчиковые  игры со стихотворным сопровождением.

Такие игры побуждают детей к творчеству, они  и запоминаются быстрее, потому что в стихотворной форме. В одну такую игру  коллеги мы сейчас  с вами поиграем.

«В гости к кошке».

Позвала нас в гости кошка, (зовём руками в гости)

И пошли мы по дорожке.  (пальцы «шагают»  по столу)

Видим дерево высокое,    (наставляем кулачки друг над другом)

Видим озеро глубокое.     (волнообразные движения кистями)

Птицы весело летают      (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)

Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Это дом,                                   («крыша»)

А в нем окошко                         («окно»)

Нас встречают кот и кошка  (хлопаем в ладоши)

Мы немножко погостим        (руки «здороваются»)

И обратно побежим              (пальцы «бегут» по столу)

11.

  1.  Игры - манипуляции. 

Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»  и т.п.. Данные игры можно использовать на физминутках на уроках письма, математики, рисования, ручного труда и т.д.

12-13

  1. Пальчиковые игры на основе сказок. 

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

 14.

  1. Очень эффективные для развития мелкой моторики  пальчиковые игры с элементами самомассажа.

 В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д. Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Забиваем гвозди». «Гуси щиплют травку», и всем известная «Капустка»:

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),

Мы капусту режем, режем

Мы морковку трем, трем («тереть» кулаком о кулак),

Мы капусту солим, солим (имитация посыпания солью),

Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

15 – 16.

              Это почти вся наша ежедневная пальчиковая гимнастика в начале урока      русского языка.

17.

  1. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

Все из вас помнят  мультик  из сборника «Карусель» про апельсин? Предлагаю вспомнить слова и выполнить действия под музыку.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (сжимаем – разжимаем кулачки)

Много нас, а он один…(показываем раскрытую ладошку, потом один пальчик)

Эта долька для ежа, (загибаем пальчики по одному на каждую строчку)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька бобра!

А для волка кожура! (показываем раскрытые ладошки)

 Волк сердит на нас – беда! (погрозить одним пальчиком)

 Разбегайтесь кто куда! (перебираем пальчиками)

Дети очень любят выполнять такие игры под музыку.

18.

  1. Разнообразные  настольные  игры -  шнуровки, мозаики, счёты, абаки, паззлы, осколочные картинки,  детское лото,  домино,  шашки и шахматы  предназначены для развития мелкой моторики, а значит и для развития речемыслительной деятельности. Эти игры постоянно использую на уроках и во внеурочной деятельности,

19-20.

  1. в индивидуальной работе и

21.

  1.  групповой работе.

22.

ДИАГНОСТИКА (слайд) Уровни: сентябрь – средний и низкий, апрель – высокий, средний и  низкий.

Уважаемые коллеги, я рассказала вам о вариантах использования в своей работе разнообразных видов пальчиковой гимнастики. Думаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что эти приёмы  развития мелкой моторики оказывают положительное воздействие на развитие речемыслительной деятельности обучающихся.

23.

Вывод

  Пальчиковые игры обучающимся нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными.

  У детей улучшилась речь (возросла речевая активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 6 слов).

Пальчиковая гимнастика повышает интерес и  работоспособность у  обучающихся на уроках и занятиях, обеспечивает развитие  и совершенствование   базовых учебных действий  -  составляющей части АООП  при обучении по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

24.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...

Доклад на тему "Комплекс занятий, как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Доклад  на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями». В нем рассмотрены основные положения диссертац...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....

Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...