Статья Развитие устной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов сказкотерапии.
статья

В статье предложен материал, который будет полезен педагогам, учителям начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самохина Екатерина Борисовна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа  № 499

 Красногвардейского района

Статья

Развитие устной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов сказкотерапии.

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей с интеллектуальными нарушениями является фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности обучающихся в первом классе. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Как показывают наблюдения (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, В.Г. Петрова, Л.Г. Парамонова) речь умственно отсталого учащегося 1 класса отличается ее качественным своеобразием. Встречаются нарушения связи слов  в предложениях, краткость, сжатость изложения, фрагментарность, недоразвитие мотивационной стороны высказывания. У умственно отсталых детей отмечается, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности работы по развитию речи показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения.

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее десятилетия и применяемых в работе с детьми с умственной отсталостью, имеющих недоразвитие речи, является использование сказки.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, и, как следствие, оказывают влияниет на развитие связной речи. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Погосова, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, Т. Сергеева, Д. Ю. Соколов, Г. Г. Чебанян, С. А. Черняева, О. В. Защиринская и многие другие.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у умственно отсталых учащихся 1 класса недостаточно разработаны. Следовательно, проблема развития и коррекции связной речи у умственно отсталых обучающихся является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....

Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.

Предлагается описание опыта логопедической работы смладшими школьниками с ОВЗ по коррекции дисграфии с использованием компьютерной программы «Море Словесности», сочетающей традиционный и в...

Рабочая программа по коррекционному курсу «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...