Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
статья

Егорова Елена Александровна

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Сегодня внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий год от года увеличивается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей младшего школьного возраста, так как именно мышление является высшей формой отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития, что очень важно при обучении в школе [4].

Мышление имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.

Наглядно-образное мышление рассматривается, как внутренний план действия, а также как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения знаний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения и т. д. Мыслительная деятельность выступает как оперирование образами [1].

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие исследователи, занимавшиеся проблемой умственной отсталости, отмечают, что необходимо заниматься изучением наглядно-образного мышления и его коррекцией у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе их развития. Несмотря на достаточный объём существующих теоретических и практических данных, остаётся не до конца решенной проблема коррекции и развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Поэтому необходимо использовать имеющиеся знания об особенностях мышления детей данного возраста с умственной отсталостью в коррекционном процессе.

Целью исследования является изучение и развитие наглядно-образного мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

В ходе анализа литературы было выяснено, что развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития этого процесса у умственно отсталых детей. В целом, мышление детей этой категории характеризуется стереотипностью, тугоподвижностью и недостаточной гибкостью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач [2], [3].

В соответствии с целью исследования было организовано и проведено изучение уровня развития наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Для этого были подобраны диагностические методики, направленные на изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей: «Нелепицы», «Исключение четвёртого лишнего», «Серия сюжетных картинок». Выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что дети находятся на низком уровне развития наглядно-образного мышления, что в дальнейшем отрицательно сказывается на развитие более сложных форм мышления и всей познавательной сферы, вследствие чего у ребенка возникают трудности в обучении. Таким образом, перед нами возникла необходимостью продумать содержание деятельности, направленной на развитие наглядно-образного мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

На формирующем этапе экспериментальной работы была проведена система групповых занятий в рамках урочной деятельности, на которых использовались разнообразные игры и упражнения с дидактическим содержанием для развития наглядно-образного мышления.

На контрольном этапе экспериментальной работы был отмечен рост уровня развития наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, что подтверждает эффективность проведения коррекционно-развивающей работы.

Проведенная экспериментальная работа по исследованию и развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями подтвердила, что если проводить систематическую и целенаправленную коррекционную работу и развивать наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, то можно достичь значительных результатов, что соответственно позволит повысить качество обучения данных детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.
  2. Баранов С.Н., Егорова Н.Л. Особенности мышления у младших школьников с нарушением интеллекта // Актуальные проблемы психологии глазами студента: материалы X Всероссийской студенческой научной конференции / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина". – Тамбов, 2014. – С.3
  3. Петрова И.Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени / И.Х. Петрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – с. 143-145.
  4. Шаронова А.С. Особенности различных видов мышлений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 5. – С.216

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Формирование словесно-логического мышления у младших школьников с речевыми нарушениями

В презентации рассматриваются операции словесно-логического мышления, механизмы протекания и этапы формирования словесно-логического мышления. А также педагогические принципы построения системы развит...

Доклад на тему "Комплекс занятий, как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Доклад  на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями». В нем рассмотрены основные положения диссертац...

Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями...

Презентация "Планета в наших руках" для младших школьников с интеллектуальными нарушениями в развитии

Презентация по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы...